Раннесредневековая сабельная портупея

Товарщи, как обычно в моём случае сугубо практический с точки зрения исторической реконструкции вопрос перерос для меня в более глобальный. В данном случае я говорю о сабельной портупее/подвесе сабли и кинжала к поясу. 

В данном случае основным источником, я думаю, могут служить лишь разннобразные изображения (тюркские каменные изваяния, согдийская живопись, хоть там изображены мечи, а не сабли, но их система подвеса, а также сам набор в паре с кинжалом явно выдают их генетическую близость). Да, количество изображений довольно велико, везде мы можем видеть пояс, к которому слева с помощью двух ремней через скобы ножен подвешены сабли/мечи. Кинжалы, почти всегда подвешены строго горизонтально, спереди, причём скобы зачатую подходят к поясу почти вплотную, ремней почти никогда не видно (исключение составляют, насколько я помню, только пара персонажей пянджикентской сцены приёма послов, у которых кинжалы висят с левого бока, над саблей).

Т.е. принципиальная конструкция вполне прозрачна. Но возникает вот какой вопрос, была ли это специальная неразборная портупея или обычный наборный пояс, с которого по необходимости можно было снять саблю и/или кинжал?

Поздние сабельные портупеи говорят за первый вариант. Да и на изображениях (что фресках, что каменных статуях), даже при отменной детализации, ремни, идущие от сабли к поясу всегда показаны обычными линиями, без каких либо следов пряжек или съёмного крепления. Либо сохранность изображения не позволяет разглядеть ремни вообще.  Но тут меня смущают изображения «мирных» сцен, де в некоторых случаях персонажи показаны в наборных поясах, к которым прикреплён один лишь кинжал, а в некоторых случаях и кинжал, и меч. Можно предположить, что сабли/мечи и кинжалы просто привязывались к поясу обычными ремешками по необходимости? Либо же неразборная сабельная портупея, а кинжал мог крепиться к ней или обычному поясу по необходимости?

Что касается археологии, то мне не известно ни одного достоверного примера сохранившихся следов подвеса сабли. За исключением прибитых ремешков на сабле из Больше-Тархановского могильника, но и там непонятно, как эти ремешки в итоге крепились к поясу. Правда, Крыганов в своей диссертации приводит схематическую реконструкцию подвеса сабли на различные скобы, и там у него фигурирует ременная петля с пряжкой, пропускаемая через крепление на скобе. Соотвественно, сверху ремень мог пропускаться в самом простом случае вокруг пояса, либо же через польцо поясной пряжки. Но есть ли какие-то археологические подтверждения такого способа?

PS продолжение и картинки будут позже

0
Реклама

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.