Статуя была изготовлена по заказу предусмотретиельного соправителя Милана Берндабо Висконти в 1363 году у знаменитого скульптора Бонино да Кампионе. Сам сеньор Висконти умер только в 1385 году, так что статуя отобразила его в расцвете 40 лет, вкупе с реальным снаряжением, которое он использовал при жизни.
Это одно из немногих конных надгробий 14 века и, пожалуй, единственное такого роскошного исполнения.
Сам Бернбабо Висконти и его жизнь — готовый приключенческий роман и готовый авантюрный герой.
Всю жизнь воевал и интриговал.
Трижды отлучен от церкви.
Сражался против Империи Карла 4 и за нее.
В 1340 году вместе с братьями Галеаццо и Маттео составил заговор против правителей Милана (дядьев) Лукино и Джованни Висконти (последний был архиепископом Милана). Заговор был раскрыт, а братьям пришлось бежать из Милана и оставаться в изгнании до 1349 года, пока Лукино не умер, а Джованни не разрешил молодежи вернуться.
В 1350 году Бернабо женился на дочери герцога Вероны Мастино 2 делла Скала Беатричче Реджине, создав весьма прочный союз на будущее.
В 1354 году архиепископ Джованни умер, а власть в Милане поделили три брата.
В 1356 году Разбил имперского военачальника Маркварда фон Родека.
В 1360 году его отлучил от церкви папа Иннокентий 4.
В 1361 году потерпел поражение от знаменитого папского кондотьера Галлеото Малатеста при Сан-Руфилло.
В 1362 году развязал войну против Гвидо Гонзага и Мантуи.
В 1362 году при посредничестве Иоанна Доброго возвращается в лоно церкви, воспользовавшись договором с папой Урбаном 5, который уже в 1363 году отлучает его от церкви за нежелание вернуть тому Болонью и явиться в Авиньон.
Именно тогда Бернабо заказывает статую, а заодно идет на сближение с Империей, прощупывая возможности для заключения династических браков.
Но 4 марта 1363 году его сын Амброджио был взят в плен папским кондотьером Жилем де Альборноз и Висконти вынужден был заключить мир, выплатить контрибуцию в 500 000 флоринов и вернуть Болонью.
В 1364 году его дочь Таддеа Висконти вышла замуж за Стефана 3 Виттельсбаха, герцога Баварского, а сын Марко женился на его двоюродной сестре Элизавете Баварской. В 1365 году другая его дочь Верде Висконти стала женой Леопольда 3 Габсбурга, герцога Австрийского.
В 1368 году в союзе с Кансеньоре делла Скала Веронским (собственным шурином) снова начал войну с Гонзага и в 1370 году отнял у них горд Реджио-Эмилио.
Вот, кстати Кансеньоре делла Скала:
Сразу после войны с Мантуей. бернабо начал конфликт с семейством де Эсте, властителями Феррары и Модены, которые являлись официальными вассалами Церкви на тот момент. При этом его брат Галеаццо воевал с другим папским союзником — герцогом Амадеем 6 Савойским. Папа Григорий 11 отлучил обоих от церкви и основал Лигу для борьбы против Висконти. В 1372 году Амодей Савойский успешно деблокировал город Асти. В 1373 году в битве при Брешии папский кондотер Галеотто Маласпина потерпел поражение от войск Висконти.
Именно в этот непростой период Бернабо принял на службу великого Джона Хоквуда и его Белый Отряд. Который, впрочем, на службе Милана не задержался, перекинувшись сперва к флорентийцам, затем папе Григорию 11, а затем — снова к Флоренции.
Бернабо принял активное участие в войне «Восьми святых» против Рима в коалиции с Флоренцией и Сиенной 1375-78 гг.
Поддерживал Венецию в войне против Геную 1378-1381 гг., хотя и был бит генуэзцами при Валь Бизаньо в 1379.
В ходе этих увлекательных дел умудрился зачать 17 (!!!) детей.
В 1385 году был свергнут заговорщиками во главе с племяником Джан Галеаццо Висконти, заточен в замке Треццо, где его и отравили в том же году (Я думаю, племянник понял, что этот человек-ураган сам не угомонится никогда, заодно и статуя пригодилась).
Ну а статую все желающие могут наблюдать в Музее Древних Искусств, Милан.
Быть может, травления, хотя вряд ли.
Я бы предположил накладную чеканку.
На самом деле, стальные поверхности травились (с последующей доводкой штихелем, возможно — не специалист в технологии). Но основной орнамент наносился именно травлением.
орнамент нанесенный травлением, несомненно присутствует обильно, но не исключительно. опять же, есть достаточно сложные и обширные орнаменты и рисунки на нагрудниках 16в, явно процарапанные\пробитые зубилом, без каких-либо характерных признаков травления.
А енгрейвинг — англичане травленый узор так обзывают сплошь и рядом. Более того, сплошь и рядом выдается обобщение: все выемчатые орнаменты на стали называют именно так (что технологически не вполне верно).
Сплошные орнаменты, орнаменты с широким фоном, типа такого: mreen.org/armour-club/maksimilianovskaya-kirasa-s-polnym-ee-razoblacheniem.html — вот они точно травленые, этому есть масса документальных подтверждений.
Штриховые картинки травить не имеет никакого смысла.
Возвращаясь же к исходному вопросу, на 14в, достаточно простая контурная гадюка вполне может быть выгравирована(штихелем, просечкой, зубильцем, или даже набита керном), это если доспех достоверно из металла и исключается вероятность того, что это вываренная кожа. Вы же столь безаппеляционно отрицали гравировку, что это повергло в удивление, признаться. основания к тому
1 несомненное существование технологии гравировки доспеха
2 несомненное применение этой технологии для украшения элементов доспеха и его деталей- нагрудников, декоративных латунных полос, краг, итд.
причем существование именно в такой форме, не только обозначение контуров, но и заполнение площадей.
16век с травлением- это очень хорошо, но это:
1 дргуая сказка
2 и в этой сказке гравировка вполне существует.
1 обкладки составного нагрудника, Хурбург, там, где надписи, нацарапаны, видны следы огрех штихеля.
2 шайбы бацинета, которые держат забрало- следы штихеля.
3 крага перчатки типа «песочные часы»- кроме латунной обкладки где узор выведен штихелем, он продолжен на железную крагу, знаете такой способ, когда широким штихелем делается эдакая «змейка»
4 рука с обкладками- штихель
теперь продолжаем,
самое начало 15в
горловая отбортовка и отбойник нагрудника 9го ульриха фон матча, графа киршберга- гравировка кончиком штихеля, рисунок из точек.
6точечный рисунок на каком-то фокре, впрочем почти стёртый,
Это навскидку.
и это не считая того, что очень часто канелюры и ребра готических и максимиллиановских и других доспехов подчеркиваются гравированными линиями.
на 16в по тому же Хурбургу тонны гравировки, честно говоря, перечислять лень, но поверьте на слово, очень хорошо видна разница, где действительно травлёный узор сочетается с линиями, оставленными штихелями, просечками, а то и простыми зубильцами.
Вопрос-то конкретный — чем наводились змеи на локте Бернабо?
В 1360 я что-то не помню ни одной картинки на стальной поверхности доспехов.
Вывод какой-то такой:
На локте есть бронзовая пластина, на которой что-то и выполнено.
Или что?
2 затейливые узоры на надгробиях и изображениях, на поверхностях доспехов известны века эдак с тринадцатого, например статуя флорентийского Гильельмо Б. итд. там всякие мелкие и не очень части бывают плотно декорированы.
Для начала, нужно поставить вопрос- можем ли мы все эти декорированные элементы считать кожаными?
Похоже ли на то, что на эти элементы прикреплены бронозовые накладки?
Может ли быть такой узор просто награвирован на обычной железяке?
Нет ли попыток передать характерные следы травления на изображении? итд
для 1390х железка с гравированым узором на поверхности уже реальность.
Гилельмо Беради, как раз, точно в коже, так что за аналогию он не идет.
Словом, как я исказал с самого начала: хрен его знает. Статуя каменная, многие детали не передает в принципе.
Гильельмо он вообще с 13 века, лет за 60 а то и больше до Бернабы, формы конечно другие, но если что нам и известно о моченой коже, так это то, что ее поверхность очень часто украшали объемным рельефом. и употребление кожаных доспехов и их элементов в 14веке не менее несомненно, чем железных. наличие миниатюр с железом совершенно не повод сразу с ходу отметать кожу.
С тем, что точный способ декорирования ронделек установить по этому надгробию сложно- я согласен, а вот с категорическим отрицанием возможности гравирования или использования формованной кожи- нет, для этого отрицания нужно иметь более внушительные основания.
Бернабо же — не просто центровой персонаж, а правитель Милана — богатейшего полиса, который был еще и одним из главных центров производства стальных доспехов на Земле (если не главным).
Просто невозможно допустить, что такой человек стал бы наряжаться в кожу.
Если ты об этих, то там пунсонная набивка на стальных частях, довольно убогая.
Хотя, конечно, если такой нибавкой сделать змею?
Да просто убого оно будет, во т ивсе — не бывает убогого на миланских латах такого уровня.
Хурбургская перчатка ВЫГЛЯДИТ, потому что там есть контраст с бронзовой полосой, которая оттеняет картинку на стали. А тут, на Висконтиевском доспехе с чем контраст?
Хотя, не знаю. Возможно в комплекте с бронзовыми кантами будет круто.