Бригандина 1360-1400 гг. из Мюнхена, как и откуда это делается.

1.Баварский национальный музей, Мюнхен.


Бригандина из Мюнхена — один из известнейших и наиболее востребованных предметов защитного снаряжения позднесредневековой реконструкции. Причем, дорогих предметов, доступных не всем участникам и, что особенно печально, не всем мастерам.

Обще описание:
Бригандина собрана на внешней основе из красного бархата с холщевым подбоем. Проймы нагрудника окаймлены подгибом тканевой основы с фиксацией заклепками по периметру.
Защитный набор состоит из нагрудника, шести горизонтальных полос подола и серии пластин на одной сохранившейся наплечной лямке.
На настоящий момент наспинная часть полностью утрачена.
Без сомнений, наспинная часть собиралась на единой с общей конструкцией основе, имея медиальную застежку по всей длине. Крепление на плечах осуществлялось посредством петель и шкворней, часть одной петли сохранилась.

Задача:
Рассмотреть общую конструкцию, устройство наспинника и креплений.

1.Нагрудник. Прототипы: остатки бригандин из замка Отепя, нагрудник из монастыря св. Лазаря, Венеция и, собственно, мюнхенский артефакт.
2.Отепя                                                                            3.Монастырь св. Лазаря


     



Описание: классическая форма итальянской кирасы — округлые очертания, с пиком выпуклости в нижней трети. Варианты оформления пройм и горловины: возможна обкладка их отбортовкой, или, предположительно, стальными накладками на заклепках (как демонстрируют родственные бригандины с о.Эвбея, Халкида). Так же может оснащаться фокром, следы монтажа которого сохранились на мюнхеноскй бригандине.

2.Подол. Прототипы: замок Отепя, частная коллекция В. Аллена.

4.Отепя




5 Коллекия В. Аллена.




3.Наспинник.
Точная конструкция наспинного сегмента восстанавливается исключительно на материале ИЗО. Лучшим памятником, с фотогорафическим отображением устройства — это безусловно статуя св. Георгия в Пражском Градце.
6.Св. Георгий, Прага.




Центральные лопаточные пластины на настоящий момент не найдены, но их возможно восстановить на основе лопаточноого сегмента бригандины из Халкиды (Парижский музей Армии). Соотнося его с материалом скульптурного изображения, предположительно можно разделить его на двое.


7.Халкида, Парижский музей Армии (и предположительное разделение пластины надвое).




3а. Пластинчатый набор наспинника.
На настоящий момент имеется множество находок мелких пластин, напрямую соотносимых со статуей св. Георгия. Это трапециевидные, параллелограмовидные и подтреугольные пластины, располагаемые в наборе доспеха в соответствии с конструктивными требованиями.
Прототипы: замок Отепя, коллекция В.Аллена.

8.Отепя, задняя чась подола.                                        9.Отепя, плечевые и лопаточные сегменты.




10.Коллекция В.Аллена.




Часть подола в сборе была обнаружена недавно при археологических исследованиях замка Тироль. Не вполне ясна датировка артефакта (вплоть до конца 15 века), но общая конструкция и внешний вид более чем информативен.


1.Замок Тироль.




4.Примерная схема сборки бригандины:


12.Примерный раскрой набора                                            13.Примерный общий вид.




5.Реконструкция бригандины от чебоксарского мастера Д.Андрианова. Примечание: недостаток (явный) ровно один — застежка плеч на ремнях и пряжках, тогда как точнее было бы использовать шкворни и петли.








Примечание: одна сторона наспинника оформляется так, что  вертикальный ряд пластин приблизительно на 1-2 сантиметра выступают за матерчатую основу. Таким образом, при застежке доспеха, пластины набора сходятся внахлест, тогда как матерчатая основа соединяется встык, образуя аккуратное соединение элементов конструкции (без наложения объемной матерчатой основы) при сохранении обязательного взаимоперекрытия пластин.
Изображение шкворневой застежки плеча (фигура в синем доспехе):
Альтикеро да Дзевио.




+13
x
Наплюсовали на 3
Реклама
Виктор
Спина у неё двухчастная.
Виктор
«На настоящий момент наспинная часть полностью утрачена. „
Да откуда этот миф? Лежит спина, ничего с ней не зделалось, токомо ткань того.
Клим
Да?
Витя, ты мне открываешь глаза на всякое.
Покажи — никогда не видел и не слышал, хотя уже 18 лет в теме.

Двучастная? Это ты о чем?
Клим
А миф из известной книжки Клода Блэра «Европейский доспех»:

"… Этот нагрудник (речь о надгробии Ральфа де Кневинтона — К.Ж.) чрезвычайно похож на образец, несущий знак, видимо, являющийся клеймом итальянского мастера, из Баварского национального музея, Мюнхен (рис. 241). Он состоит из округлого нагрудника, выкованного из единой железной заготовки, и покрытого красным бархатом на подкладке из грубого холста. Тканевая покрышка продлевается ниже среза нагрудника, образуя подол, к изнанке которого приклепаны шесть горизонтальных железных полос с нахлестом снизу вверх. К левому плечу приклепаны три маленькие металлические пластины с орнаментированным наконечником и петлей для крепления утраченного наспинника. Последний, возможно, имел конструкцию пластинчатого доспеха..." (1958, 57)

Вот откуда легенда. Есть иные данные?
Виктор
Спина типа как на кирасе Вильгельма Голландского. Данные от директора собственно музея где храниться нагрудник. В этом году наврядли буду в Мюнхене (может только на НГ) а в следующем попытаюсь заехать. И у поцонов поспрашую, они вроде пару лет назад спину мацали.
Клим
Подозрительно это все.
такой мегаартефакт до сих пор не то что не исследован, даже тупо не упомянут ни одним классиком, начиная с Бочча, заканчивая Годоем. А уж эти парни итальянское шмотье знали крепко. Нет ли варианта, что спина может быть не от бригандины?
Просто вещи, поступившие на учет в 19 веке — это та еще терраинкогнита. Причем, учитывая что спина никогда не выставлялась вместе с бригандиной, говорит о том, что даже музейщики не шибко уверены.

Вильгельма Голландского — это ты что имеешь в виду?

В любом случае, адово количество археологии и ИЗО говорит, что такая реконструкция типа вполне себе гутт.
Клим
Ты имеешь в виду деревянную статуэтку Вильгельма графа Голландского, которая, якобы, копия утраченной бронзовой 1417 года?
Соооомневаааааюсь, что-то сомневаюсь…
Хоть в каком-то научном труде оно упомянуто?
Виктор
За что купил за то продаю. Гляну на неделе в завалах фото, дальше можно помозговать.
Вильгельма Голландскогго именно того. А соменваться с чегобы. Например фреска из Дворца Народа в Сиенне демонстрирует чтото подобное. Да и не только.
Клим
Сомнения мои, друг, лежат не в той плоскости, что «не может такого быть», а в той, что железяки запросто могут оказаться не от этой бригандины, более поздними и не из того места, вот и все. Просто согласись: вещь хрестоматийная и обсосанная ну просто всеми.
Ладно Блэр — дед был тот еще верхогляд (в хорошем смысле слова). Но Бочча такую шикарную деталь проглядеть мог с исчезающе малой вероятностью. А ведь я с ним беседовал года за три до его кончины, я уж про книги молчу — это всегда очень глубокие и подробные исследования.
Жозе Годой — его ученик, я его тоже знаю лично, обильно общались в свое время. Это еще более дотошный сукин сын, он тоже ничего не знает про спину.
Как то мне странно, когда «поцоны» с Мюнхена в курсе, а Бочча и Жозей ни слухом ни духом.
Вот и все.

Какую именно фреску из Палаццо Публика ты имеешь в виду?
Виктор
Поцоны с Киева:)
Фреску с морским боем немцев с венецианцами.
Клим
А!
Битва при Пунто Сальворе!
да, там нечто подобное.

Тем более, поцоны с Киева! Которые, конечно, лучше разбираются, чем Блэр, Бочча, Годой и Пфаффенбихлер вместе взятые)))))))
Клим
Просто мне тогда не вполне ясно, отчего ты говоришь «миф»?
Виктор
Окейц, просто забиваем на неё и продолжаем лепить с Жоры из Праги:))
Клим
Не, я не про забиваем, я про ясность! Мне ясности охота!)

А чем плох Жора?
Виктор
Попытаюсь в ближаёшее время максимально разузнать по поводу етих пластин что да как.
Жора прекрасен:)
arthur
  • arthur
  • 14 сентября 2012, 22:13
  • 0
Спасибо, Клим, за наше счастливое децтво!
ottodjan
Недостаток ровно один?
А я нашел четыре…
Клим
бросающийся в глаза.
там даже больше.
Дидрик
Нравицааа, посоны а чё по статуям с такой бригой? там же спину видно на них!?
Konev
  • Konev
  • 13 ноября 2012, 22:14
  • 0
Спину то видно, раскладку пластин не видно нихрена. У святого Жоры только очень хорошо, у Бернабо Висконти вот не видно, хотя козырная покрышка с драконом и ремень для шлема в наличии.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.