Доспех Кунца Шотта фон Хеллингена, 1495-1500 гг., Нюрнберг.

Доспех Кунца Шотта фон Хеллингена, 1495-1500 гг., Нюрнберг.

К.А. Жуков.

 

До Наших дней дошло крайне мало полных гарнитуров лат рубежа пятнадцадого и шестнадцатого веков. Тех, которые относятся к переходному этапу между готической эрой производства доспехов и слебующей, максимилиановской. Тем меньше доспехов такого рода относятся к германским центрам индустрии защитного вооружения. Эксперты Департамента Культуры Великобритании насчитывают всего три комплекта такого рода. Вряд ли это число абсолютно достоверно — его определение скрывается в терминологии: что считать полным гарнитуром, и что считать рубежом веков в смысле оборонительного снаряжения. Так или иначе, одним из наиболее известных и, даже, хрестоматийных, является доспех, принадлежавший знаменитому франконскому рыцарю Кунцу Шотту фон Хеллингену.

Кунц Шотт принадлежал к древнему роду Шоттенштайнов, что восходит корнями еще к 10-му столетию. Имя Кунц является производным от Конрад. Судя по автографам, рыцарь подписывался так же как Конрад Шотт, Конц Шотт и Кунц Шотт.

В 1497 году он стал бургграфом города Роттенбург (современны Роттенбург на Таубере, Средняя Франкония). Серьезные разногласия с сопредельным Нюрнбергом послужили причиной к затяжной вражде. Нюрнбергские власти выставили за голову рыцаря награду в 2000 гульденов. Император Максимилиан I в 1499 году объявил его вне закона. Могущественные враги, ранения и плен, «титул» барон-разбойника (от периода «вне закона»), а так же дружба с другим бароном-разбойником Гётцом фон Берлихингеном, превратили Кунца в легенду, где не всегда возможно отделить правду от мифа. Умер рыцарь в 1526 году, обретя мир с Нюрнбергом, где он и покоится по сей день.

Пожалуй, именно легенде обязан своей известностью и доспех рыцаря. Он настолько на слуху у специалистов и любителей истории оружия, и, шире, военной истории, что невозможно поверить в следующий факт: доспех Конрада Шотта фон Хеллингена — самый плохо опубликованный из всех современных ему мемориальных гарнитуров. Буквально каждый интересующийся вопросом видел многочисленные прорисовки и фото данных лат в литературе, а также их воспроизведения в интернете. Однако, если вдуматься, это всегда вид анфас или в три четверти полного, неразобранного доспеха. Никаких данных о внешнем виде его отдельных деталей, видов тыльной стороны, и, тем более, размерно-весовых характеристик в тематических изданиях не существует.

Казалось бы, превосходные эстетические данные (а это настоящий шедевр), возможная мемориальная ценность должны были обеспечить высокий исследовательский интерес. С одной стороны, так оно и есть. Первая публикация лат относится к 1812 году, когда они появились в путеводителе по Арсеналу графов фон Эрбах в Оденвальде. С другой стороны, судьба этого экспоната сложилась также непросто, как и у его хозяина. Пожалуй, трудно представить предмет, более недоступный для внимания учёного.

Изначально латы хранились в арсенале Нюрнберга. В 1805 году город был захвачен войсками Наполеона в ходе блистательной Ульмской операции. В 1806 году Нюрнберг был пожалован Баварии в благодарность за союз против Австрии. Примерно тогда же арсенал разграбили (как и многие другие мемориальные собрания, охваченных войной регионов), а доспех Кунца Шотта попал в коллекцию графов фон Эрбах в Оденвальде. Где он и оставался до 1930 года, когда ушёл с аукциона в Нью-Йорке. Новым хозяином стал знаменитый знаток и собиратель оружия Уильям Рэндольф Хёрст, который отреставрировал его и перевёз в Уэльс, в замок св. Доната. В 1952 году латы выкупил другой известный коллекционер, обладатель одного из лучших частных собраний средневекового вооружения и предметов быта, Р. Т. Гвинн.

Экспонат оставался в его Ипсомском доме до 2001 года, когда коллекцию выставили на аукцион Кристи. В это период латы были доступны лучшим английским специалистам своего времени. В частности, их исследовали Клод Блэр и Иварт Оакшотт, которые ссылались на гарнитур в работах «Европейский доспех» (1956) и «Европейский доспех от Ренессанса до Индустриальной революции» (1980) соответственно.

Иллюстрации из книг «Европейский доспех» К. Блэра и «Европейский доспех от Ренессанса до Индустриальной революции» Р. И. Оакшотта.

К сожалению, общий уровень оружиеведческой науки той поры требовал максимального внимания к глобальным проблемам, уделяя второстепенный интерес деталям. В результате, историография 1950-1980 годов дала нам лишь несколько прорисовок и однотипных фото данного экспоната. Причем, не лучшего качества. Кроме того, имеется видовое фото кабинета Р. Т. Гвинна в каталоге Кристи 2001 года, где также представлены интересующие нас латы.

Фото из каталога Кристи, дом Р.Т. Гвинна.

Помимо публикаций, мистер Гвинн один раз позволил экспонировать доспех в музее Виктории и Альберта, Лондон, в рамках выставки «Искусство оружейника» 1963 года. В 2002 году латы купил анонимный коллекционер из США за сумму в 2,801,817.24 фунтов. Что интересно, даже Королевский Арсенал в Лидсе не смог выкупить предмет, невзирая на широкую общественную кампанию за сохранение его в руках официальной английской науки. Учитывая, то что американский собиратель древностей пожелал остаться неизвестным, можно лишь предполагать, когда этот прекрасный шедевр 15-16 столетий вновь станет доступным исследователю.

Фото с выставки музея Виктории и Альберта «Искусство оружейника».

Итак, обратимся к самому доспеху.

Гарнитур состоит из шлема, ожерелья (горжета), кирасы, защиты рук и защиты ног.

Шлем относится к категории германских саладов (шаллеров) с антропоморфным забралом. Полусферическая тулья монолитной конструкции снабжена ребрами жесткости, наведёнными методом чеканки, расходящимися из единой точки у налобника и, видимо, сходящимися вместе на затылке. Глухо забрало формирует также защиту подбородка. В нём прорезаны два глазных отверстия и два отверстия для дыхания (и нижнео обзора), которые формируют стилизованный «рот», столь типичный для германских забрал «мёртвая голова».

Горжет составлен из переднего и заднего оплечий, продолженных латным воротом из шести пластин – по три спереди и сзади.  Точная его конструкция неизвестна. Очевидно, это стандартное для своего времени устройство. Оплечья застегиваются по краям поворотными ключами, левая часть ворота по верхней пластине снабжена внутренней петлей (подвижно скрепляющей обе половины конструкции) и фиксирующей кнопкой-шпеньком на другой. Крепление пластин ворота осуществляется посредством скользящих заклепок по бокам и внутренних несущих ремней.

Кираса составлена из наспинника и нагрудника – гладкой полусферической пластины с максимальной выпуклостью примерно в центре ее высоты. Срез горловины прямой, снабжен треугольной в плане вальцовкой, завёрнутой по направлению (снизу вверх) наружу и внутрь. Проймы снабжены подвижными вставками на шарнире (внизу) и скользящей заклепке вверху. Нижний срез кирасы продолжен поясничной пластиной, заведённой под нагрудник (и наспинник). Ниже следует подол из четырех горизонтальных пластин. Крепление подола осуществляется посредством шарниров и широкого внутреннего ремня. Его заклёпки видны в центре нижнего участка кирасы.

Основание бедер закрывают  наборные тассеты из трёх пластин каждая, установленные на подоле в несъёмном варианте. Внешняя часть тассет скрепляется на шарнирах (или скользящих заклёпках), а внутренняя – на несущем ремне. Нижняя пластина значительно шире остальных, снабжена наружной вальцовкой. В центре пластины идёт медиальная грань, от которой треугольником расходятся рёбра жёсткости, чьё оформление перекликается с аналогичной разделкой поверхности тульи.

Защита ног состоит из набедренников, шарнирных наколенников с боковым крылом, двумя переходными пластинами сверху и тремя снизу и двустворчатых анатомических наголенников. Набедренники дополнены дуговидными переходными пластинами с вальцовкой по верхнему краю. Нижняя переходная пластина наколенников втрое шире остальных и крепится к наголеннику на заклепках, или (возможно) подпружиненной кнопке.

Защита рук состоит из наплечников, трубчатых реребрасов (верхних наручей), шарнирных налокотников, наручей, рукавиц и подмышечных ронделей. Наплечники установлены на штифтах горжета через отверстия в верхних переходных пластинах, центральные пластина дополнены на плоскостях треугольными ребрами жесткости (наподобие разделки тассет). Реребрасы крепятся к наплечникам посредством поворотных муфт. Последние изготовлены в виде замкнутых труб с вальцовкой внутрь, которая сопрягается с реребрасом через отбортовку, вставленную внутрь муфты. Полусферические налокотники дополнены двумя переходными пластинами сверху и снизу, а также широким боковым крылом с треугольным углублением в центре. Рондели в виде плоских дисков с коническим выступом подвязаны с плечевым лямкам кирасы. Серия заклепок по периметру указывает на наличие амортизирующей подкладки. Рукавицы, без сомнений, не принадлежали оригинальному доспеху, на что указывает явная дисгармония их отделки.

Приметная деталь кирасы, а именно, гравированный герб Конрада Шотта, расположена непосредственно под срезом нагрудника.

Герб Конрада Шотта из гербовника Йоганна Зибмахера 1605 года.

Именно эта деталь является определяющей в идентификации гарнитура. Характер рисунка, а так же то, что он изготовлен посредством гравировки, а не травления – наиболее обычного метода наведения такого рода декора в конце 15-го-начале 16-го веков, заставляет высказать осторожное сомнение в принадлежности лат Куцу Шотту фон Хеллингену. В самом деле, науке известны многочисленные примеры такого рода дополнений, сделанных в 18-ом и, особенно, 19-ом веках для увеличения стоимости антикварного экспоната за счет его «легендирования». С другой стороны, изображение доспеха появляется уже в книге «Зала героев» (собрания доспехов знаменитых рыцарей Священной Римской империи) конца 16-го века, где он отнесён именно этому историческому персонажу. Нельзя, однако, отрицать, что ложная идентификация была предпринята в то время, а не в 19-ом веке. Одним словом, на данный момент невозможно с уверенностью констатировать принадлежность доспеха.

В любом случае, рассматриваемый гарнитур является одним из величайших шедевров оружейного искусства рубежа веков. Отсутствие украшений, строгость линий каждым в миллиметре говорят об эстетике, совмещённой с высокой боевой эффективностью. Общая форма с округлыми очертаниями указывают на свершившийся отход германского доспешного дела от угловатых, стрельчатых форм готики, которые заменили типично итальянские полукруглые линии. Совмещение подобной геометрии с регулярным рифлением пластин породило самый совершенный доспех всего Средневековья, названный впоследствии максимилиановским по имени императора Максимилиана I, когда латы такого рода вошли во всеобщий обиход.

Так же известные сомнения вызывает его датировка. Продан доспех с аннотацией экспертов Департамента Культуры Великобритании 1495 год. Однако, более достоверной представляется широкая датировка 1490-1500 гг.

+3
x
Наплюсовали на 2
Реклама
И при всем вышеописанном — это тот самый гарнитур, который сподвиг Окшотта написать «Knight and his Armour».
Клим
Степан: а причем тут «вышеописанное»? Братко Иварт мог в любую секунду заскочить к братке Рейнальду на кружечку скотча в Ипсом и поглядеть под сигару на любой предмет коллекции. А чо, красота! Домик 16 века, на стенах шпалеры 16 века, возле кресла 15 века стоит доспех Конрада Шотта — замечательные условия для работы, я так считаю. Сплошное вдохновение!
Alex-Axel
ТТХ колец и кольчатых элементов, есть ли где-то их анализ и описание?
Клим
Alex-Axel: доспех-то, считай, не изучен, откуда кольца? )))
Alex-Axel
Клим: про кольца в статье вообще не упоминалось, я подумал что основной акцент на сделали на другом — латные элементы и т.д.
а я ищу всё связанное с кольцами и кольчугами, отдельными элементами. а больше всего хочу найти ТТХ вот этой роботы:
Alex-Axel
Клим: а про книгу на тему колец и кольчуг мечтаю и надеюсь помочь её сделать!!!
Клим
Alex-Axel: так это все потому, что кольчуга 100% не от доспеха, вот поэтому о ней и речи не шло.
Alex-Axel
Клим Александрович: жду не дождусь статьи про кольчуги и ещё раз прошу и уверен, что со временем из этого вполне может вырасти целая книга по типу «Всадников»!!!
Николай
Господа, а фото сзади для данного гарнитура существует?
bookworm
Николай: наверняка существует ))))). Я не видел. И, теоретически, со спиной никаких сюрпризов быть не должно.
Клим
Николай: господа все в Париже)

Я не встречал.
Это доспех уникально неудачной научной судьбы — всю дорогу в частных коллекциях, ни разу не был изучен толковым человеком от и до.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.