ОСАДА КОМПЬЕНА В 1430 г. 1 ЧАСТЬ.

  1.      Стратегическая идея кампании 1430 г.

23 апреля 1430 г. в Кале высадилась новая английская армия (2 000 солдат), вместе с которой на континент прибыл юный «сеньор двух корон» Генрих VI Ланкастер. Герцог Бедфорд и кардинал де Бофор собирались торжественно короновать сына азенкурского триумфатора в Париже (в противовес реймсской коронации Карла VII), однако активность французских партизан в окрестностях столицы делала английское предприятие слишком рискованным.

В стане союзников возникли разногласия относительно планов предстоящей военной кампании. В итоге было решено очистить от арманьяков Среднюю Уазу и долину Эны, в которой сторонники французского короля, окрыленные успехами Девственницы, вновь укрепили свои позици, а также обезопасить окрестности Парижа. Стратегическое развитие этого плана подразумевало вытеснение арманьяков на юго-запад и окончательное закрепление бургундцев в Шампани. Выполнение последнего условия позволяло бургундскому герцогу территориально объеденить все свои владения.

На сей раз Филипп Добрый выступал, не только как союзник англичан, но и как их наемник. За военные услуги бургундский герцог затребовал ежемесячную оплату в размере 19 500 франков, плюс отдельную сумму за артиллерию. Бедфорд, всеми силами стремившийся сохранить хотя бы видимость союзнических отношений с Бургундцем, которые в свете феноменальных успехов Карла VII и Девственницы были важны, как никогда, принял условия герцога Филиппа.

 

 

Филипп Добрый. Фрагмент миниатюры, 1461 г. Бельгийская Королевская библиотека, Брюссель.

В июле-августе прошлого года арманьяки без сопротивления заняли Компьен и Суассон. Теперь эти города предстояло вернуть назад. В конце апреля бургундский штаб детально спланировал военно-дипломатическую операцию, в ходе которой Филипп Добрый, используя поддержку англичан, должен был взять под свой контроль Компьен, а после – и всю Шампань:

«Далее, Монсеньор /герцог/ Бургундский с 12 сотнями отборных жандармов из Бургундии и Пикардии, с тысячью  пикардийских лучников и двумястами арбалетчиков…, совместно с тысячью английских лучников под командой доброго капитана, призванного королем Англии, должен продвинуться к Лаону и Суассону, дабы обезопасить дорогу королю к Реймсу для его последующей коронации, если таковую он захочет совершить. Отсюда герцог Бургундский сможет приступить к завоеванию Шампани.

Далее, с Божьей помощью осады Торси и Шато-Гайяра скоро будут завершены. Тогда англичане в Нормандии смогут приступить к осаде Лувье. Король смог бы подкрепить их новыми войсками, /присланными/ из Англии.

Далее, остальная часть английской армии должна выдвинуться к Бове, чтобы оценить возможность его захвата. Маленькие замки вокруг него должны быть завоеваны, в них следует разместить гарнизоны, дабы исключить подход подкреплений и припасов для Бове, которые препятствовали бы его осаде. По завершении этих операций, кои не должны занять много времени, указанная армия должна вступить в Иль-де-Франс, осадить на своем пути город Крей, укрепить мост, ведущий к Бове, и захватить близлежащие замки, такие, как Лезарш и другие. После окончания осады Крея эта армия должна продолжить освобождение Иль-де-Франса, дабы оказать большую помощь Парижу.

Далее, относительно Компьена: если монсеньор Бургундский захватит мост в Шуази, захватит монастырь в Вербри, захватит бастиду на мосту в Компьене, а также захватит Пьерфон и разместит в нем гарнизон, город Компьен окажется в такой блокаде, что никакие подкрепления не смогут его достичь».


 2.     Бои в «предполье» Компьена.

1 мая армия Филиппа Доброго, совершив марш из Перрона, сконцентрировалась в окрестностях Нуайона, который стал главной бургундской операционной базой. В местечке Пон-л’Эвек, контролирующем важный стратегический мост через Уазу, укрепились роты бургундских капитанов Гектора де Савеза и Жана де Бриме (в роте последнего — 53 жандарма и 140 лучников), а также солдаты английского капитана Монтгомери. Остальные войска продвинулись в сторону реки Эна и 7 мая осадили Шуази.

Узнав о начале вражеского наступления в окрестностях Компьена и Суассона, Жанна-Девственница оставила Иль-де-Франс и повела свою заметно возросшую армию на выручку малочисленным арманьякским гарнизонам. Девственницу сопровождали французские капитаны Жан де Фуко, Ален де Жирон, Амбруаз де Лоре, Жоффруа де Сен-Белен, Потон де Сентрай, Жак де Шабанн и Риго де Фонтень, а также итальянские кондотьеры Теодоро ди Вальперга и Бартелеми Баретта (всего, согласно завышенным данным «Анонимной хроники», 4 000 человек).

14 мая Жанна вступила в Компьен, который готовились оборонять от 400 до 600 солдат французского гарнизона под командой опытного капитана Гийома де Флави. Сеньору Гийому уже не раз доводилось сражаться с бургундцами. В памятной битве при Монс-ан-Виме Флави был ранен, брошен на поле боя и ограблен мародерами. Только чудо или Божье провидение спасло тогда Гийома от мучительной гибели. Теперь Господь вновь даровал отважному воину свой знак – Девственницу, которая называла себя Божьей посланницей. Год назад под Орлеаном она сотворила истинное чудо, прогнав англичан и освободив город. Повторит ли она свой подвиг под Компьеном?

Жанна и ее капитаны не стали задерживаться в городе и сразу выступили навстречу противнику. 15 мая отряды арманьяков, руководимые Потоном де Сентраем, совершили налет на бургундский пост в Пон-л’Эвеке и основательно потрепали неприятеля. В бою пал бургундский капитан Жан де Бриме. Тем не менее бургундцы сохранили контроль над мостом через Уазу.

 

16 мая, не выдержав бомбардировки, гарнизон Шуази, руководимый Людовиком де Флави, младшим братом компьенского коменданта, под гарантию личной неприкосновенности оставил город и отступил в Компьен. Следом, несмотря на попытку Девственницы спасти положение, сдался гарнизон Суассона. Его капитан Гишар де Бурней получил взятку от бургундского полководца Жана де Люксембурга (4 000 золотых) и не пустил в город отряд Девственницы. В рядах арманьяков воцарилось уныние. Часть капитанов и солдат покинули Жанну и отступили в Санлис. Орлеанские чудеса не повторились.

Окрестности Компьена 1-20 мая 1430 г. Начало осады.
А. Осада и захват Шуази.
Б. Марш главной бургундской армии от Нуайона к Компьену.
В. Действия бургундцев против Суассона. 

 3.    Начало осады.

Разрушив Шуази, бургундцы могли, наконец, приступить к осаде Компьена. 20 мая их передовые отряды, двигаясь вдоль правого берега Уазы, приблизились к предполью города. Хронист Жорж Шателлен описал бургундскую диспозицию следующим образом:

«Итак, как я уже говорил, герцог занял жилье в Кудене, /Жан де Люксембург/ граф де Линьи – в Клеруа, мессир Бодо де Ноай – в Марньи, а сеньор Монтгомери со своими англичанами – в Венетте; и с ними были люди различных языков – бургундцы, фламандцы, пикардийцы, немцы, геннегаусцы; также там находились люди, которые благородно служили герцогу, своему верховному сеньору, и среди них такие, как граф де Линьи, сеньор /Антуан/ де Круа, мессир Жан, его брат, сеньор де Креки, сеньор де Сантэ, сеньор де Коммин, сеньор де Мамен, три брата — мессир Жак, мессир Давид и мессир Флоримон де Бриме, мессир Бодуэн де Ланнуа, все рыцари ордена /Золотого Руна/, и огромное число прочих».

В целом, согласно несколько завышеным летописным данным, Филиппу Доброму удалось сконцентрировать в окрестностях Компьена до 4 000 бойцов. Численность некоторых бургундских подразделений можно уточнить по сохранившимся архивным документам. Например, в роте Бодуэна (Бодо) де Ноая служило 50 жандармов и 100 лучников; в роте Годфруа Пензана, капитана арбалетчиков герцога Бургундского, служило 66 жандармов и стрелков; в роте наемных генуэзских арбалетчиков Годзаля де Кастена служило 100 солдат; под командой Лионелля, бастарда Вандомского, служило 6 жандармов и 62 лучника.

Архивные материалы позволяют оценить и численность бургундской артиллерии. Всем артиллерийским парком заведовал «Генеральный мэтр артиллерии короля» Филибер де Молан. Артиллерией собственно Филиппа Доброго командовал «мэтр артиллерии герцога Бургундского» Жан де Рошфор. Под стены Компьена бургундцы свезли достаточно внушительный арсенал осадных орудий: 4 бомбарды герцога («Ремесвалль», «Красная бомбарда», «Уппембьер» и «Куанекен»), 3 орудия Жана де Люксембурга (бомбарда «Боревуар», веглер «Монтегю» и «большой куллар»), 27 железных веглеров с двумя пороховыми каморами при каждом, 2 веглера, «прозываемых львами», и множество более мелких огнестрельных и метательных орудий. К пушкам были приставлены Жерар из Эдена, «мэтр канониров», кулевринье Жерар Ан, а также 9 немецких артиллеристов.

 

+5
x
Наплюсовали на 2
Реклама
Клим
Як же ж гарно!
Вот люблю и регион и эпоху. Источники вменяемые, можно практически любого любителя домашней истории развести по базе!))
NikolayBurlankov
Zhukoff: А Александр же писал, что все сочинения — это набор цитат из предшественников и не имеют никакого отношения к реальности? А уж цифра семь (а обратите внимание, 66 — явно «цифра дьявола»!) вообще не может иметь отношения к реальности!
Клим
NikolayBurlankov: не все, а конкретно раннесредневековая агиография.
NikolayBurlankov
Zhukoff: Сочинения, посвященные Орлеанской Деве, тоже могут быть отнесены к агиографии. Хотя и не ранней, но, являясь носителями традиций своего жанра, они явно должны быть истолкованы не так, как написаны :)
Клим
NikolayBurlankov: сочинения про Жанну включают в себя чОртову уйму документов, так что выяснение правды-матки осложняется только их внимательным сличением.
Макс Шишкин
Zhukoff: Клим, на своей лекции Данилевский помнится приводил пример про одного из династии Романовых, место из жизнеописания которого полностью, слово в слово скопировано из Библии. 17 век же… А уж что даты ставить могли не так как оно на самм деле било, и числа прикручивать к символические — вроде как вполне доказанный вашим же братом факт. Так что все очень спорно. Но подколол Николай тебя за дело. ;) Ты не смотри что там нет смайлика… по смыслу фраза чистый сарказм. ;)
NikolayBurlankov
Bergger: Да там, вроде, и смайлик есть :))
Камрады, я получаю эстетическое удовольствие от вашего спора! Мы, историки, растоптаны и унижены)))
Ничего, что я пользовался при написании текста не только источниками, но и литературой?)))
Простите меня за неумелую компиляцию…
Макс Шишкин
AndreyKurkin: А если серьезно, с развитым средневековьем и позже все несколько проще. Там и самих источников вдоволь, и археологии куда больше. Кстати литературой собирающей воедино информацию по группе источников в случае со средневековьем и далее пользоватся скорее нужно, чем нет. Главное всегда мыслить логично, здраво и излагать свой материал доходчиво и интересно.

П.С. У мосье Куркина это пока получается на ять!
Bergger: Прогиб засчитан))))))

Макс, да ВСЕГДА нужно пользоваться литературой. Всегда! Главное, как ты пишешь, не терять логическую нить и чувство здравого смысла. Даже и у Фоменко с Носовским я почерпнул много интересных идей. Даже у Суворова-Резуна. Отрицательный результат — это тоже результат.
Макс Шишкин
AndreyKurkin:
Даже и у Фоменко с Носовским я почерпнул много интересных идей. Даже у Суворова-Резуна.
Вот поэтому я еще раз процитирую высказывание одного преподавателя с истфака: «тот кто не читает книг — дурак. Тот кто читает только одну книгу — дурак в двойне.» ©
NikolayBurlankov
AndreyKurkin: Вообще говоря, тут я и не понимаю нашего — гм- хозяина, когда он говорит о «неисторизме»
Вообще говоря, историки только так и могут действовать — «погружаясь слой за слоем»
Вроде бы, очевидно, что чем ближе к нам время -тем больше информации и тем вернее интерпретации. Погружаемся глубже — ан нет, оказывается, «мы нарушаем принцип историзма», там всем «нарытым выше» пользоваться нельзя!
NikolayBurlankov: касаемо того, о чем говорил Клим.
Возможно, я что-то пропустил, поскольку не совсем внимательно слежу за вашей с ним дискуссией (хотя периодически читал ее отрывки — интеллектуально-духовный пир), но у меня возникло стойкое ощущение, что Клим просто оперировал элементарными постулатами обычного исторического исследования. Да, есть такая методика, и любой уважающий себя историк должен ей владеть.
Alena
Bergger: Макс, если бы с источниками дело обстояло на ура, то не было рождалось бы споров, например, о происхождении Жанны Дарк — есть идея, что она была высокорожденной, а не совсем пизанткой.
NikolayBurlankov
Alena: Вот видите, нет такой истины, в которой нельзя было бы усомниться :)
Alena
NikolayBurlankov: Не знаю как для Вас, а для меня, например, война 12-го года — это истина. Истина — это 100% знание, поэтому истина и сомнение — это 2 несовместимые вещи.
NikolayBurlankov
Alena: В смысле, война 12-го года — истина?
Что она была? Ну, судя по числу работ того времени, ей посвященных, по стихотворению «Бородино», по галерее «герои 12-го года» в Эрмитаже — была. Но как она проходила, о чем думали руководители той или иной стороны, даже кто победил под Бородино — уже вопрос для раздумий и сомнений.
И опять же, странная оговорка — «для меня». Если истина — это 100% знание, в котором нельзя усомниться — то как же только для вас? Тогда она должна быть для всех, и любой, взаимодействуя с той же реальностью, получит то же самое.
Alena
NikolayBurlankov: я так понимаю, Николай, что по своим убеждениям Вы скорее агностик, чем гностик.
Макс Шишкин
Alena: Ну начала приплетать… История наука относительная. А религия и мировозрение — вообще не наука. Давайте не будем валить все в один огород: и теплое, и мягкое, и влажное...;)
Alena
Bergger: ты о чем?
Макс Шишкин
Alena: О гностиках и агностиках… это же очевидно. Они тут совершенно не к месту.
Alena
Bergger: Макс, мой вопрос носит частный характер. Если тебе не интересен ответ на этот вопрос, то мне в беседе с Николаем он необходим — наша дискуссия о познаваемости мира и возможности абсолютного истинного знания перекинулась уже на этот топик. Поэтому, чтобы не повторяться и избежать ненужных вопросов я хочу знать ответ, который для меня прояснит идеи собеседника, которые я пока уловить вцелом не могу, но хочу сформировать вполне ясную концепцию.
NikolayBurlankov
Alena: Ну, а если говорить об убеждениях в плане познаваемости мира — то я «рационалист». То есть, мир познаваем (как процесс), но не познаваем до конца (до конца — только на бесконечности)
Alena
NikolayBurlankov: что мешает его 100% познаваемости?
NikolayBurlankov
Alena: Его бесконечность…
Alena
NikolayBurlankov: этот мир материален, а материя конечна, логично получается, что все в этом мире конечно.
Макс Шишкин
Alena: Кто вам сказал что материя конечна???
Alena
Bergger: а что, нашли живехонького Дункана Маклауда:)?
NikolayBurlankov
Alena: А при чем тут это?
К слову, с чего вы взяли, что этот мир материален?
Это тоже не более чем одна из догм, причем, похоже, неверная…
Alena
NikolayBurlankov: приведите пример не-материи (сознание человека и его душа не считается) в этом мире.
Макс Шишкин
Alena: Сначала давайте разберемся с определениями. Что вы подразумеваете под словом материя?
Alena
Bergger: грубо говоря, то, что имеет атомно-молекулярное строение.
Макс Шишкин
Alena: По вашему определению электронное поле внутри металлов нематериально, сильное и слабое ядерное взаимодействие нематериально, гравитация нематериальна… продолжать?
Alena
Bergger: эти величины не поддаются изучению и измерению:)?
NikolayBurlankov
Alena: А чего это сознание и душа сразу не считаются?
Они действуют и проявляют себя в этом мире — почему же их нельзя считать примерами того, что существует, но не-материи?
Но не хотите их — вот, пожалуйста: созвездия. Они с одной стороны, состоят из материальных звезд — но эти звезды НИКАК, кроме нашего сознания, не объединены. С другой стороны, созвездия существуют объективно — ЛЮБОЙ, посмотрев на небо с нашей же точки зрения, увидит эти же группы звезд.
Alena
NikolayBurlankov: душу изучается религия, в которую наука не верит:) сознание-мысль материальны — можно измерить колебания.
Макс Шишкин
Alena: Вы сами же сейчас противоречите своему определению материальности. Квант мысли назовите? Или назовите квант души? Кстати, гравитон как квант гравитации еще никто не нашел и уровень гравитации на прямую ничем не измеряеться..;)
Alena
Bergger: Макс, я намеренно не взяла такие категории, как душа и мысль. Для меня, например, душа существует и она нематериальна. Но ее происхождение «не от мира сего», она неотмирна, поэтому по своему происхождению она не связана с этим материалным миром. Но она определенное время живет в материи — теле.

Макс, исчезнет Земля — исчезнет гравитация. Наверное, гравитация — это свойство материи.
NikolayBurlankov
Alena: Гравитация Земли исчезнет — будет гравитация Солнца.
Сама гравитация никуда не денется.
Если вы признаете существование души как нематериального объекта — то вы признаете и нематериальность нашего мира. Хотя бы частичную.
Т.о.
1) Есть основания подозревать, что даже если мир материален — материя все-таки бесконечна
2) даже если материя конечна — есть основания подозревать, что мир не только материален.
Так что, вывод — есть основания подозревать, что мир бесконечен. Т. е., есть основания думать, что и познание его есть процесс бесконечный :)
Т.е., быть уверенным в том, что можно что-то познать до конца — нельзя :)
Alena
NikolayBurlankov: мы говорим про науку, а наука не изучает душу, поэтому мы не затрагиваем этот вопрос. Для меня она существует, для кого-то нет.

Правильно, сама гравитация никуда не денется — она будет следовать материи.

Для меня мир принципиально познаваем. Вопрос во времени и средствах.
NikolayBurlankov
Alena: Если что-то существует, оно как-то себя проявляет.
Можно рассматривать религию как такую науку, которая изучает душу.
К слову, «психология» переводится как «наука о душе».
Просто у них методы другие. Стараются в душу с молотком и отверткой не лезть.
Хотя есть и такие, что лезут.
Николай
NikolayBurlankov: Как в небезызвестном произведении «Где бы что ни говорили — Все одно сведет на баб!» Топик про осаду Компьена, ан опять к материи и религии свели. Если ща еще славяне древние всплывут, я заплачу :)
NikolayBurlankov
briz: Славяне не знаю, а вообще история Руси уже всплыла — Лжедмитрий в параллель с Лже-Жанной.
Что поделать, мир един…
NikolayBurlankov
Alena: Я по своим убеждениям стоик :))
Alena
NikolayBurlankov: в России трудно быть кем-то другим:)
Клим
Alena: запросто. Можно быть киником — легко!)

ну я уже цитировал не любимых мною Стругацких:
«бесконечное познание требует бесконечного времени. Поэтому, работай-не работай — все едино!»
)))))))))))))))))))))))))))))))))))
Alena
Zhukoff: не, «мы пойдем другим путем»:)
Макс Шишкин
Alena: Это уже вопросы к мосье Куркину. Меня 15 век интересует разве что желазом и техникой его применения в бою. Ачтобы рассуждать о версиях происхождения мамзели Жанны надо как минимум увлекаться этой эпохой, а как максимум самому владеть языком того времени.
Bergger: История с Жанной — как раз тот случай, когда результаты применения точной методики исторического исследования не дают исчерпывающих ответов на вопросы, возникающие к официальной версии жития Орлеанской Девственницы. Особенно это касается феномена Лжежанны, сеньоры д, Армуаз.
Alena
AndreyKurkin: а какие другие методы дают исчерпывающие результаты?
Alena: наверное, я не корректно употребил словосочетание «исчерпывающие ответы». Вероятно, в истории не существует тем, которые были бы исчерпывающе разработаны. Всегда остаются вопросы.
Alena
AndreyKurkin: видимо, чем дальше вглубь веков, тем меньше свидетельств и больше неясностей.
Клим
AndreyKurkin: а известно, что она именно Лжежанна?
Zhukoff: так от то и оно. Народ узнавал, подписи совпадали.
Клим
AndreyKurkin: не понял.
Де Амбуаз — это Жанна или не Жанна? ну. та самая?
Zhukoff: сейчас однозначно нельзя сказать. Документ с подписью д, Армуаз (которая, якобы, была идентична подписи Жанны) утерян, чтобы можно было провести независимую графо-экспертизу. Официально Армуаз признала, что она самозванка. (Ну, там условия такие были, что любой бы признал, что «я не я»).
Тут ведь какое дело — в Революцию масса артефактов Жанны пропала. Что-то, вероятно, могло бы пролить свет, хоть косвенно, но увы…
Alena
AndreyKurkin: «Народ узнавал, подписи совпадали» — учитывая малограмотность народа, вероятно, ему было трудно определить степень точности подписи. Если Лжежанна была искусной во лжи, то подпись можно было и подделать.
Alena: ее вроде как родной братец Жанны опознал, и вроде как король ей подарки присылал, коняжку за 30 ливров, например, т.е. как бы признал. Ну, и в Орлеане ее признали.
А подпись дамы Армуаз сличил с подписью Девственницы премьер-министр Франции Эррио перед 2 Мировой войной и сказал, что они идентичны. Но документик с подписью Армуаз потом пропал, остались только подписи Жанны.
Поэтому мы сейчас не можем сказать, что видел Эррио — подделку или подлинник.

Но можно сказать определенно, что фальсификации во всей этой истории с Жанной однозначно были. Тот же «меч Карла Мартелла», который она якобы нашла. Т.е. как и в истории с Петром Пустынником в эпоху первых крестовых походов (тогда было найдено «святое копье», которым Лонгин заколол Иисуса), когда требовалось придать военно-политической миссии характер идеологического триумфа, в ход шли любые подходящие фальсификации.

Но столь же определенно можно сказать, что и в альтернативной версии жизни Орлеанской Девственницы полно фальсификаций: то, якобы, топорик ее найдут с выгравированной королевской лилией, то меч, то доспехи (все не ее или специально изготовленное фальсификаторами).
Доказательств, что она принцесса — нет никаких. Только умозрительные построения (достаточно феноменальные, нужно признать), опирающиеся на невнятные оговорки летописцев, составителей документов, ее собственные фразы, либо грубая подтасовка фактов.
NikolayBurlankov
AndreyKurkin: Так Жанну не сожгли?
Alena
NikolayBurlankov: а куда она делась:)?
NikolayBurlankov
Alena: Ну, если сеньора д'Армуаз была Жанной?
Alena
NikolayBurlankov: это доподлинно известно? Это может быть такая же история, как с Лжедмитрием или княжной Таракановой — люди любят себя выдавать за кого-то выдающегося.
NikolayBurlankov
Alena: Так вот Андрей вроде и говорит, что есть основания так думать.
Это все к вопросу об относительности и абсолютности истин.
Мы «все знаем», что злобный Карл ничего не сделал для спасения Жанны и ее сожгли.
Но может, нет?
К слову, и о Лжедмитрии — вообще говоря, это не более чем устоявшееся мнение, что он был Гришкой Отрепьевым. Его таковым назначило правительство Годунова в переписке с поляками, доказывая, что он «не настоящий». На что поляки ответили, что им глубоко фиолетово, кто там этот Димитрий, он уже ушел в Россию и сами типа с ним разбирайтесь.
Но вообще говоря, все «признания» говорят, что он был Дмитрием настоящим :))
Особенно история с обретением «мощей Дмитрия», оказавшимися нетленными…
Т.е., нельзя утверждать, что Дмитрий был настоящим — но и однозначно признать за истину противоположное мнение тоже нельзя…
Alena
NikolayBurlankov: есть более достоверные сведения и теории и менее — науке все равно нужно определиться, поэтому действует идея про Гришку Отрепьева. Что за признания и какие именно все?
NikolayBurlankov
Alena: Признания его матушки (я имею в виду, Марии/Марфы Нагой), Мстиславского, дядюшки Дмитрия и др. И одновременно признание братьев Отрепьева — что Гришка — это другой человек (который был, по словам Маржерета, в войске Дмитрия, потом был в Москве, где его могли все признать, но «по причине буйного нрава» был сослан в Ярославль, где жили его братья).
А науке — зачем определяться? Можно и оставить как «загадку». Есть же загадка Атлантиды. Почему надо сразу давать все ответы на все вопросы?
Alena
AndreyKurkin: ремьер-министр — это, несомненно, хорошо, но лучше, если бы это был все-таки почерковед.

Знаете, идея о ее благородном происхождении как-то не вяжется с неумением Жанны писать. Я — не спец, но, наверное, благородные семьи все-таки заботились о хоть каком-то образовании для своих детей, а Жанна диктовала свои послания англичанам через секретаря.
Alena: Ну, все обличенные властью люди в то время диктовали письма секретарям и только их подписывали. И выдумки Люка Бессона о том, что Жанна вместо подписи ставила "+", оставим на совести киношников. Автограф ее имеется. На основе полученных мною вводных знаний в графологию могу предположить, что Жанне был присущ некий пессимизм, который уживался с ярко выраженным неравнодушием к окружающему и желанием активно вмешаться в ход событий.
Парламентский адвокат Жан Барбен разговаривал с богословами, которые общались с Жанной, и те сказали, что на все их вопросы, «она отвечала очень осмотрительно, как подобает лишь ученому».
Точно так же можно предположить, что Жанна, да, была безграмотной, о чем писали некоторые ее современники. Сохранились рассказы жителей деревни Домреми о детстве Жанны и т.д. (понятно, что сторонники альтернативных версий считают эти рассказы фальсификацией).
Графологи так же могут придраться к подписи Жанны — сочетание сдвоенной «n» в имени «Jehanne» далось подписантке нелегко и приняло вид «nm».
Alena
AndreyKurkin: если Жанна в действительности могла быть благородного происхождения, то есть идеи к какому именно роду она бы принадлежала?
Alena: Ну, как, к какому роду? Альтернативщики пишут о том, что Жанна была внебрачной дочерью (бастардессой) Луи Орлеанского и Изабо Баварской. (Ни одного прямого доказательства этой теории не существует.)

А так — король даровал ей дворянство и фамилию «Лилия» (Дю Лис), сохранилась дарственная грамота с гербом и описанием.

Кстати, вот два письма с автографом Жанны. На первом, как я ранее и указывал, заминка со сдвоенной «н». На втором — все нормально, написано четко и твердой рукой. Текст писем — работа секретаря, возможно, Паскареля.



,,
И его же цветная фотокопия:
Николай
И тем не менее образцы ее подписи имеются? :) По признаю современников она наоборот была очень даже толковая мамзель (даже игры модные знала). Единственное она могла не знать английский… если он тогда коненчно был :)
Николай
briz: Есть мнение что до середины 15 века вся англия использовала старофранцузский.
briz: первым ярким националистом на английском престоле считается Генрих 4 (королевствовал с 1399 по 1413), который и сам разговаривал на английском, и придворных к этому приучал. При его сыне Генрихе 5, триумфаторе Азенкура, английский язык прочно входит в придворную среду. Ну, а народец по-аглицки и так разговаривал.
Николай
Спасибо за поправку. Чуть чуть промахнулся :)

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.