В XII-XIIIв.в. рыцарская культура стремительно распространяется по всей Европе. Возникновение рыцарской идеологии и куртуазных правил во многом способствуют сочинения провансальских трубадуров и бретонских труверов. В сочинениях немаловажную роль играет тематика рыцарских странствий, поиск приключений или исполнение некого обета. Это веяние не обошло и Польское Королевство. Примерно в то же время в Польских княжествах появились элементы рыцарской культуры: национальные куртуазные романы (о Вальцеже Удалом, о Петре Власте[i]), дух странствий (поиск славы и богатств за рубежом своего отечества), европейское вооружение (длинные хауберги, куполовидные и яйцевидные шлемы, топхельмы, длинные копья), геральдика[ii]. В XII-XIIIв.в. появляться известия о польских рыцарях, нанимающихся на службу к иностранным владыкам (Бавария, Австрия, Венгрия, Чехия, Саксония, Сербия, Русь, Литва…). К примеру Болеслав Высокий принимал участие в коронационном походе Фридриха Барбароссы в Италию. Его поединок под стенами осажденного Милана восхитил самого императора и вошел в легенду.
Герб Польской Короны
Не прошла мимо Польши и культовая идея — Освобождения Гроба Господня. Первое упоминание о польских крестоносцах восходит к 1147 году. В этом году на Восток устремился польский князь Владислав. В 1154 г. в Иерусалимское королевство прибыл со своими рыцарями князь Генрик Сандомирский. Он принял участие в осаде Асколона. После возвращения от короля Балдуина III, Генрик пригласил в Малопольшу Орден Госпитальеров (Госпитальников). На территории Польши Госпитальеры организовали комтурию. Не исключено, что князь Генрик сам был членом этого Ордена. В 1162 г. Сербско-Лужицкий князь Якса из Копаницы привел в Польшу Орден Тамплиеров (Божегробцев). В кон. XII– нач. XIIIвеке в Палестине весьма прославился некий рыцарь из Польши – Герланд. Известно, что он вступил в Орден Госпитальеров и достиг в нем значительного положения.
князь Хенрик Побожны Силецкий (умер 1350, надгробие конца XIV в)
К XIVв. военные походы на Ближний Восток остались только в проектах европейских владык. Однако, рыцари не желали мириться с этим. В одиночку устремлялись они в странствие на Восток. Среди них были и поляки. В 1347 г. французский дипломат Филипп де Мазере встретил такого человека в Иерусалиме. Его звали Войчех из Пахости. Этот поляк принял обет в духе крестоносцев старого времени. Войчех поклялся в том, что, будет принимать пищу стоя до тех пор, пока сарацины не отступят из Святой Земли.
В XIVв. польские рыцари стали появляться в самых отдаленных частях Европы. Из-за этого начал возрастать интерес европейского рыцарства к польской шляхте. В 1389 г. знаменитый французский рыцарь Жанн ле Менгр, граф де Бофор и д’Алэ, виконт де Тюренн (маршал Бусико (Boucicault)) вызвал на поединок известнейших рыцарей всего христианского мира, в том числе не обошел и поляков. Босито не мог вызвать на бой малоизвестных рыцарей, это не принесло бы ему славы (по рыцарским обычаям прославиться можно было только в поединке с более сильным или хотя бы равным себе воином). О рыцарях из Польши весьма многочисленны упоминания даже в одной из самых отдаленных частях Европы — Испании. Похоже, что Испанские земли были самыми притягательными для странствующих поляков. Это не удивительно, ведь на их территориях не прекращалась Реконкиста — борьба с сарацинами. Испанцы и французы отправлялись на восток Европы, для того, чтобы сразиться с язычниками Литвы, а поляки все чаще направляли свой рыцарский пыл на крайний запад. К примеру в конце 14 в. в рядах испанского рыцарского ордена состоял поляк Якубе Боболе. Кроме него звания «испанских рыцарей» имел Пашко Злодзей из Нешобя (кон.14 в.), Ярослав из Ивна (нач.15 в.), Якуб Джевецкий (ум. в 1460), Фредерик Яцемирский (15 в.).
Герб Павла Злодзей из Нешобя
После потери Иерусалимского королевства, европейцы перенесли свои крестоносные устремления на языческие народы восточной Европы (Пруссию, Литву, Жмудь, Эстонию, Латвию). Инициаторами новой страницы крестовых походов стали немцы. В XIVв. для француза или англичанина вернутся из Пруссии стало так же почетно как в XIIв. вернуться из Сирии (до наших дней сохранились надгробья крестоносцев погибших в Пруссии. К примеру надгробие сэра Роджера де Фелберига в Норфолке[iii]). Между тем Польское королевство заключило с Литвой унию, крестила ее и возглавила образовавшееся государство. В 1389 г. маленький гарнизон поляков оборонял столицу Литовского Княжества Вильну от войск Тевтонского Ордена. В составе этого войска, кроме немцев было огромное количество «гостей» со всей Европы (в этой осаде участвовал молодой принц Дерби Болингброк , будущий король Генрих)[iv]. Возмущенные обвинениями в отступлении от Христа и пособничестве язычникам четверо поляков (Ян из Влощова, Миколай из Вашмунтова, Ян из Здокова и Ярослав Чех) вызвали на смертный поединок четырех французов. При чем поединок перенесли на мирное время, поскольку осажденные находились в критическом положении. После окончания войны рыцари встретились в Праге, при дворе императора Священной Римской Империи. И только при вмешательстве императора Вацлава, люксембургского герцога Иогана и маркграфа моравского Йодока поляков удалось примирить с французами[v]. Таким образом, шляхтичи не только прославили свои имена, но и обязали уважать достоинство всего польского рыцарства.
В XVв. Польша превратилась в самое большое владение Европы[vi], превышающее даже Римскую Империю. В этот период Польша окончательно утвердила свои права влияния на европейскую историю. В 1409-1410 гг между Польшей и Орденом Девы Марии разразилась Великая Война покачнувшая незыблемость одного из самых отлаженных и могущественных государственных образований Европы — Тевтонского Ордена. Соединенные силы Короны Польской и Вел. Кн. Литовского не только разбили войска Ордена, но и создали базу для последующего вытеснения немцев из Поморья. После битвы при Грюнвальде (1410 г.) и осады Мальборга количество Братьев Ордена значительно уменьшился[vii]. Заметно убавился приток иностранных гостей в Тевтонский Орден. Европейцы перестали верить не только в могущество Ордена, но и в праведность их войны.
Ян из Уязда, (умер 1450)
После разгрома огромной армии христиан при Никополе вся Европа отвлеклась от Прибалтики и с замиранием сердца взглянула на юго-восток. После падения Сербского царства угроза вторжения турок в Европу неизмеримо усилилась. Ближайшим к агрессору государством оказалась Венгрия. Это королевство стало организатором новых крестовых походов, в которых активнейшее участие принимали странствующие рыцари Польши. Очевидец битвы с турками под Варной (1444)- итальянец Андрей де Палатио говорил, что никто из поляков не оставил поля боя, что «это наиболее мужественный род людей». Поляки участвовали также и в знаменитой битве на Косовом Поле (1448 г.). Среди польских крестоносцев был и первый рыцарь Короны — Завиша Чарны из Грабова. Известнейший в Европе дворянин и дипломат Завиша, снискал себе завидную славу на многочисленных турнирах и битвах (к примеру знаменитый турнир в Перпиньяне 1415 г.). После его гибели в битве с турками (1428 г.), Германский Император писал Вел. Князю Витовту: «как всему миру известно, Завиша был самым смелым рыцарем, наиболее опытным воином и выдающимся дипломатом». Слава пана из Грабова гремела не только в польских, германских и венгерских землях, но докатилась и до Франции. Остались записки некого бургундского рыцаря посетившего поле битвы под Голубцом, где погиб Завиша. Бургундец с почтением посетил место «где пал месье Адвис, рыцарь из Польши».
Весьма активно участвовали поляки и в Гуситских Войнах разразившихся в сер. XVв. При чем польская шляхта выступала как на стороне гуситов, так и на стороне Империи. Войско возглавляемое литовским князем Жигомонтом Карибутовичем состояло в значительной части из поляков. Однако в антигуситском войске Сигизмунда Люксембургского так же участвовали поляки. Подобное свободолюбивое поведение знати было характерно для средневековья. Расплывчатое понятия преданности Родине заменялось понятием преданности конкретному пану (сеньору).
Петр Кмита из Вишницы (1442-1505)
Герб Кмитов из Вишницы
В XV-XVIв. польских рыцарей без труда можно было встретить при всех дворах Европы. Между 1397 и 1409 г. французский король Карл VIв. рекомендовал королю Арагонии МартинуI«своего верного рыцаря и камергера» Яна Фарурея из Грабова — брата знаменитого Завиши Чарного. При французском дворе многочисленные победы на турнирах Бартоша-младшего из Везенберга вдохновили известного бургундского романиста на создание труда «LepetitJehandeSaintre», ставшего в XVв. зерцалом образцового рыцаря.
Герб Завиши Чарного и Яна Фарурея из Грабова
Большой славой в XVв. пользовался Сцибор из Сцибожиц один из первых кавалеров ордена Дракона (1408 г.). В 1426-1427 во время войны с турками Кипрскими войсками командовал некий Якуб из Польши. Александр Солтан в 1467-1469 г.г. пользовался большим успехом в Европе и вернулся в Польшу камергером Карла Смелого, кавалером ордена Золотого Руна, высшим знаком почета Бургундии, а также награжденным королем Англии золотой цепью.
Этот список героев средневековой Польши далеко не полный, но и он, на мой взгляд, великолепно характеризует Польское Королевства на Европейской арене, активность польской шляхты и уважение к ней со стороны иноземцев.
Главный труд использованный в статье — работы Анджея Феликса Грабского
[i] «Великая Хроника. О Польше, Руси и их соседях XI — XIIIв.в.» М. 1987 г., «История Средних Веков». Минск. 2000 г.
[ii]Jerzy Lojko«Sredniowieczne herby polskie», Poznan, 1985.
[iii] «История Крестовых походов» (под редакцией Джонатана Гайли-Смита) «Крестоносное движение 1274-1700», Норман Хаусли. М.1998 г.
[iv] Ян Длугош. «Грюнвальдская битва». Москва — Ленинград. 1962 г., Дмитрий Иловайский. «Собиратели Руси». М. 1996 г.
[v] Ян Длугош. «Грюнвальдская битва». Москва — Ленинград. 1962 г.
[vi] Йохан Хёйзинга. «Осень средневековья». М. 1988 г.
[vii] «История Крестовых походов» (под редакцией Джонатана Гайли-Смита) «Крестоносное движение 1274-1700», Норман Хаусли. М.1998 г., «Восточная Пруссия»
Должен добавить, что Александр Солтан в присутствии Папы Римского торжественно отрекся от православия — «заблуждений греков», что говорит о его значительном «ополячивании».
На счет «уроженцев ВКЛ» Вы можете кого-то указать в статье кроме Солтана? Если его исключить — даже заметно не будет ;)
вы видно мало знаете данный период истории вкл и польши и обстоятельства отречения Солтона от православия.
«Посланное Вел. Князем Витовтом войско возглавляемое литовским князем Жигомонтом Карибутовичем состояло большей частью из поляков» — оооочень сомнительное утверждение, т.к войско преимущественно состояло из жителей современной беларуси и украины
…
Термин «Литва» используется в современной медиевистике и использовался в средневековье аналогом ВКЛ. Не надо передергивать.
…
не была она вассальной землей короны
…
ВКЛ постоянно меняла свой статус идя то на сближение с Польшей, то на полное отделение, но зависимость ВКЛ от Короны всегда была односторонней. Единственный раз в 1340 у Витовта появился шанс короноваться и превратить Литву в независимое королевство. Но не смотря на согласия короля Ягелло, польские рыцари этого не допустили и перехватили корону Витовта у послов императора Сигизмунда.
в 1382 Ягелло становится великим князем (ВК) ВКЛ.
в 1386 Ягелло становится королем Польши (БЕЗ ПОТЕРИ ПРАВ НА ЛИТВУ)
в 1392 ВК Литвы (ВКЛ) становится Витовт, НО ПРИ УСЛОВИИ, что после его смерти титул ВК возвращается королю Польши. То есть Витовт НЕ ИМЕЛ права передать власть своим детям. Ягелло при этот оставил за собой титул «верховный князь Литвы». И так минимум до смерти Витовта в 1430г.
…
«Посланное Вел. Князем Витовтом войско возглавляемое литовским князем Жигомонтом Карибутовичем состояло большей частью из поляков» — оооочень сомнительное утверждение, т.к войско преимущественно состояло из жителей современной беларуси и украины
…
Это Ваше личное ни чем не подтвержденное мнение. Приведите факты :)))))
…
вам лучше почитать книжки
………
Всем лучше почитать книжки :)))))) Вы если имеете основания для спора – изложите свою точку зрения и подкрепите ее фактами. Без этого ваши слова бессмысленное сотрясание интернета.
…
Это Ваше личное ни чем не подтвержденное мнение. Приведите факты :)))))"
Арсений, вы пишете групость.
В 1421 году посетившая Витовта чешская делегация предложила ему корону Богемии. Он, в принципе, согласился и послал в Богемию своего родственника Сигизмунда Корибутовича (сына Корибуты, внука Ольгерда) с подразделением литовско-русских войск. Позже между гуситскими лидерами и Витовтом возникли разногласия, преимущественно из-за возражений короля Польши по поводу сотрудничества Литвы с Богемией. Под давлением Ягайло Витовт разорвал отношения с чехами, и Сигизмунд Корибутович из Богемии ушел. Весь план объединения Богемии с Литвой и Западной Русью, таким образом, провалился. О каких польских рыцарях может ити речь?
Король все больше охладевал от этой авантюры и чехам пришлось в 1424 году обращается напрямую к Витольду с просьбой отпустить к ним Жигимонта, чтобы короновать его. Но Витовт, связанный договором с императором, отказал. Тогда чехи обратились через голову Ягелло и Витольда непосредственно к Жигимонта, который БЕЗ официальной ПОДДЕРЖКИ (то есть полагаясь только на наемников) отправился уже воевать в Чехию (где воевал вплоть до битвы при Вилькомире1435 года на которой и погиб). За это Ягайло конфисковал все его родовые поместья, а Витольд публично отрёкся от него. От сюда вопрос где Жигимонт набрал людей, кроме как в Польше и Чехии, если феодалы его княжества уже ему не подчинялись?
Сама личность Жигимонта тоже не простая. С 1404 года (с 9 лет) — воспитывался при королевском дворе Ягелло и даже рассматривался как возможный его преемник. То есть князь рос совершенно полонизированным классическим западным рыцарем.
Войско Жигимонта в 1424 году было крайне разношерстным и говорить о преобладании кого-то можно только с конкретными цифрами, о которых можно только догадываться. Процентовок нет. Присутствие зачисленного количества русинских феодалов можно проследить только наличием Фёдор Данилович Острожского, который прибыл только в 1427 году. В остальном – это были наемные польские и чешские рыцари-авантюристы. Моя статья как раз подтверждает, что наемничество среди польских феодалов было распространено с древности при чем личное, а не в составе войска сюзерена, а вот среди православных русинов свидетельств вообще нет. Можете предоставить?
Гуситский гарнизон в моравском городе Бржецлав был осажден австрийским эрцгерцогом Альбрехтом Габсбургом. Табориты Прокопа Голого в ноябре 1426 года пришли на помощь осажденным, а затем перенесли военные действия на территорию Австрии. Фридрих Острожский упоминается в источниках как один из гетманов бржецлавского гарнизона наряду с известным таборитским священником Бедржихом из Стражнице. Примечательно, что Фридрих вынуждал окрестное население платить ему дань. Оба гетмана Бржецлава вступили в переговоры с австрийским маршалом графом фон Майссау, которые способствовали поражению Габсбурга.
А теперь расскажите, кто из польских рыцарей присутсвовал в свите Сигизмунда?
«войско возглавляемое литовским князем Жигомонтом Карибутовичем состояло большей частью из поляков.» Почему вы так решили?
Мечник — Зындрам з Машковиц
Подкормий — Спытко из Тарнова, Гневош з Долевиц, Петр Шафранец
Подканслер — Клеменс из Москожева, Миколай Тромба
Чашник — Влодек из Харбиновиц, Ян Менжик
Подсудок — Зигмунд з Бобова
Подскарбий — Димитр из Горая
Маршалок — Збигнев з Бжезя
Если надо могу привести всех воевод и каштелянов всех воеводств и каштеляний. НИ ОДНОГО русина или литвина!, кроме Димитр из Горая, который появился задолго до Ягелло :))))
Ваши эмоции и необоснованные выводы мне не интересны, приводите факты, если они у вас есть, а пока что я вижу от Вас сплошной троллинг.
Вот Свидригайло — был упертым православным защищал «старины русинские» и провел всю свою жизнь в основном в Русском ВК
никаких урядников в качестве польских постов я не встречал. От куда данные?
Длугош — это источник и современник. Что бы не доверять ему нужны серьезные основания. У Вас они есть?
ну а «всех литвинов» не обобщайте. в вопросе отношения к религии многие русины им еще давали фору)))) хотя, смотря кого вы понимаете под русинами
Вообще то я считал всегда что это именно придворные посты.
Мечник — хранитель меча
Чашник — хранитель вин
Маршалок — камергер и судья двора.
У Вас другие сведения? :))
Арсений, мечник, чашник и маршалок — это действительно государственные посты. они все входили в королевский совет («раду»). дело в том, что только во второй половине 15 в. произошло разделение придворной и государственной администрации. казна у государя стала отдельной, появился и ряд новых, собственно придворных должностей. к примеру, в это время появляется должность маршалка надворного — именно придворного урядника, который делил свои обязанности с маршалком коронным / королевским (хотя, четкого разграничения между их функциями не было). поэтому, несмотря на их «придворные» функции, до второй половины 15 века — они все коронные / королевские, т.е. государственные посты.
Читал я книжку одного Збигнева з Бжезя — «Великая шахматная доска» называется)))))))
…
Объединение православной Руси с гуситской Чехией? Этот абсурд существует только в вашем воображении. Такого объединения не может быть в принципе из-за разности культур и удаленности территорий. Объединение могло произойти исключительно а рамках вассалитета конкретному сюзерену например Витольду, но он отказался сам от этой авантюры именно под давлением короля, Папы и императора, что говорит о его весьма подчиненном положении.
И воздержитесь от хамства. Я не позволяю себе называть Ваши вирши глупостью, хотя Ваши познания крайне поверхностны на фоне полного отсутствие доказательной базы.
Г.В. Вернадский
Темы про «полонизированных рыцарей» вызывают усмешку. Опоясанные рыцари-подоляки Иванкове Сушик с Романова, Фредро с Плешовичив, Ганка из Холма, Бартош с Теребовле может быть тоже поляки? В чем же принципиальное различие?
…
Темы про «полонизированных рыцарей» вызывают усмешку. Опоясанные рыцари-подоляки Иванкове Сушик с Романова, Фредро с Плешовичив, Ганка из Холма, Бартош с Теребовле может быть тоже поляки? В чем же принципиальное различие?
…
Интересный пример. Где конкретно можно почитать об этих людях? А то Вы их называете, как будто это звезды типа Завиши Чарного или Жигимонта Карибутовича. Источник? Если хотите услышать мой ответ.
Фредро с Плешовичив известен по грамоте выданной 12 ноября 1410 в Пруссии.
Еще два упоминаються Длугошем.
Почему это вызывает усмешку я не понял. Поскольку на севере ВКЛ (Белая и Черная Русь) происходит обратная картина. Православные бояре саботируют распространение западной (польской) рыцарской культуры не принимая даже униатскую церковь, за чем естественно стоят московские князья и греческие патриархи. Это вызывает серию кровопролитных гражданских войн, которые в итоге разрывают Речь Посполитую, вместо того чтобы соединится в единый монолит, как это произошло у Польши с Красной Русью.
Строительство костелов в ВКЛ не исключает культурного и религиозного антагонизма. Много костелов заложил сам король, многие заложили литвинские магнаты-католики и даже православные. А вот Гражданские войны, во всяком случае (1389—1392) и (1432-1435) носили ярко выраженный религиозный и этнический характер.
хм… этнический, ну это вы загнули. насчет религиозного еще можно согластиться, но… споры были по большей части политического характера, выраженные в неравноправии православных и католиков в результате кревской городельской уний
Православные требовали их «старины не рушить», то есть не менять их образ жизни и культурные ценности — это и есть этническая и религиозная составляющая, если Вам легче — называйте это конфессиональной окраской :))))
Я вижу конкретную идеологическую агитацию Киприяна, который пытался сблизить Витольда с Василием московским и разорвать его связь с Ягелло. Что у него кстати прекрасно получилось. Я вижу страх православных епископов, что они потеряют жирный кусок десятин, которые в большом количестве уже уплыли литвинам-католикам. Я вижу Витольда, который воспользовался косностью и традиционностью православных бояр, чтобы получить престол Великого князя.
При этом в Красной Руси (Галиции, Львовщине, Подолье, Волыни) ситуация ни какого антогонизма не было в помине. И насилия кстати тоже никакого не было. Боярам предложили такие же условия — принять католичество, получить герб и шляхетные привилегии, или оставаться православными со своими «старинами» (которые весьма рабские по своей сути) и не претендовать на высшие должности. Бояре в массовом количестве начали переходить в католичество и униатство :))))
Я нигде не писал, что религиозная рознь была единственной причиной конфликта, у каждой группы были свои причины, читайте внимательно.
П.Урбан — с интересом ознакомлюсь, если дадите ссылку.
а вот со ссылкой вряд ли помогу — у меня книга((((
Причем у католиков я таких ярковыраженных и обильных призывов не встречал, наоборот были многочисленные попытки к объединению и даже компромиссам, что выразилось в униарстве например.
кстати, я католик)))))
Поздравляю ;) а я — атеист и рассматриваю католичество и православие именно как носитель и хранитель культурных, обрядовых и этнических ценностей народа, а ни как вероисповедание, что для СВ было архиважно. Различие в конфессии настолько незначительные, что о них только ПГМнутые могут серьезно говорить.
Но должен признать, что католическая культура мне гараздо ближе, чем православная, не смотря на то, что некогда я считал себя воцерковленным православным :)))
и опять буду подкапываться (уж не обижайтесь, но профессия не дает покоя))): культурные и обрядовые ценности народа — часть этнических)))
в 1382 Ягелло становится великим князем (ВК) ВКЛ.
в 1386 Ягелло становится королем Польши (БЕЗ ПОТЕРИ ПРАВ НА ЛИТВУ)
в 1392 ВК Литвы (ВКЛ) становится Витовт, НО ПРИ УСЛОВИИ, что после его смерти титул ВК возвращается королю Польши. То есть Витовт НЕ ИМЕЛ права передать власть своим детям. Ягелло при этот оставил за собой титул «верховный князь Литвы». И так минимум до смерти Витовта в 1430г.»
и к чему всё это? я прекрасно знаю эти моменты. но вот какая штука — власть ягайло на княжеский престол была персональной, а не соотносилась по принципу вассал — сеньор. поэтому и уния была ПЕРСОНАЛЬНОЙ, что и объясняет переход власти после смерти витовта. вы гражданскую войну, которая произошла вскоре после смерти витовта, вспомните и всё ясно станет.
Настоящая история войны Жигимонта началась в 1424 году когда он сам принял корону и вплоть до смерти в 1435 он неотрывно сражался за гуситов. Именно об этом периоде я и написал, почитайте ниже. Надоело уже одно и тоже писать
……
Сама территория (например ВКЛ) не может принимать присягу. Это юрисдикция людей. Князь не может принимать присягу от короля. Король имеет выше статус. Король – независимый монарх. Князь, даже «Великий» — имеет статус «герцога» или «принца» это по официальной юрисдикции СВ подчиненный владыка, по крайней мере в Европе.
Казимир IV Ягеллон был выбран именно из-за того, что он был сыном польского короля Владислава Ягелло. А ВК литовским он стал тоже именно по этой же причине. Это как раз говорит о вассальной обязательствах ВКЛ перед Польшей. Владислав III Варненчик как старший сын занял польский королевский престол, а Каземир – Великокняжеский Литовский. И только после гибели в битве с турками.
При этом титул Владислава III Варненчика во время правления Каземира в ВКЛ звучал так:
Wladislaus, Dei gracia rex Polonie, Hungarie, Dalmacie, Croacie, Rascie, Bulgarie, Sclavonie, nec non terrarum Cracovie, Sandomirie, Lancicie, Syradie, Cuyavie, Lythuanie princeps suppremus, Pomeranie, Russieque dominus et heres etc.
(рус. Владислав Божьей милостью король Польши, Венгрии, Далмации, Хорватии, Рашки, Болгарии, Славонии, земли краковской, сандомирской, ленчицкой, серадзской, Куявии, верховный князь литовский, поморский и русский, господин и наследник и пр.).
ну ничего себе логика!!!!)))) индукция-дедукция налицо))))
надеюсь, хоть это вас переубедит))))
Я Вам уже приводил документы которые вопиют о неравноправии ВКЛ в унии с Польшей, а так же титулы короля Польши, которые называют короля «верховный князь литовский, поморский и русский, господин и наследник ». Вы не читаете чтоли? :)))
Кроме того например Ягелло как сюзерен Витольда распоряжался огромными территориями ВКЛ даже без присутствия Витольда. И другие государи это право за ним признавали. Например съезд в Рёцеже 1404 года, когда Ягелло подписал договор с гроссмейстером Конрадом о передаче Жемайтии в обмен на Добжень. Великого князя Витольда там не было, но это нисколько не смутило гроссмейстера.
как это не путать? Меня лично эпоха после 1444 года вообще не интересует! :)))
Вы ведь утверждали, что вассального подчинения королю вообще не было в истории ВКЛ! :)))) во второй половине 15 в действительно многие противоречия сгладились, и привелегии уже были у православных и гербы, но это не означает, что это все было в начале 15 века.
Арсений, Вы, вероятно, были введены в заблуждение излишним патриотизмом Анджея Грабского.
1. Турнир в Сент-Энглвере близ Кале (1390 г.). Маршал Бусико с двумя компаньонами, действительно, 30 дней колошматил все рыцарство Европы, прежде всего англичан. Что же до поляков.
В «Хрониках Сен-Дени», хрониках Фруассара и истории маршала Бусико мне лично таковые, применительно к турниру в Сент-Энглвере, не встретились. Монах Сен-Дени и Фруассар пишут лишь о присутствии чехов (богемцев). Фруассар именует чеха сиром Herchauce (Гершок? Горшок? Эршок?) и описывает его герб: три грифона с черными ногами на шите, разделенном на серебро и лазурь. Чех никакими подвигами не прославился: сперва в поединке с Бусико грубо нарушил правила, так, что англичане, за партию которых он выступал, думали даже оштрафовать его на доспехи и коня; во втором поединке с де Руа чех был выбит из седла.
Монах Сен-Дени упоминает имя другого богемца — Boort Bolcof.
Возможно, поляки упомянуты в другом источнике, с которым я не знаком.
2. Бургундский романист, которого вдохновили подвиги Бартоша-Младшего на написание романа «Маленикий Жан де Сентре». Речь, видимо, идет о французском рыцаре и романисте Антуане де Ла Сале, который под впечатлением подвигов Жака де Лалена и написал свой роман. Увы, поляки опять тут не при чем. Ла Саль написал псевдобиографию реального Жана де Сентре, разбавляя ее новеллами, взятыми из деяний как самого Сентре, так Бусико и Лалена.
3. Ну и, наконец, о Солтане, рыцаре Золотого Руна.
Возможно, некоторые патриотично настроенные польские исследователи всерьез полагают, что их никому неведомый предок и впрямь мог стать рыцарем ордена Золотого Руна. Однако следует их разочаровать. Такого факта не было.
В период 1467-69 гг. прошла одна из ассамблей ордена, одиннадцатая по счету, в Брюгге (1468 г.). Было принято 7 постулантов, начиная с короля Англии Эдуарда 4. Понятно, что мессира Солтана среди таковых не обнаруживается. Касательно его камергерства… Списки камергеров (шамбелланов) Карла Смелого за эти годы я не поднимал, но что-то мне подсказывает, что Солтан и там не обнаружится. Хотя…
На счет турнира 1390г Бусико — я никто не упоминал о том что поляки принимали в нем участие. Богемцы — не в счет. Это вообще подданные императора к Польше отношения никакого не имеют.
Я написал, что Бусико ПРИСЛАЛ приглашение полякам, то есть он был наслышан о польских рыцарях и, видимо, посчитал их достойными для поединка. Поскольку славу и уважение можно было добыть сразив только не менее славного рыцаря. А победа над неизвестными или недостойными — славы особо не приносила ;)
Бусико, конечно, был наслышан о польских рыцарях, поскольку дважды посещал Пруссию и воевал против схизматиков плечом к плечу с тевтонскими рыцарями.
Касательно того, что на турнир вызывались славные рыцари. Да Бусико и не знал толком, кто к нему приедет сражаться. Тот же богемец, описанный Фруассаром, так вообще имел слабое представление о правилах джостры. Французы сражались с тем, что приехало. Основными противниками были англичане, с ними сражались всерьез. Фруассар приводит «футбольный счет» джостр между французами и англичанами. Например, Бусико сразился с 18 противниками из английской партии (Руа с 12, Сэмпи с 16) в 50 схватках (заездах-курсах), сломал 5 копий (5 копий сломали и об него), сбил на землю 3 (Руа — 2, Сэмпи — 3), тяжело ранил предводителя английской партии Холланда. Французов ни разу не удалось сбить на землю.
При этом французов сначала не особенно принимали в расчет: Сэмпи был худой и маленького роста, Бусико — такой же, только атлетически сложенный, единственным достойным бойцом считался опытный Руа. Но, увы и ах, эти недорослики наваляли всем по первое число.
В мелких упырей на коне крайне трудно попасть копьем)))))
Гентское восстание, сражение при Росбеке, 1382 г. Бусико исполнилось как раз 16 лет и перед битвой его приняли в рыцари. Бой. Рукопашная в центре фронта. Бусико в первых рядах. Его замечает здоровенный фламандец, нападает на него с криком, типа, «Малыш, быстрее беги на руки к своей мамочке!». Бусико с ним схватывается и убивает ударом кинжала в бок. При этом произносит, типа «Это вот так дети играются в вашей Фландрии?»
Как там было на самом деле мы, понятное дело не знаем, летописец мог и приврать. Но случай показательный. Бусико, вероятно, поддразнивали за маленькие пропорции, от того он так бешено и качался, в доспехах через коня перепрыгивал, танцевал, по лесенке одновременными рывками рук взбирался (правда, не в полном доспехе).
Кажется мне, что это типичная средневековая байка.
Ни, и про то, что «бургундский романист» Ла Саль писал своего Сентре, будучи вдохновлен подвигами некоего Бартоша. На основании чего Грабский сделал такой вывод?
Про турнир в Сент-Энглвере я уже писал. Вероятно, Грабский использовал источник, мною не изученный. Хотелось бы знать, какой именно?
У некого И.И. Басова я наткнулся на упоминание про вызов полякам и датчанам. Вы не знакомы с этим человеком? Было бы замечательно получить от него пояснения? ;) www.xlegio.ru/ancient-armies/medieval-warfare/military-tournaments/
Вызовы рыцарству высылались при помощи герольдов, которые везли «Военные письма» («Lettres d’armes»), зачитывающиеся при дворах высшей знати того или иного региона или страны. Создавалась шумиха вокруг этого дела, на шум съезжались окрестные рыцари, и в определенное время происходили поединки.
С Басовым не знаком, хотя и помогал для этой статьи с иллюстративным рядом.
Можете подтвердить или опровергнуть?
Касательно остального (Золотое Руно и пр.) — увы, «господин соврамши».
Что, конечно же, не умаляет достоинства польских рыцарей.
Кстати нет ли данных о времени создания «Chronographia Regum Francorum»?
А по поводу Сент-Энглвера я ж писал, что оперирую теми источниками, с которыми работал. Там (а они основные) о поляках — ни слова.
Но, эммм, заглавная и финальная картинки — не польские))))
Нет по первому тезису, есть малёха
Да по второму.
И да, у Висконти красиво:)
Приведите источники массового использования итальянского снаряжения в Польше 14 века.
ЗЫ. Тема итальянских доспехов твоя любимая, может просветишь тогда на конкретном примере какие именно элементы ты считаешь чисто итальянскими?
Это не есть замечание по существу статьи, и вообще не есть замечание — это просто наблюдение, вот и все.
Кроме того — я же не Испанию вкрячил. Италия, согласись, в культурном плане серьезно влияла на германо-словянский регион.
И потом, какой славянский?
Албания, Хорватия, частично Сербия — да.
Германия — южная Германия — 100%.
Оу, про Италию я могу МНОГО конкретного сказать.