В 1385-1396 гг. на главной площади Нюрнберга был возведен 19 метровый фонтан в виде трехуровневой пирамиды, украшенной 40 скульптурами великих деятелей прошлого. Один из величайших памятников готической эпохи принадлежит скульптору и архитектору Фрицу Пфицингу Старшему, который умер в 1389 г., после чего работа была продолжена его коллегой Генрихом Бехаймом. Последний завершил работу в 1396 г.
Художественная покраска и позолота выполнены Конрадом Кугелем и Генрихом Фогелем. Впечатляющий монументальный памятник обошелся городской казне в 4500 гульденов — сумму по меркам XIV столетия близкую к астрономической. Выполнен фонтан и фигуры его украшающие из песчанника с деревянными каркасами. Располагался фонтан изначально в северо-западном конце площади.
Уровни пирамиды декорированы скульптурами, сгруппированными по тематическому признаку.
Пророки: Моисей, Исая, Даниил, Иезекиль, Иеремия и т.д. Великие воины: Иисус Навин, Иуда Маккавей, Давид, Александр Великий, Юлий Цезарь, Гектор Троянский. Курфюрсты: Саксонский, Рейнский, Бранденбургский, Богемский, архиепископы Трирский, Майнцский, Кёльнский. Великие властители: король Артур, Карл Великий, Готфрид Бульонский. Великие философы и ученые: Птолемей, Аристотель, Евклид, Никомах, Цицерон, Сократ и т.д., которые соответствовали искусствам: музыке, риторике, философии, геометрии, астрономии. Дополняют композицию фигуры евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. (Рис. 1).
Рис.1.
Настоящее украшение города сразу оказалось «трудным ребенком» для магистрата. Песчанник чрезвычайно плохо переносил воздействие погоды: ветра, воды и перемены температуры. Выветривание и вымывание камня было настолько сильным, что фонтан постоянно приходилось ремонтировать, укрепляя (или заменяя) деревянные скрепы или даже некоторые отвалившиеся фрагменты. 1420, 1447, 1464, 1490 гг. ознаменовались более или менее серьезными вторжениями мастеров во внешний вид фонтана. Последние ремонты проводил Михель Вольгемут — учитель великого Альбрехта Дюрера.
В 1540-1541 гг. была предпринята первая полномасштабная реставрация, осуществленная на уровне понимания процесса доступного для середины XVI столетия. В 1586-1587 гг. Пауль Кун установил кованную решетку вокруг фонтана и, видимо, бронзовые фигуры ангелов и амуров на самой пирамиде. Поддержание фонтана в достойном виде обходилось городской казне в значительные суммы. Поэтому, с 1620-40 гг., когда из-за войны, в настоящее время известной под названием Тридцатилетней, у города наблюдались регулярные проблемы с финансированием, муссировалась идея о демонтаже фонтана.
Тем не менее, до XIX в. года он продолжал стоять на своем месте, все более разрушаясь. В 1821 г., когда состояние памятника стало угрожающим, было принято решение о его демонтаже. Коллектив реставраторов разобрал фонтан, поместив оригинальные его фрагменты (скульптуры и элементы готического декора) в Германском Национальном музее, где они подверглись доступной реставрации о консервации. (рис. 2-3).
Рис.2-3.
На основе имеющихся элементов и исторической документации была проведена полная реконструкция фонтана. На этот раз памятник исполнили из известняка-ракушечника, куда более стойкого материала, нежели песчанник. Восстановлением занимался более чем авторитетный творческий коллектив при участии скульптора Эрнста фон Банделя и братьев Готфрида и Лоренца Ротермундов, мастер художественного литья Якоб даниель Бургшмит, а так же директор Академии живописи Нюрнберга, профессора Альбрехта Райнделя. Процесс реконструкции оказался чрезвычайо сложным, т.к., большинство скульптур были разрушены до критического состояния. Относительно целыми оказались фигуры Иуды Маккаваея и Юлия Цезаря, а так же курфюрстов Саксонии и Трира.
Не смотря на высочайший уровень работы, подход отвечал требованиям начала XIX в., т.е., был более чем вольным. Так, покраска статуй отличается множеством явных огрехов, даже относительно логики средневековой живописи. Например, налатное сюрко фигура Александра Македонского разделено цветом на зеленый подол и серебристую кирасу (каковой ее несомненно считали реставраторы, выкрасив нагрудную часть скульптуры в цвет «белого доспеха»), что выглядит особенно нелепо в связи с проработанными складками ткани и пуговицами, коих не могло быть на поверхности лат. (Рис.4). Подобного рода мелкие, но чрезвычайно досадные для исследователя моменты, встречаются более чем часто.
Рис.4.
Повторная реставрация уже новодельного фонтана 1821-1824 гг. началась в 1897 и закончилась в 1903 г. Автором реставрации был архитектор Генрих Вальрафф. Он оставил так же подробные записи: «Отчет по проекту реставрации „Прекрасного фонтана“ на главной рыночной площади Нюрнберга».
«Прекрасный фонтан»- ценный исторический источник, равно по истории искусства и истории материальной культуры. Последний аспект чрезвычайно подробно освящен скульптурами, которые изображают подлинные одеяния и аксессуары конца XIV столетия. Особую ценность и важность сообщает ретроспективный характер изображений на фигурах, которые изготавливались на протяжении почти десяти лет — жизни целого поколения, отражая, таким образом, подлинную реальность материальной культуры 1380-1390 гг.
Весьма интересны и показательны, например, скульптуры философов. Они облачены в долгополые одежды мешковатых, неприталенных очертаний, так непохожие на модные «сексуализированные» костюмы конца XIV в., которые известны исследователям и заинтересованной публике по многочисленным миниатюрам, памятникам мелкой пластики и монументальной живописи. Это вполне соотносится с сообщениями письменных источников, которые говорят о том, что пожилые люди предпочитали старомодные одеяния, непохожие на приталенные и короткие костюмы знатной молодежи. В самом деле, великий философ всегда изображался в расцвете его ученой зрелости, которой не соответствуют коттарди едва достигающие основания бедер. В качестве примера можно привести фигуры Птолемея (Астрономия) и Пифагора (Музыка). (Рис. 5-6).
Рис.5-6.
Особый интерес представляют воинские скульптуры.
Все «великие воины» и короли, а так же курфюрсты изображены в полном латном доспехе конца треченто. Они представляют зарождающуюся германскую моду защитного вооружения с многочисленными ребрами жесткости на плоскостях лат. Показателен характер наведения этих ребер в виде высоких гребней, возвышающихся над поверхностью доспеха, образуя глубокие канелюры в случае группировки нескольких граней в едином объекте. На этот момент необходимо обратить внимание как исследователей, так и мастеров, производящих реплики средневекового снаряжения в настоящее время.
Обычно имеет место неверная трактовка изображения. Современный мастер, как правило, заглубляет желоб между гранями в поверхность кирасы, тогда как «Прекрасный фонтан» однозначно и подробно демонстрирует высокие стальные гребни, поднимающиеся над плоскостью доспеха. (Рис. 7).
Рис.7.
Вообще кирасы «Прекрасного фонтана» можно разделить на группы: по геометрии изделия, по проработке поверхности.
Первая группа уверенно демонстрирует две основные тенденции: итальянскую и германскую.
Итальянские кирасы имеют традиционные очертания с пиком выпуклости в нижней трети. Ребра жесткости имеют характер невысокого ребра, выступающего над плоскостью, не влияя на образующие линии лат. В качестве примера приведем скуьптуру Иуды Маккавея. (рис.8). Фигуры Гектора и Иисуса Навина несут проработку и вовсе типичных итальянских кирас без ребер жесткости. (Рис.9-10).
Рис.8.Рис.9.Рис.10.
Отдельной подгруппой являются кирасы на фигурах курфюрстов маркграфа Бранденбургского и короля Богемии. (Рис.11-12). на плоскостях нагрудников изображены гетерогенные накладки с ребрами жесткости. Они покрыты позолотой, которая контрастно и логично выделяет их на общем серебристом поле. К сожалению, неизвестно, имелась ли эта позолота на исходном памятнике XIV столетия. Судя по всему, эти кирасы, несомненно североитальянских форм, соотносятся с нагрудником из замка Хурбург. Последний набран из полос стали на кожаной основе, а декоративные накладки окаймляют пластины лат. Подобные кирасы так же известны по материалам рыцарских надгробий Германии. Невозможно судить с уверенностью, что имел в виду скульптор: наборную кирасу наподобие хурбургской, или же монолитный доспех, усиленный металлическими накладками? В любом случае, визуально они родственны. Нагрудник короля Богемии несет одну накладку, в то время как нагрудник маркграфа Барнденбургского — три.
Рис.11-12.
Германские нагрудники представлены, например, фигурой Готфрида Бульонского. (Рис.13). Общей особенностью является форма кирасы с пиком выпуклости приблизительно в центре. Данный объект вообще более чем показателен, т.к. имеет характерную «килевидную» геометрию, столь характерную для германских кирас более позднего периода.
Рис. 13.
Защита ног и рук фигур «Прекрасного фонтана» демонстрирует весьма характерную для Германии ситуацию: синхронное существование весьма архаичных и более чем современных конструкций. Раздельные «коробчатые» наколенники соседствуют с миланскими шарнирными, соединяющими защитное устройство в единую систему. Например, поножи короля Давида (см. рис. 7) и пфальцграфа Рейнского (Рис. 14). Проработка наколенников так же подчинена двум тенденциям: полукруглые защитные объекты и подконические, заостренные, иногда даже разделанные радиально расходящимися гранями, как на фигуре короля Богемии.
Рис. 14.
Вся композиции фонтана представляет всего один шлем: на скульптуре маркграфа Бранденбурга. Это характерный куполовидный бацинет с налобным шарнирным кпреплением забрала «клапвизор». Забрало, впрочем, отсутствует, так что судить и положенном к комплексу прикрытию лица можно судить лишь предположительно.
В целом же коплексы защитного снаряжения, вне зависимости от того, кого подразумевал автор в качестве национального источника происхождения, показывают довольно типичную ситуацию для Германии 1380-90 гг, включая предположительно итальянские доспехи «аля тедеска», т.е., выполненные для германских заказчиков в соответствии с местными запросами.
К сожалению, фигуры фонтана подвергались неоднократной реставрации и даже переделке, что часто не учитывают при изготовлении современных реплик. Не смотря на свою колоссальную ценность и важность, скульптуры являются весьма неоднозначным «многослойным» источником. Так, некоторые элементы могли быть добавлены к статуям во время ремонтов XV в., как, например, пояс с бубенцами на фигуре Юлия Цезаря (рис. 15). Подобные пояса появляются массово среди германских изобразительных памятников не ранее 1400-1410 гг., т.е., несколько позже даты окончания фонтана.
Рис.15.
Несомненным следом переделок 1420-1490, или даже 1540 гг., является перчатка на статуе курфюрста Саксонского.
Данный предмет является объектом многолетних спекуляций со сторны любителей средневековых доспехов, не имеющих представления о всестороннем, критическом анализе источника. Результатом стали, например, многочисленные современные реплики полных рукавиц, что было бы несомненной революцией в орижиеведении. Ведь полные рукавицы, как считалось до сих пор, появляются в европейской паноплии не раньше 1420 гг.
На деле же оказывается, что изначально статуя сопровождалась именно перчаткой, вполне традиционной для германского треченто. Как известно, пальцы статуй часто не вытесывались зацело, а набирались на деревянных стержнях (как в случае с фигурами фонтана), что вело к легкой утрате их с течением времени. основание пертаки и первые фаланги выполнены в виде раздельных пальцев. От суставов и ниже перчатка продолжена ламинарным набором рукавицы, сильно диссонирующим с общим комплектом. Нет сомнений, что пальца ниже первых суставов попросту отвалились и были дополнены в XV-XVI вв. привычной для своего времени защитной конструкцией — рукавицей. (Рис. 16-17).
Рис.15-16.
Ниже приложены подробные фото «Прекрасного фонтана» для удобства пользования этим великолепным памятником германского средневековья.
на самом деле, главный скрытый пафос в последнем разделе — против идиотской идеию делать рукавицу на 14 век.
Третий день пытаюсь их просмотреть — виснет все через три фотки. Галлерея очень плохо работает вообще во всех темах.
Уверен, что они держались явно НЕ без спец преспособлений типа крючков, поскольку удерживаться на этом месте такой массивной дуре немыслимо — будет сползать, как трусы у блудницы. А когда еще меч и кинжал висит — вообще труба. И самое забавное — НЕ ДОЛЖНО перекашивать, что вообще не мыслимо без спец средств! :)))
Так я сказал: близкая к астрономической).
Собственная тушка да еще у турок — это ГОРАЗДО ценнее какого-то бесполезного фонтана))))))
раструб и еще много кое-что.
Я б сказал, что даже кираса Готфрида Бульонского на рис 13 не вполне 14 в., уж больно у нее 16 вековые очертания.
Представляется, что от жадности)))