Собрание сведений о ширине ткани в северной Европе

Данные отрывочные сведения призваны развенчать миф о том, что ткани раннего средневековья повсеместно имели ширину около 40 см. Что справедливо для алан и, возможно, славян, для скандинавов и прочих европейцев оказывается неверным. Вертикальный ткацкий станок не ограничивал ширину ткани размахом рук ткача, и широкие (70-100 см) ткани бытовали в Европе задолго до возникновения мануфактур!

1) Существует вот такая реконструкция раскладки на ткани известной рубашки из Виборга:

Реконструкция основана на сохранившихся у деталей кромках.
(отсюда: http://forest.gen.nz/Medieval/articles/Viborg/VIBORG.HTM)
Получается кусок ткани шириной 95 см.

2) Else Ostergaard пишет: что в гренландских находках одежды есть детали шириной 95 и 86 см; что найден вал и ремизка (?) от вертикального ткацкого станка, позволяющего ткать ширину 120 см; что согласно исландскому «сборнику ГОСТов» Gragas ширина вадмаля 2 alen (локтя, 1 такой локоть = 49 см), то есть 98 см (Woven into the Earth, стр. 63). Конечно, гренландские находки не относятся к раннему средневековью, но зато имеют отношение к вырабатываемым на вертикальном станке тканям.

3) Существует такая хорошо сохранившаяся одежда, как полотняный кафтан из захоронения франкской королевы Батильды в монастыре Шелль:

 Хотя Батильда умерла раньше интересующего нас времени (в VII в.), ее кафтан может дополнить наше представление о развитии ткачества в Европе раннего средневековья. Обратите внимание на раскладку деталей на ткани внизу картинки. Ширина стана, она же ширина ткани — 85 см.

4) Покрывало, в которое был завернут болотный саам из Скьольдехамна, имело размеры (по новым данным) где-то 171 на 154-161,3 см. Собрано из двух частей. Ткацкий кусок, из которого его делали, был 83-77 см в ширину (83 см у начальной кромки, дальше плавно уменьшается) и около 3,48 м в длину.
(Dan Halvard Løvlid. Nye tanker om Skjoldehamnfunnet, 2009. Стр. 138.)

5) Рубашка, найденная в захоронении в приходе Rogart, Сазерленд (северная Шотландия), имела стан из одного неровно сотканного куска ткани шириной 74,5 — 81,3 см. Датируется неизвестно чем. Предполагают, что средними веками.
(Early Textiles Found in Scotland, стр. 18-21, картинка оттуда же)
+4
x
Наплюсовали на 4
Реклама
Согласна и полностью поддерживаю. Ирландские волосатые плащи — 3 м в ширину и полтора в длину. А в датском текстиле двусторонний прямоугольный плащ шириной 2 с половиной м. и длиной метр сорок. Я уже молчу про ирландские пальтишки
Torunn
а в каком именно датском текстиле? у Хальд или у Хэгг?
Ольга Филипенкова
Я тоже решила помолчать про плащ из Торсбьерга и пеплос из Хюльдремосе (последний, как известно, вообще за полтора метра шириною), т.к. они все-таки совсем раньше :)
А чего ирландские пальтишки в связи с шириной тканей? :)
У Херберта Янкуна в текстиле Хедебу
Поделитесь источниками на Ирландские пальтишки!
Torunn
Ден, они очень специфичны)) сделай лучше курточку из Хедебю)) с розовым мехом))
Только не розовый мех! Я не готов выглядеть стильным сутенером раннего средневековья!
Torunn
а на ирландских плащиках встречались жемчуга)) читай — стразики…
покайся грешник)
Вы с церковным облачением не путаете?
Torunn
перевод статьи про плащи выкладывался на ТФ ребятами из Киева.
там не про церковное облачение речь шла.
ААаа! Брановцы! Я не видела у них ни одного обоснованного источника. Ни изобразительного, ни археологического. Единственное чем они бравируют, это сомнительная статья МакКлинток об ирландском костюме по Келлской библии
Torunn
я говорю о конкретной переводной статье, она тоже сомнительна? если да — то поясните, пожалуйста, в чем именно?

то, на чем они основывают свои реконструкции — это другой вопрос, который здесь немного не корректно обсуждать, ну и вообще он к конкретной теме отношения не имеет.
Вы неверно меня поняли) Я поставила под сомнение ИМЕННО статью. Нельзя делать реконструкцию по Келлской библии. Это называется стилизация. Что же касается плащей, вышитых, якобы, жемчугом, то это некорректный перевод Гугла. НЕ ВЫШИВКА. РОССЫПЬ. Найдены остатки жемчуга на плаще
я уверовал! Больше, больше гламура! Шелковые оторочки исподнего и пастельные тока в реконструкцию!
Еще один((
Ольга Филипенкова
Пастельные тона в реконструкции и так рулят из-за нашего неумения ярко красить :)
Эти пальтишки мало отличаются от пальто для верховой езды из Бирки, в которых щеголяет каждый второй конунг-петрушка
Павел Воронин
а что за «пальто для верховой езды» и откуда известно что оно именно для верховой езды и не для чего более?
Ольга Филипенкова
Гуннар, не беспокойся, это всего лишь кафтаны в дословном переводе с английского (ср. англ. riding coat) :)
Спасибо, Оль))
Павел Воронин
о, так я узнал происхождение слова Редингот ))) это калька оказывается )))
Ольга Филипенкова
это не калька, это заимствование…
Мне надо набрать статус, чтобы выложить фото из музеев. Но вот как это выглядит в реконструкции
На мужиков тоже есть
Зверька
И еще один мой вопрос благополучно получил ответ.
Как говориться, Спасибо!
А то я себе уже всю душу измотала, с вопросом было-не было широких тканей.
Ольга Филипенкова
Я рад, что Вам помогло.
Ольга Филипенкова
*рада :)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.