Иван III, часть вторая, Земельный вопрос

Иван III

Часть вторая

В прошлый раз мы остановились на том, что на востоке распалась Орда. Но, с Вашего позволения, сегодня я буду говорить не об этом, безусловно заслуживающем внимания, событии. Прежде, чем говорить о событиях, стоит прояснить некую, с позволения сказать, «статику»: поле, в котором эти события происходили, в котором были возможны. И в котором они могут быть поняты.

А так как говорим мы с Вами о  15 веке, то речь пойдет о главном капитале всего Средневековья – о земле. Земля, а точнее, обрабатываемая земля, была основой основ для Московии того периода, как и для всей Европы, что не требует лишних пояснений, ибо общество было аграрным. С земли получали налоги, на землю, вместо жалования, сажали служивых, землю отдавали в кормление и чем ее у того или иного государя больше, тем закромистее его закрома и больше его войско.

Мы привыкли к тому, что земля наша столь велика, что кажется бескрайней. Особенно это умонастроение сильно здесь, восточнее Уральских гор, где расстояние меряется не километрами, но сутками пути и пейзаж, от одного города до другого, представляет собой бесконечные поля и леса с редким вкраплением сел и деревень. И нераспаханной земли вокруг столько, что лишь могучая часть нашего великого и свободного языка и способна описать.

Эта картина никак не характерна для века 15-го. К этому моменту практически закончился процесс внутренней колонизации, когда земли, пригодные для пахоты освоены практически полностью. Уже нет такого места, куда не пришли топор, коса и соха. С великим трудом осваиваются земли Севера и Северо-Востока. С применением старых, подсечно-огневых методов. Центральные районы радуют глаз трехпольем, когда одно поле засевалось ярью, другое озимью, а третье отдыхало «под паром». Основным орудием пахоты остается двузубая соха. Плуг еще редок. Но соха совершенствуется. Можно сказать, что к описываемому периоду конца крестьянской и монастырской внутренней колонизации земля начинает обрабатываться не экстенсивно (путем запашки все новых площадей), а интенсивно. А что на земле той растили? «Первое место среди зерновых культур занимала рожь — основной продукт питания, единственный озимый хлеб. На севере страны возделывали ячмень, дававший хорошие урожаи при подсеке. Требовательная к почве и климату пшеница высевалась в центре и на юге Руси. Овес использовали для изготовления круп и фуража. На яровых полях сеяли просо, гречу, горох. Репу выращивали на полевой пашне и на специальных участках («репищах»). Для обработки зерна в господских хозяйствах применялись мельницы. Крестьяне больше толкли зерно в ступах или мололи жерновами на дому.
   Издавна на Руси были распространены огородничество и садоводство. Возделывались лен, конопля, хмель, мак. В источниках упоминаются капустники, хмельники, конопляники. Хорошо были известны лук, чеснок, огурцы, капуста, репа, из фруктов — яблоки, груши, сливы, вишни.
   Существенное место занимало скотоводство. В Новгороде на рубеже XV–XVI вв. крестьянские доходы от животноводства и возделывания технических культур составляли не менее 25 % доходов от основных хлебов. Главной тягловой силой в сельском хозяйстве были лошади, и только на юге — частично волы. Кони использовались не только в хозяйстве. Они обеспечивали войско и обслуживали княжескую администрацию. Транспорт был немыслим без лошадей. По селам и деревням разводили коров, овец, коз, свиней, а также домашнюю птицу. Дополнительными отраслями хозяйства крестьянина были сельские промыслы: охота, рыболовство, бортничество. Специальные рыбные и бортные угодья, особые приспособления для ловли рыбы («езы») облегчали занятия этими промыслами.» Горский, Очерки.

Свободной, незанятой земли уже нет. Так же, как нет ничьей земли. И каждого клочка есть свой хозяин. Кто был хозяином? Точно не крестьянин. Вообще. Свободного крестьянского землевладения в Московии 15-го века не было, как не было его и позже. Земля была: черной, то есть государевой, где несли тягло черносошные крестьяне. Тягло это не такая метафора, призванная заклеймить жуть феодального ярма, которое бедному крестьянину всю шею стерло, а вполне  себе юридический термин той эпохи. Тягло – налог, выплачиваемый в разных областях денежно или натурально. Чем дальше, тем больше великие государи московские стремились сделать этот налог денежным, ибо денежное обращение и торговлю развивало и пополняло казну напрямую, без заморочек с реализацией натурального продукта. Несмотря на такое неприятное для современного уха название такой земли – черная, жить там было более менее, по сравнению с другими местами. Крестьяне там жили общиной. То есть земля была в коллективной аренде (за налог – тягло) не у конкретного крестьянина, а у общины, которая между своими членами распределяла поля под пахоту, покосы и повинности. За провинности спрашивали тоже с общины. Называлось это круговой порукой. Вполне официально. Община помогала новопришедшим встать на ноги, погорельцам не пойти с сумой по миру. Управлял ей выборный староста. Более крупное формирование звалось волостью. Там сидел волостель, тоже выборный и дворский. Этот был уже государевым человеком. И вдвоем они волостью управляли, вдвоем творили суд, кроме разбоя с поличным и убийства, это уже разбирали этажом выше.

Теперь разбираемся дальше. Дело в том, что форм феодальной зависимости на Руси того периода было немало и были они разнообразны. Помимо черной земли были земли монастырские, вотчинные и помещичьи. Что такое отчина? Это земля, принадлежавшая не государю, но иному князю или боярину и его роду. Наследственно. Но в описываемое время по разнообразным причинам вотчинное землевладение постепенно начинает кончаться. Как? Во-первых, смена политической риторики. Великий князь московский, не сразу, не вдруг, не единым указом приводит подданных к мысли, что вся русская земля ЕГО отчина, она вся его, а они ей владеют на определенных условиях, но не безусловно. Иван III это начал, Иван IV закончил. Иван III еще писал: «Вечу колоколу в отчине нашей в Новгороде не быти…». А переписке с Казимиром IV польским он именовал своей отчиной и Смоленск и Киев. Еще в начале 15-го века такой риторики от Великого князя московского никто бы не потерпел. Все прекрасно знали, что его отчина это Москва и иже с ней. Во-вторых, московские князья ведут активную политику увеличения казенных земель, которые принадлежат лично им. Например, когда литовские князья (Шемякин, Одоевский, Мосальский, Хотетовский) со своими отчинами (имевшие земли в русско-литовском пограничье) перешли под руку Москвы, отчины эти были взяты под руку Великого князя и даны прежним владельцам, как поместья, за службу. Как-то так. Хитро. Но я отвлекся. Что такое отчина в хозяйственном плане? Чем она от черной земли отличается? Тем, и это главное, что на ней работают не крестьяне. Крестьянин – человек лично свободный, в составе общины обрабатывающий арендованную, по сути, землю. А на вотчинных полях трудились холопы. Лично зависимые от вотчинника люди. Попавшие в холопство (частичное или полное) за долги, продавшие себя в холопы, родившиеся в холопстве люди. Полными рабами они не были, хотя бы потому, что имели право обладания частной движимой собственностью, их нельзя было продать, подарить, убить. Но положение их было достаточно близким к положению раба. Платили они вотчиннику оброк, продуктами и отрабатывали барщину. Общин и прочих первичных форм демократии не знали. При этом, что интересно, холопы делились на слуг и страдных. Со страдными понятно, они трудились в поле, только будущее их было беспросветнее черносошного. А вот слуги это отдельный разговор. Тиуны (управители поместья, менеджеры среднего звена), боевые холопы (оруженосцы и не только) это тоже холопы. Не всегда, но очень часто. По специальному ряду (договору) продавшиеся в холопство на время отправления должности. При этом, имевшие вполне свободные, не холопские семьи. Хотя особо крепкого парня из страдных, тоже могли повысить до слуги. То есть холопство бывало разным, кроме одного, это человек лично зависимый от другого человека. Имевший свободы ровно столько, сколько позволял господин. Но были интересные моменты. Например, еще по Русской Правде, ни один холоп не мог свидетельствовать в суде. По понятным причинам, так как скажет то, что ему велит сказать господин его или долг перед таковым господином. При этом, стоит заметить, что были земли, например в Московском уезде, на которых великий князь был как бы вотчинником. Так называемые дворцовые земли, обеспечивающие нужды Государева Двора.  Это можно было бы даже выделить в отдельную форму феодальной зависимости. И земли те пахали вовсе не свободные черносошные.

Теперь о помещиках. Не дорезанные большевиками в 17ом году, в 15ом  веке только зарождались. Поместье это земля (черносошная, но были исключения) пожалованная для службы. Классическая рыцарская модель: я тебе землю, ты с нее вооружаешься сам и еще парочку и на войну. По 15му веку у меня, к сожалению, нет данных о размере поместья, но в эпоху Ивана IV (если я ничего не напутал) малое поместье, с которого должно быть одному одоспешенному о двуконь или конно людно и оружно, но за дополнительные привилегии – 100 четвертей земли. Четверть или четь — 0,273135 га. Четверть, это четверть сохи. Соха же бывала служилой – 800 четей, монастырской – 600 и черной – 400. Склонен полагать, что размер поместья не сильно изменился от одного Иоанна до другого. Так как экономических предпосылок не наблюдается, ни мора и повального недорода ни экономического чуда, которые как-то могли повлиять на сельское хозяйство. На помещичьих землях работали крестьяне. Но могли и холопы помещика. Вообще о правовом статусе крестьянина, а уж тем более холопа сломано столько академических копий (притом такими мужами, коим я убогий вообще не чета), что я не рискну подробно останавливаться на этой теме. Желающих адресую к историкам Зимину, Грекову, Горскому, Веселовскому и иже с ними суть. Ясно одно – на текущий период имело место смешение двух систем. Средневеково-феодальной, с раздробленностями и прочей децентрализацией и зарождающейся сословно-представительной монархией. С единым языком, монетой, системой управления и прочими радостями унитарного государства. Так же можно сказать, что статус холопа страдного и крестьянина черносошного в описываемое время начинает смешиваться, что через некоторое время окончится полным слиянием.

И вот, завершая,  интересный (по крайней мере, для меня) момент. Почему государева земля так семантически «обласкана». Почему черная? « Земля «обеляется» службой» (М.Яблочков, История дворянского сословия в России, 1876). То есть, здесь мы видим проявление не классового, но сословного представления о мироустройстве. В котором у каждого есть своя задача, своя цель, свой фронт. Своя служба. И земля, которой нашлось свое применение, приобретает и цель и место в мироустройстве. Например, кормить служивого, который кровью служит православному государю, а следовательно Царю царствующих и Господину господствующих.

А о статусе, чтобы не утомлять благосклонного читателя, помещиков, вотчинников и прочих мы поговорим в следующий раз. А там и до Орды доберемся.

На том конец и Богу слава.

 

+3
x
Наплюсовали на 2
Реклама

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.