Петли
Обязательным атрибутом данного предмета одежды (хангерка) являются парные фибулы. В 9-10 веках это чаще всего овальные фибулы, или как их еще называют черепаховидные. Как пишет доктор Инга Хэгг в своей работе «Die Tracht», в захоронениях такие фибулы лежат обычно с указывающим к изголовью острием иглы. По планам и описаниям захоронений мы знаем несколько исключений (ср. Hägg 1974, 103 ff.). Обычно вверху вокруг острия иглы оказываются остатки петель, которые относятся к спинке хангерка. На этом месте почти никогда не бывает больше двух петель (возможно от двух полотнищ двухчастного хангерка, конструкция которого предполагалась А.Гейер), им соответствуют две петли на нижней части иглы, которые относятся к передней части хангерка (рис. 1). В противоположность верхней части иглы в этом месте встречается и больше двух петель, что должно быть значит, что такие петли могли выполнять и другие задачи. В частности они применялись для подвешивания различных инструментов и необходимых в быту мелочей (рис.2) [предметы скорее всего при этом не висели поверх хангерка, как это сделала Ольга чтоб продемонстрировать вам сам способ их подвешивания, а убирались под хангерок].
Необычным является то, что в то время как петли хангерков преимущественно делались изо льна (некоторые так же из шерсти), описанные выше «дополнительные петли», встречаемые в нижней части игл, сделаны из шелка. За небольшим исключением эти шелковые петли состояли из лент шириной 10 мм, которые складывались вместе в длину и сшивались. Кроме лент с этой целью также использовались шнуры, кожаные ремни и цепи (например, кожаные ремни в захоронениях Bj 837, 846, 973 и 1083; цепочки в Bj 645, 507, 515, 550, 552, 637, 645; плетеная (не тканая !!!) шерстяная тесьма в Bj 543, ленты из ткани Bj 946, 973, 980).
Итак, каким же образом выглядели сами эти петли? На рис.3 показаны шерстяные петли (фибулы специально убраны). Однако, как указано выше, чаще петли изготавливались не из шерсти, а изо льна. Сама петля сворачивается из полосы ткани при этом шов может располагаться как сбоку так и спереди (вариант того как сворачивается такая полоса с образованием бокового шва показан на рис.4). Иногда петли усилены внутри другой тканью (напр. шелк снаружи, лен внутри). Если у хангерка предусмотрена подкладка, то петли пришиваются к ней.
Крой
Цельный хангерок от двухчастного отличают обычно по количеству петель — поскольку двухчастный состоит из двух самостоятельных полотнищ то и комплектов петель у него два (показано на рис.1). Полотнища такого хангерка вкладываются одно в другое как это показано на рис.5. На рис.6 Оля в таком хангерке. Цельный хангерок сшивается обычно из нескольких полотнищ которые расширяются книзу, либо из нескольких прямых полотнищ расставленных клиньями. Таким образом, если бы не петли с фибулами, цельный хангерок был бы очень похож на привычный нам сарафан.Поскольку хангерок фактически является юбкой, длина его, как следует из изобразительного материала, приблизительно равна длине платья. Верхний же край находит на грудь, но не закрывает ее полностью. Овальные фибулы, располагаясь между ключицами и грудью, должны находить на верхний край хангерка на 1-3 см. На фото можно видеть и больший «нахлест», однако это происходит из-за незначительного сползания фибулы в процессе ношения.
Материал и отделка
Материалом хангерка может быть как шерстяная так и льняная ткань. При этом доктор Хэгг предполагает, что шерстяные хангерки были сшивными/глухими/одночастными (версия изготовления И.Хэгг), а льняные могли быть как двучастными (версия А.Гейер), так и сшивными (находка в камерном захоронении 5/1964 в Хедебю). У шерстяного хангерка может также встречаться шерстяная или льняная подкладка, однако, предполагается, что она имелась только в верхней его части, а не по всему изделию.В качестве отделки могут использоваться разные варианты плетеного шнурка (рис.7), либо полоса шелка. На льняном хангерке из мог. 563 шнурок пришит ниже края, чтобы закрыть стежки его (края) обработки, потому что на льне, в отличие от шерсти, их видно. На шерстяных изделиях шнурок пришивается встык к краю. Шелковая отделка также обычно довольно незначительна. Так, видимая ширина шелковой бейки из захоронения bj-464 составляет 4 мм.
Также довольно интересной конструкцией обладает находка хангерка из Кёструпа. Это один из немногих примеров использования тесьмы в одежде (рис.8). Однако мне сложно сказать в данном случае какова ее роль — больше декоративная или все же более конструктивная. В силу складчатой конструкции передней части этот хангерок может быть использован в том числе и беременными женщинами на разных сроках беременности. Хотя и на простых девушках он смотрится вполне неплохо (рис.9)
Иные версии кроя
Хангерок по версии датского художника-графика Флемминга Бау ((Bau1981, ср. напр. Hvass, Jernalderen 1980, Elsner 1997 или Burenhult, Arkeologi i Norden 1999). Его реконструкция основана на ряде часто воспроизводимых изображений валькирий и других существ в различных одеждах, и представляет собой двучастный хангерок, заднее полотнище которого охватывает корпус женщины так, что края полотна располагаются спереди. «Просвет» между этими краями закрывается второй частью хангерка, дополнительно привешиваемой к овальным фибулам. Таким образом данная версия подразумевает не менее 3 пар петель: 1 пара длинных задних петель и 1 пара передних коротких на основном полотнище, а также еще одна пара коротких петель на дополнительном полотнище-«фартуке».В опровержение данной версии доктор И.Хэгг в своей статье «Popular Science — a Question of Conscience?» указывает следующие доводы:
— среди используемых Ф.Бау изображений нет ни одного примера где достоверно можно было бы установить наличие на изображении хангерка с присущими ему овальными фибулами;
— на реконструкции Ф.Бау юбка открыта спереди сверху донизу. Однако примерно в 25 женских захоронениях Бирки сохранились благодаря ржавчине и окислам бронзы от фибул крупные фрагменты переда. Например, в одном захоронении (Bj. 597) найден кусок переда хангерка 22 см шириной (из них 12-13 см между фибулами, остальное под ними). Находки, подобные этой, однозначно опровергают открытый спереди хангерок.
Кроме указанных доводов выводы Ф.Бау опровергаются в настоящее время и практикой отдельных реконструкторов. Так, Ольга наглядно продемонстрировала, как при помощи кафтана и обычного одночастного хангерка получается комплект внешне выглядящий именно так, как Ф.Бау и изображал скандинавских женщин (рис. 10).
Распространение хангерков
Как уже было указано в начале данного эссе, неприменным атрибутом хангерка в 10-м веке являются парные овальные фибулы. В более ранние периоды кроме указанных парных овальных фибул существовали и другие типы парных застежек, такие как небольшие прямоугольные фибулы. Находки же иных парных фибул (подковообразные в финском захоронении на Готланде, трилистные в Прибалтике, равноплечные в Бирке) единичны и буквально тонут в сотнях находок парных овальных фибул, в связи с чем их нельзя признать чем-либо кроме исключения [указанные исключения могут быть приняты как «руководство к действию» только в случае если вы реконструируете комплект в основу которого положено именно данное конкретное захоронение].В то же время существует определенное количество довольно богатых захоронений в которых парные фибулы отсутствуют. Указанное обстоятельство может быть объяснено региональным аспектом. Наибольшее количество находок парных овальных фибул приходится на Швецию и Норвегию, тогда как в Дании их количество значительно меньше — так, во всей Дании овальных фибул найдено меньше чем в одном только городе Бирка в центральной Швеции. Предполагается, что для Дании в целом и для Хедебю в частности, подпавших под большее влияние франкского придворного костюма и прочей континентальной моды, в богатом костюме гораздо более характерено наличие кафтана нежели хангерка. Для Готланда, где бытовали иные парные фибулы, в виде, так называемых звериных голов, по мнению исследователей данного региона также была характерна несколько иная форма одежды, возможно ведущая свое происхождение от привычного нам хангерка или имеющая с ним общие корни (см. например работу Kerstin Pettersson).
На основании вышеизложенного, полагаю, не вызывает сомнение, что ранее бытовавшее мнение о хангерке, как обязательном атрибуте любого женского скандинавского костюма, является необоснованным. В связи с чем при реконструкции комплекта, имеющего конкретную региональную привязку, необходимо руководствоваться находками именно этого региона.
Точности (и удобства нагугливания статьи) ради скажу, что на английском эта статья опубликована не была, только на шведском и на немецком. И в шведском оригинале называлась «Populärvetenskap – en samvetsfråga?», а в немецком переводе «Populärwissenschaft – eine Gewissensfrage?».
В качестве иллюстрации к хангерку из Bj 563 надо фотографию Оли Сигурдовой жены взять, у нее получше версия и при фибулах…
Кстати, об отсутствии хангерков применительно к Бирке.
У Хэгг в статье о плащах и кафтанах есть вот такая наглядная диаграмма, показывающая, какие есть в Бирке основные сочетания фибул и сколько раз они встречаются. Мы видим, что есть существенное количество захоронений, где нет овальных фибул (и хангерка, соответственно), но оно значительно уступает количеству захоронений с овалоидами. (Я этой диаграммой обосновывала отсутствие хангерка, когда его у меня не было :) )
К тэгам. Первый раз вижу наименование «трагеррок». Неужели кто-то им пользуется? (лингвистический интерес)
По твоей диаграме и моему финальному выводу — важно (новичкам) четко осозновать, что диаграмма отражает состояние «дел» именно в Бирке где овальных фибул действительно очень много, но если реконструируется комплект иного региона (например Хедебю) то не стоит первым делом покупать черепашки, потому как хороший комплект можно сделать и без них и менее скандинавским он от этого не станет )
нельзя говорить «хангерка». В данном случае «ок» — не суффикс, а корень. Слово состоит из двух корней hange-rock, то есть «висящий подол», или «висящее платье».
Поэтому нужно говорить, например, «конструкция хангерОков», а не «хангерков».
Люди, будьте грамотнее, мы не помидорами на рынке торгуем…
Аналогия — могучая вещь, и не надо препятствовать заимствованному в русский язык слову склоняться так, как удобно носителям русского языка. (Вот когда они перестают склонять исконно русские слова «бердо» и «веретено» — вот это катастрофа, бардак и Болгария...)
Вот бы Ожегов изумился…
Слово «зонтик» (происходящее от голландского sonn-deeck) уже триста лет как входит в русский язык и подчиняется его нормам.
Слово «хангерок», разве тоже?
Сколько нового можно узнать в интернете...)))
Разве в русском языке нет норм употребления иностранных слов? Вы ж филолог, о чем Вы?
Мне начинает надоедать этот спор слепого с глухим…
Начните еще мне доказывать, что «кофе» — оно…
Про кофе — не буду :)
Хангерок — это иноязычный термин. почему же не исправить явно неверное произношение его при склонении? -ок — это не суффикс, это часть корня, в отличие от того же зонтика.
мы же не извращаем другие иностранные термины, вошедшие в научную терминологию…
или ты за упрощение и обеднение _научного_ языка?
раз носителям так удобно…
тогда не жалуйся по поводу берда и веретена ;)
2. Я ни за какое не за упрощение, мне просто формы без беглой гласной сильно режут слух :) Никого не уговариваю придерживаться моего мнения. Противоположное тоже считаю весьма оправданным — просто зачем же так категорично.
3. И, кстати, истинная причина невыпадения гласной в хангер(о)ках и прочих подобных словах не в том, что там не суффикс, а в том, что там никогда-никогда не было ера! (Прояснение редуцированных и все такое.) А про суффикс надо начинать рассуждать в связи с формой «хангер», «хенгер», которая тоже встречается в речи некоторых.
Да, кстати: почтеннейшая публика, а вы как говорите: «брелоки» или «брелки»? :)
4. Про бердо и веретено: неужели не видишь разницы? в том случае иностранное слово встраивается в грамматику русского языка (что неплохо), а в этом русские слова перестают ей подчиняться (что знаменует начало падения системы склонения, а это, на мой взгляд, большой бардак).
2. а мне режет слух вырезание гласной в немецких словах)) а насчет категоричности — Оль, ну вот на «берда» вспомни свою реакцию))) каждому свое.
я тебе могу сказать вот что — одно дело говорить неправильно по причине незнания. пока не столкнешься с необходимостью просклонять бердо во множ.числе и не поломаешь язык — так и не призадумаешься, а как правильно.
другое — знать, что сие неверно и продолжать.
я тоже одно время склоняла хангерок без гласной, просто не задумывалась. узнав, что немецкий — перестала. режет слух.
3. перебирать варианты можно бесконечно))) для тебя нет разницы между общеупотребительными словами из повседневного быта и узким специальным термином, используемым в определенном сообществе?)) для меня есть. это что-то вроде «реконов», «кольчей» и прочих «гёрмундов».
исключение составит, наверное. «бродексита». не знаю уж, почему так и какова этимология, но некое изящество подкупает.
4. для меня разница есть. и поэтому и параллель считаю не очень подходящей — уводит тему в сторону.
2. Выпускай гласную, не выпускай, чей-то слух будет изрезан в любом случае :) Предлагаю никому никого на этот счет не поправлять, пока норма склонения не образуется сама собой. (Если честно, то мне просто лень переучиваться: памятуя, что бывает всякое, считаю этимологию недостаточным аргументом. А Гуннару так вообще безразлично, как говорить.)
3. К чему это ты про кольчи и бродекситы?
Публикация И. Хегг: Hägg, Inga: Textilfunde aus der Siedlung und aus den Gräbern von Haithabu. Berichte über die ausgrabungen in Haithabu, Bericht 29. Neumünster: Karl Wachholz Verlag, 1991. ISSN 0525-5791/ISSN 3 529-01929
Ее же статья ingahagg.cybersite.se/text_108109.html
Наиболее правдоподобная конструкция, основываясь на публикациях: members.ozemail.com.au/~chrisandpeter/hangerock/hangerock.htm
Она же попала в наиболее полный реферат по хангерокам, который сейчас заставляют «курить» практически всех женщин, угоревших по реконструкции Скандинави любимой эпохи: urd.priv.no/viking/smokkr.html
Если будет на то воля палача — отрубите мой комментарий
Журнал жду с нетерпением! Но хотелось бы приложить собственные усилия
В чем проблема? Анализируя разные версии этой одежды, сделанную несколькими женщинами-реконструкторами нашей «тусовки», могу отметить один факт: Версия хангерока из одного полотнища прямоугольного хорошо смотрится при условии, что у женщины которая будет его носить объем груди и объем бедер, во всех слоях одежды, одинаков. То есть либо речь идет об очень стройной женщине с маленькой грудью, либо о напротив достаточно полной большегрудой женщине, у которой объем груди не менее 120 см. В случае первого варианта — стройной сухощавой высокой женщины — и если прямоугольник хангерока не слишком длинный — а хангерок не слишком широкий — получается вполне нормально достойно выглядящая одежда. Я встречала именно такие варианты, на худощавых женщинах, смотрелось нормально. Если же у женщины есть хоть сколько нибудь расширение в нижней части фигуры, запашные полотнища хангерока будут расходиться углами. Что мы и наблюдаем у почти всех попыток реконструкций хангерка по Бау.
Например, при моей фигуре, при которой размер груди очень сильно отличается от размера бедер, полотнища хангерока очень сильно перекашивает, когда делаешь вариант, как на фотографии Ольги.
Я ношу вариант хангерока по Бау из тяжелой шерстяной ткани длиной в пол, с подкладкой, так что они сильно не перекашиваются, но у меня немного по другому расположены лямки. У меня лямки пришиты не на краю полотнища, а края полотнища сходятся под мышкой, и в верхней части фигуры провисают по бокам. И все равно, даже при этой конструкции, на боку края полотнища расходятся очень заметно, так что без пояса этот вариант я носить не могу.
хотя я лично не пробовала, но подозреваю, что вот тут можно все исправить, была б ткань подходящая:
cs4163.vk.me/u939336/3518929/x_94f35547.jpg
cs411718.vk.me/v411718336/602f/ox5oOR6X23c.jpg
Вообще насколько обоснованно переносить крой с шерстяной вещи на льняную? Допустимо ли использовать в таком случае крой шерстяного датского хангер(о)ка?
на мой взгляд, в случае одинакового функционала и не очень большой разницы в поведении самой ткани — перенести можно, чего б нет.
поясню — хангерок носится поверх какой-то одежды, функции свои одинаково может выполнять, как будучи льняным, так и будучи шерстяным. разницы в поведени ткани при определенных моделях может и не быть (например, в глухом хангероке по Хэгг едва ли будет разница — шерсть или лен).
примерно также поведет себя льняной платок в сравнении с тонким шерстяным — и то, и другое можно носить на голове примерно в одинаковых конструкциях.
по поводу кроя по Бау. хангерок на фотках в области фибул зашит наглухо, передние края заднего полотнища доходят соотв-но до лямок. На данный момент я мыслю так — вставка клиньев по бокам может уменьшить разрезы, вероятно даже — свести на нет. возможно, если бы я сделала заднее полотнище еще шире, и края бы доходили до центра груди, было бы проще).
я попробую поэкспериментировать (переднее полотнище там двойное, небольшой запас материала), может что и получится.
по поводу веса материала.
это конечно, не панацея, но из области «голь на выдумку хитра».
довелось поработать с текстилем псковских эстов из Залахтовья, так вот у них при изготовлении виллайне использовалась интересная штука. внутрь мешочной кромки на краешке самого виллайне вставлялся конский волос (3-4 волоска). делалось это явно для того, чтобы край виллайне лежал на груди ровно, не вздымался при порывах ветра.
собственно наша задача примерно такая же) если ткань будет достаточной ширины (что решается при помощи трапециевидного кроя или клиньев), подобная техника может помочь сделать так, чтобы края не разлетались при ходьбе.
«по поводу кроя по Бау. хангерок на фотках в области фибул зашит наглухо, передние края заднего полотнища доходят соотв-но до лямок. На данный момент я мыслю так — вставка клиньев по бокам может уменьшить разрезы, вероятно даже — свести на нет. возможно, если бы я сделала заднее полотнище еще шире, и края бы доходили до центра груди, было бы проще).
я попробую поэкспериментировать (переднее полотнище там двойное, небольшой запас материала), может что и получится.»
О чем я и спрашивала — если продлить полотна от лямок вперед, так, чтобы они заканчивались оба в середине груди, то как их скрепить, чтобы углы ткани не обвисали и не волочились по земле спереди? Зашить на груди намертво?
Голь может исхитриться и более)) — конским волосом не балуюсь, но при пошиве делаю в два сложения широкий подворот, эффект такой же.
по крою — он гуляет, конечно. некоторые вещи довольно трудно не экстраполировать, те же боковые клинья, расширяющие одежду. у нас не так много данных на одежду, а если эти данные есть, то зачастую разбросаны по разным региона. отсюда или компиляция уже имеющегося, или собственная додумка. но некоторые вещи — на мой взгляд не стоит. к примеру, я бы не стала делать сборку ворота рубахи на рулик для рубахи из шерсти, даже тонкой, даже плиссированной.
«если продлить полотна от лямок вперед, так, чтобы они заканчивались оба в середине груди, то как их скрепить, чтобы углы ткани не обвисали и не волочились по земле спереди? Зашить на груди намертво?»
можно не зашивать, можно скрепить шнурком, как вариант. завязывают же лямки хангерока шнурками, если нет фибул… все равно это все — от бедности информации. ее много, но в то же время ее и мало.
не по всем предметам одежды есть однозначное решение.