Носки.
На интересующий нас период известно довольно много находок как целиком, так и частично сохранившихся носков. Считается, что носки могут быть разной длины, однако достоверного доказательства существования гольфов, достигающих колена, в настоящее время не имеется. Носки в то время вязали иглой. Соответственно, вариантов есть несколько: можно связать самому, можно купить вязанные иглой и можно купить обычные носки вязанные на спицах или попросить свою бабушку или маму связать их. Понятно, что вязанные на спицах носки не слишком-то соответствуют оригиналу, но это гораздо лучше, чем современные х/б-шные или синтетические носки. Во-первых, они выглядят исторично, во-вторых, они гораздо удобнее и практичнее (в них не жарко и в 30 градусов жары, тепло зимой, комфортно даже если они влажные). Если вы покупаете обычные «современные» носки, то постарайтесь подобрать однотонные носки из некрашеной шерсти (белая, серая, коричневая). Желательно, чтобы носки были без лишних узоров, максимум, что допускается, это полоски другого цвета (из тех же трех оттенков).Обувь.
Находок целиком сохранившейся обуви, не в пример находкам одежды, очень много. В принципе, тут есть из чего выбирать, как говорится есть товар на любой вкус )). Как на верхнюю часть обуви, так и на подошву обычно идет тонкая кожа (не толще 2 мм), хотя на подошву ставят иногда и более толстую. Если вы боитесь тонкости подошвы, то делайте обувь с расчетом на хорошую толстую стельку, например из войлока или овчины. Чтобы обувь не промокала, ее можно провощить, один из лучших составов для этого делается из трех частей топленого сала и одной части воска. Разогрев его почти до кипения, нанесите на обувь тканевым тампоном, после чего сразу сильными движениями вотрите в кожу. Обувь вощится так на 2-3 слоя, швы лучше всего «пролить» этим составом. Также для подошвы можно использовать состав с большим процентным содержанием воска. В общем экспериментируйте ;)Штаны.
Штаны могут быть трех основных фасонов: в облипку (как джинсы стрейч), обычные (как простые свободные джинсы) и шаровары. Не допускается шитье попсовых шаровар (да и других штанов) из разноцветных полос ткани (все наверняка видели на фотках эти штаны-паруса), поскольку такие штаны ничем не обоснованы и являются продуктом моды начала реконструкторского движения в России. Шаровары как таковые подтверждаются различными изобразительными источниками. Скорее всего, это очень свободные штаны собранные у талии и под коленом в множество складочек. На талии штаны стягиваются шнурком «гашником» или завязываются тесьмой/тканым пояском. У штанов в обтяжку могут быть пришиты своеобразные «носки», так что в итоге получается что-то похожее на колготки )) Однако, возможно, к эпохе викингов это стало анахронизмом и не использовалось. Поскольку шаровары подтверждаются в основном шведскими источниками, то и присущи они, как мне думается, более шведам, тогда как обтягивающие штаны скорее больше подходят датчанам и норвежцам, так как тут больше сказывается западно-европейское влияние. Однако, не стоит забывать, что подобные «импортные» вещи — это больше удел знати и богатых торговцев, нежели обычного люда, поэтому если штаны эти не вписываются в остальной ваш комплект, то лучше остановиться на обычных более-менее свободных штанах.Нижняя рубаха.
Основу рубахи составляет длинное полотно, перегнутое через плечи. Рубахи того времени, судя по изобразительному материалу, были достаточно длинными и достигали колен. В то же время с более богатым костюмом, в котором наличествуют шаровары, желлательно носить более короткую плечевую одежду (ибо по ИЗО получается именно так).Рукава обычно довольно узкие, закрывают руку вплоть до начала кисти. Если рукав «в облипку», то обязательно учитывайте тот момент, что он присборится в районе локтя и будет вам короток, поэтому лучше делать его с запасом длины.
Ворот должен быть вплотную к шее, не стоит повторять ошибок большинства и делать на нижних рубахах огромные дыры, гордо именуемые отверстием под голову. Разрез обычно проходит по центру ворота, хотя некоторые полагают, что он может быть и сбоку как у поздних косовороток. Первый вариант кажется пока более обоснованным, хотя работа с источниками на второй продолжается, и возможно, что со временем мы вернемся и к такому варианту.
Рубаха может быть с разрезами либо с клиньями. Вопрос времени появления клиньев в указанной конструкции пока остается открытым, поэтому решайте для себя сами, делать вам их или нет. Мест вшивания клиньев обычно 4 (по бокам, спереди и сзади).
Верхняя рубаха.
Шьется точно также как и нижняя. Возможно, может быть несколько короче нижней, хотя этот вопрос нынче является предметом оживленной дискуссии. Рукава такой же длины, что и у нижней, делать короткие (до локтя) и широкие рукава для этого периода и региона необоснованно. Ворот или такой же, как и у нижней рубахи, или незначительно больше (чтобы голова пролазила, но не такая дыра, чтоб вываливаться из рубахи или постоянно поправлять съезжающее плечо).Ремень или иная подпояска.
Ну, собственно, в литье вы ограничены только находками на соответствующий период и регион. Тут выбор довольно большой. Если вы не можете позволить себе кожаный пояс с литым набором или вашему комплекту он не соответствует, можете просто подпоясаться льняной или шерстяной веревкой. Пояса из тесьмы с кистями для мужчин не обоснованы. Однако допустимо использование тканого пояса (из тканой ленты) в том числе с шелковой отделкой.Плащ (раздел пока считается спорным и требующим доработки).
(использован пересказ Goh) «Тор Эйвинг предлагает нам 5 разновидностей плащей, вероятно бытовавших в эпоху викингов.Первая и самая реальная разновидность. Feldr.
Описан ибн Фадланом примерно такими словами — »закрывает половину тела, оставляя руку открытой". Автор приравнивает этот feldr к романскому sagum.
Но, к счастью, у нас есть исладский сборник ГОСТов Gragas, где черным по белому описано то, что продается на экспорт и внутри страны, с материалами и размерами. Так вот, сборник Gragas так описывает varar feldr (продавабельный feldr): это шерстяной плащ, четыре эля в длину и два в ширину (что в нашей метрической ситеме соответствует 160Х80 см). Шили как из саржевого вадмала (специфическая исладская ткань, особым образом обработаная), так и из шерстяной ткани с ворсом (дополнительным разрезным утком). Был ли окрашиваем feldr? На этот вопрос ответит чтение специальной литературы, скажу лишь что классический исладский вадмал — некрашенный. Но находки из Йорка и могилы острова Мэн показывают, что ворсовая ткань окрашивалась в красный мареной. Также Тацит описывал древне германские плащи размером около 250х150 см. Считается что они были цельноткаными и за это очень высоко ценились. Однако можно сделать и ложные швы разделив ткань с учетом «исторических реалий».
Вторая разновидность — Kapa
Описан в Landnamabok. Внешний вид — наличие оного рукава (?) и худа. Одежда в отличие от первой разновидности сшита по бокам. Одежда непрактичная, сугубо для верховой езды в непогоду. Автор замечает, что нигде более в поэзии нет упоминаний подобной одежды и скорее всего фасон младше эпохи викингов.
Третья разновидность — Slaedr
автор углядел в сагах упоминания о шелковых slaedr. Позиционируется как одежда богатых и при этом длинная. Справедливости ради стоит заметить, что длинный шелковый плащ по тем временам в Скандинавии явление довольно экстравагантное.
Кроится полукругом. Имеет синонимы — cope, pluvial.
Четвертая разновидность — Olpa
Разновидность не самостоятельная, а укороченный вариант slaedr.
И последняя пятая разновидность плащей — Hekla or Hackle
Плащ Одина. Ни больше ни меньше. По-нашему, по-бразильски (по западно-европейской классификации) эта одежда будет называться chasuble or paenula. Только с пришитым худом. Да собственно автор его называет deep hood (sid-hottr), что можно перевести как мегакапюшон, капюшон с пелериной до пояса :-)"
Головной убор.
Находок целых шапок на наш регион, к сожалению, нет совсем. Однако имеются упоминания в различных текстах, а также изобразительный материал на соседние регионы. Условно можно выделить 4 варианта:1.Полусферическая шапка из 3-6 клиньев без отделки или с оторочкой тесьмой, галуном, позументом или шелком. Можно шапке сделать подклад, особенно если сама шапка из очень тонкого материала, например, шелка.
2. Такая же шапка обшитая мехом. Не очень эстетично, хотя и дешевле, использовать для оторочки хвосты, шапка, сшитая из «спинки», смотрится гораздо красивее, но и стоит в разы дороже. Допустимый мех: лиса рыжая, куница, соболь, бобер, волк, медведь. Всякие нутрии, норки и ондатры исключаются. Крашеный мех также не рекомендуется использовать.
3. Шапка, как и предыдущая, с мехом, но купол более вытянутый, чтобы можно было его СЛЕГКА заломить на затылок.
4. Шапка с колпачком а-ля буденовка. Предполагается, что может быть как с мехом, так и с позументом. На вершине литой колпачок (в оригинале всегда серебряный). Возможно, что эта шапка выглядела иначе — как некий торчащий вверх конусовидный колпак, либо как заломленный на затылок колпак. Важно (!!!) – ни в коем случае не стоит носить такую шапку заломленой набок (как у казаков), ибо этот вариант опровергается имеющимися на данный момент археологическими данными и изобразительными источниками, в связи с чем до появления новой информации делать его не стоит в любом случае.
Существует еще вязаная шапка с пипочкой. Однако она обоснована единственной находкой в балтском женском захоронении, поэтому на мой взгляд для мужиков совсем не вариант.
Кроме шапки, есть еще вариант сделать капюшон. На наш период имеется находка капюшона в Дании на месте города Хедебю. Подробно об этом капюшоне и том как его сделать напишу отдельно.
1. Wadmal действительно упоминается в Gragas, но Тор Юинг (кстати, Юинг он или Эвинг в нашем произношении?) указывает ширину в 90 см (36 дюймов) в описании текстиля. В статье же о плащах он упоминает, что вадмал измерялся в thumb-ell (не разобрался как перевести) и имел размер около 160х80 см, т.к. этот самый thumb-ell был меньше «обычного» эля.
То есть такой размер типичен, пожалуй, для Исландии и тех, кто закупал у них ткань. Все же Юинг акцентирует, что термин wadmal скорее относился к мере расчета — эдакой бартерной единице, как серебро. Исландцы активно обменивали wadmal-ткань на товары.
2. Раннесредневековый исландский ell — мера длинны, равна 45 см (18 дюймов)
3. Feldr предположительно (по Юингу) был размеров 230 x 160 см (7 ft 6 in x 5ft 3 in). Расчеты делались из упоминания дуэли (хольмганга) на плаще стороной в пять элей. Есть еще одно упоминание хольмганга, где каждый из дуэлянтов сражался стоя на своем плаще.
(Господа фехтовальщики, расскажите, удобно ли будет так сражаться?)
Будет здорово если кто-то поможет разобрался с элями и этими «пальце-элями» :) Если это аналог нашего «локтя» с замером, например, либо от вытянутой ладошки, либо от большого пальца — всё становится на свои места.
Ну и по личному опыту — пользуясь неразберихой с переводами на тфоруме (собственно, цитируемым выше) сделал плащ 2х1 м. Метра ширины, по ощущениям, слегка маловато. Хотя удается на таком плаще и спать, и укрываться ним, и носить в дождь собирая часть в «худ» на голове :) Два метра же длинны — предостаточно.
Про локти: ell и значит «локоть» (который мера длины).
Про вадмаль шириной 90 см и плащи размерами 160х80 см: думается, не стоит смешивать вадмаль в отрезах и плащи из него, это два разных изделия, и стандарты для них могут быть разные.
Во первых: находок чулок, доходящих до колена очень много. Причем на всей территории датского права. Вязаны они и осло и йорком. Причем ословские чулки вяжутся без пятки, а йоркские с пяткой.
Во вторых: источник на полосатые шаровары есть только изобразительный. С декоративной отделки ларца. Там ребята в вендельских шлемах, коротких рубашках и полосатых шароварах. Текстильных находок не наблюдалось.
В третьих: хоть одну находку рубах с разрезами на 9-11! Их шить в два раза быстрее!
В четвертых: множество красивейших тканых поясов найдено именно в мужских захоронениях. Лругое дело, что они с пряжками. Костяными или литыми. В зависимости от региона.
В четвертых: по поводу «плаща Одина». Есть ли археологический источник на такой плащик, или это «одежда из саг»? К слову сказать, мне очень понравился датский прямоугольный, двойной плащик: сверху саржа, снизу репс. И, очень прошу, «ВОЛОСАТАЯ ТКАНЬ», ибо «ворсовая» может трактоваться как «топтанка».
В пятых: на шапочки мне известны источники вязаных и валяных экземпляров. Шапка со смехом или четырехклинка с тесьмой, это уже суровые стилизации конца 90-ых.
А по поводу хутов — зря! В Ирландии есть находки кожаных хутов, правда в женских захоронениях. По поводу датского хута из музея — вот мой вариантпо мотивам ентогоНу ты видал у меня на странице. Если у тебя есть своя более обоснованная версия — жду твоей статьи с нетерпением! У меня и ткань припасена)
2. Где я писал что полосатые шаровары делать можно? я наоброт противник этого элемента костюма, ты меня видимо не так поняла ;)
3. С находками рубах на 9-10 века все обстоит очень плохо, надо смотреть ИЗО, чем сейчас и занимаемся. Пока что точное время появления клиньев в мужском костюме не установлено, вопрос открытый.
4. Это вопрос к Т. Юингу. Я привел его классификацию.
5. Обоснуй отсутствие 4-хклинок, в том числе обшитых галуном (не шерстяной гоблотесьмой, а нормальным галуном из шелка и серебряной проволоки) или позументом ;)
На вязаные шапки насколько мне известно источник только один и не из мужского захоронения. Что там с валяными на конкретно наш регион?
6. Про худ из Хедебю, как и указал, писать буду позже.
термин «волосатая» предполагает волосы)) есть вариант «мохнатая», а лучше даже «ткань с вотканным ворсом».
общ. косматый; лохматый; волосатый; ворсистый; мохнатый; с начёсом; шероховатый; грубый; шершавый; неотёсанный; неопрятный; ворсистый (толстый и тяжёлый)
вариантов много.
2 — возможно не так поняла. А еще куча клиентов ведется на изобразительные источники и требуют тканые, полосатые шаровары
3 — понятно
4- тож понятно
5 — находок нету! А про тесьму на черепе вопрос спорный
6- жду с нетерпением
Ну хорошо. Тогда надо шапок с позументом позументом наделать
Паш, ткань не с разрезным утком, это все же не бархат.
с дополнительно вотканным ворсом. ты же сам видел кусок из Бирки 750, там не разрез, там вставка прядей.
нуу… «А мы еще боремся за звание дома высокой культуры и быта»
имхо это было актуально в начале 2000х, когда носков было мало. сейчас несколько дико звучит))
К сожалению картинку сохранил, а ссылку на статью нет :(