© перевод svart_ulfr
Особую роль кабана в религии и искусстве Европы в период Железного века подтверждают многочисленные изображения этого зверя в кельтском искусстве, распространенные по всему континенту.
Кельтский бронзовый кабан из (слева) гутенбергского вотивного приношения (Лихтенштейн, II — I вв. до н. э.), и (справа) из румынской Лункани (Клужа) (I в. до н.э)
Вепри встречаются в кельтской Европе повсюду – на монетах и в виде статуэток, на гребнях шлемов и боевых трубах-карниксах, подтверждая особую связь этого зверя с войной и властью.
Статья на английском
Бронзовый кабан с кельтского шлема из Хаунслоу, Англия (слева) и изображение воина в шлеме, украшенном фигуркой кабана (справа), с гундеструпского котла (конец II – начало I вв. до н.э)
Шлем с фигурой
кабана, изображенный на аверсе серебряной кельтской монеты из Эстергома, Венгрия (начало I вв. до н.э)
Самые узнаваемые кельтские музыкальные инструменты, карниксы (боевые трубы) делался в виде кабаньих голов, вновь свидетельствуя о том, что этих зверей кельты изображали чаще всего (см. статью «Карникс, кабанья голова»). Впечатляет и множество бронзовых статуй, выполненных в натуральную величину и обнаруженных в кельтских захоронениях и святилищах, — например, в погребении, хранящем кельтскую колесницу, обнаруженном в болгарском Мезеке, или в святилище Нёви-ан-Сюльа (Луаре), что во Франции.
Бронзовая статуя кабана из святилища Нёви-ан-Сюльа (I вв. до н. э.)
Бронзовая статуя с кельтской колесницы, захоронение в Мезеке, Болгарии ( III в. о н.э.)
Если свинья была самым распространенным животным в Европе, нередко встречаясь в захоронениях Железного Века в качестве пищи для загробной жизни, то останки кабанов в подобном качестве очень редки, что свидетельствует о том, что дикий кабан, в отличие от домашней свиньи, не воспринимался кельтами только лишь как источник пропитания. Религиозное значение зверя подтверждают и его изображения на артефактах, таких, как кельтиберская культовая повозка из Мериды (Испания) или статуя из французского Эфиньекса (верхняя Марна) – последняя, вероятно, изображает кельтского бога кабанов Моккоса.
Известняковый столб-статуя, Эфиньекс (верхняя Марна) (I вв. до н. э.)
«Кабанья охота» — бронзовая кельтиберская культовая повозка из Мериды, Испания (I вв. до н. э.)
То, что дикого кабана кельты изображали гораздо чаще других животных (он уступает в этом отношении разве что хищным птицам – см. статью «Катубодуа»), свидетельствует об особом значении, которое он занимал в жизни кельтского общества. Имеющиеся археологические и нумизматические данные убедительно свидетельствуют, что охота на кабана, возможно, играла важную роль в инициации воинов Железного Века, будучи частью «ритуала перехода».
Есть шанс, что культ вепря может быть общей ИЕ традицией, что было бы очень приятно и интересно.