Итак, мы с мастером-шлемоделом Алексеем Будиловым закончили эпопею по изготовлению этого интересного шлема.
Оригинал был найден в Краснодарском крае и находится в частной коллекции. Был опубликован в работе А.Н. Кирпичникова "Раннесредневековые золочёные шлемы", рис. 33
Шлем представляет собой как бы «гибрид» двух других известных нам раннесредневековых шлемов: Столбище и Казазово. Сходство с первым заключается в общей ярко выраженной сфероконической форме купола, полуовальных вырезах на верхних пластинах и полноценном наноснике с «бровями». Со шлемом из Казазово его роднит восьмичастная схема сборки, устройство подвеса для бармицы и применение шипообразных заклёпок.
Очень интересно навершие шлема, представляющее собой конус, переходящий на конце в раструб в виде четырёхгранной пирамидки. В левой и правой гранях пирамидки просверлены отверстия, вероятно, для крепления нашлемного украшения с помощью штифта.
Основываясь на конструкции шлема, регионе находки и обряде погребения (трупосожжение) я бы предположил его отношение к хазарским древностям.
- Отписали: 43
- Просмотрели: 601
В левой и правой гранях пирамидки просверлены отверстия, вероятно, для крепления нашлемного украшения с помощью штифта.Или крепежа из органического материала.
Про высоту оригинала сложно точно сказать, около 30 см.
С молоком матери от пращуров досталось
А то блин бедные викинги были бы…
Одна — известный шлем из частной, мать её, коллекции, Коровкен не даёт качественные фотографии этого шлема. Один над златом чахнет.
Второй — шлем из Столбищ. Автор фотографии Климентий Жуков, человек относительно неплохой. Хотя бы потому, шо не жмёт инфу.
Меня до батхёрда волновает такой вопрос: в бок то, шо никаких шипов там нема, и клёпки конические, а не как на гнёздовском шлеме, НО — откеда взята такая мудрёная констрикция навершия гостятинского шлема? Чем она обоснована?
по клёпкам я забираю свой вопрос назад, но верхушка — она скрыта от нас хитростью али колдовством, не знаю. если ты, Гостята, этот шлем делал — знать, владел информациею? Кинь фоточку, будь хороший.
Навершие именно такое, как на моем. Не до конца был прояснён вопрос по технологии сборки навершия (соединение конуса и крепление пирамидки). Мы сделали просто пайкой, но возможны варианты.
Заклёпки — такие же, как на шлеме из Казазово, т.е. все они изначально шипообразные, только при расклёпке они в разной степени деформировались (расплющивались). Некоторые при этом оставались практически коническими, некоторые плющились практически до полусферы. На моём шлеме этот эффект хорошо проявился. Плюс надо учесть изменение формы в процессе эксплуатации и время пребывания в земле. У данного шлема сохранность значительно лучше, чем у Казазово, к слову.
какой вообще кайф владельцу шлема зажимать людям возможность исследовать и реконструировать шлем? радовался бы, шо не в турме пока :(
иногда мне кажется, что это сам Коровкин и есть владелец этой «частной коллекции».
двоякодышащий, однако.
а чего бы не развивать эту тему? чем она плоха, так сказать? чем не тема для беседы холодным зимним вечером под плошку гороховой похлёбки?
или тебе сделали правильно — и хорошо, да?
а некоторых жаба душит. мелко мыслят, по-хуторянски :)
но имею фотки другого шлема, который только что продал
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.