«Добрый рыцарь» Жак де Лален и падарм «Источник Слез».

Вершиной турнирного мастерства знаменитого бургундского воина Жака де Лалена, прозванного «добрым рыцарем»,  стал падарм «Источник Слез», обойти молчанием который посчитали для себя зазорным практически все крупнейшие хронисты той эпохи.

Еще в ноябре 1448 г. «добрый рыцарь» составил вызов всему благородному рыцарству Европы, в котором были прописаны условия поединков. Так, боец, коснувшийся белого щита, должен был сражаться с Лаленом на секирах, коснувшийся фиолетового щита — на длинных мечах, касание черного щита означало выбор конного поединка. Соперником Лалена должны были стать все желающие дворяне, имевшие благородных предков не менее, чем в четырех коленах. Для особо отличившихся в различных видах состязаний Лален предусмотрел призы — позолоченная секира, позолоченный меч и позолоченное копье. Проигравший в поединке на секирах, судя по всему, излюбленному виду оружия «доброго рыцаря», должен был носить, не снимая, золотой браслет в виде оков, пока какая либо благородная дама не соблаговолит отпереть их.

Все турнирное действо планировалось провести на острове Сен-Лоран в пригороде Шалона, для чего были выделены средства на постройку ристалища и павильонов.  Оливье де Ла Марш, который лично посещал падарм «Источник слез» и чей дядя, Антуан, был назначен маршалом данного турнира, оставил следующее описание приготовленного для Лалена ристалища:

«город Шалон расположен в герцогстве Бургундия, на /берегу/ рек Сонна и Ду, которые отделяют графство /Франш-Конте/ от герцогства; через эти реки перекинут большой мост, который другим своим концом выходит в обширный пригород, именуемый Сен-Лоран, и сей пригород, подобно острову, окружен реками. Посередине острова расположен ровный красивый луг, который примыкает к монастырю ордена францисканцев, построенному немного к востоку. В этом месте и были установлены барьеры для боев и конных поединков; все было устроено надлежащим образом, поле засыпано песком, а для судей и для сеньоров сооружены дома».

Внутри главного павильона висели три турнирных щита, радом с которыми размещались изображения Богородицы, Единорога (держал щиты), Дамы Слез и фонтана, ими же наполненного (от того и название падарма).

 

                                                          ***

Турнир «Источник Слез» торжественно открылся 1 ноября 1449 г. Жак де Лален был облачен в белый плащ, усеянный голубыми слезами. Менее чем через два года «доброму рыцарю» должно было исполниться 30 лет, и он собирался отметить юбилей победами над 30 противниками. Однако в день открытия падарма  (поединки планировалось проводить в выходные дни каждого месяца) на остров Сен-Лоран не прибыл ни один ответчик. Столь же безрезультатно прошел декабрь, а за ним и январь.

Лишь 1 февраля 1450 г. к Фонтану Слез явился первый представитель ответчика герольд Тулонжон. Прибывший обратился к герольду Шароле с просьбой пропустить его в павильон:

 «Благородный герольд, я прошу пропустить меня, дабы я мог прикоснуться к одному из трех щитов, которые там висят, от имени дворянина и оруженосца, именуемого Пьер де Шандо».

Герольд Тулонжон был пропущен в павильон, где, поклонившись изображению Богородицы и Даме Слез, почтительно коснулся белого щита. При этом герольд ответчика изрек: 

«Я касаюсь белого щита от имени Пьера де Шандо, оруженосца, который велел мне объявить о том, что в день, назначенный для боя, он явится на поединок, снаряженный согласно содержанию вызова благородного сеньора устроителя, если Господь не допустит каких либо препон к этому». 

Господь «препон не допустил» и через неделю состоялся первый поединок падарма. Шандо прибыл во всем блеске великолепия, как и надлежало представителю одного из знатнейших бургундских родов. Поединщика, чей конь нес геральдическую попону с гербами Шандо (красная глава в горностаевом поле) и Шарни, сопровождала огромная свита из 600 человек, в т.ч. епископ Лангреский, граф де Шарни, дядя ответчика, сеньоры де Бюсси, де Вержи, де Куше, семейство Тулонжонов и многие другие отпрыски известнейших фамилий. Сам Пьер де Шандо сперва был одет в длинную робу из расшитой золотом парчи, подбитой куньим мехом, затем переоделся в платье из черного атласа. На турнирное ристалище знатный оруженосец вышел в гербовом плаще, накинутом поверх крепких доспехов из блестящей стали, забрало его шлема было опущено, руки сжимали секиру.

Судья состязания Жан Лефевр, гербовый король Золотое Руно, подал знак к началу схватки, и бойцы с лязгом скрестили оружие. После нанесения заранее оговоренных 21 удара, которые никак не сказались на самочувствии поединщиков, Золотое Руно прекратил бой.

 

                                                         ***

В марте вызов Жака де Лалена принял его «старый знакомый» Джованни ди Бонифаччо, который, вероятно, хотел поквитаться с «добрым рыцарем» за свой, четырехлетней давности, конфуз. Джованни коснулся черного и белого щита, вновь решив попытать счастья в конной схватке и бою на секирах.

В ходе последующей джостры бойцы семь раз сталкивались на галопе посреди ристалища, ломая копья и едва не вылетая из седел. По окончанию курсов, во время которых Лален имел небольшое преимущество, настал черед пеших схваток на секирах. В ходе боя «добрый рыцарь» сумел сблизиться с Бонифасом и, захватив его оружие десницей, сам нанес три сильных удара штыком своей секиры в забрало шлема сицилийского рыцаря. Затем Лален схватил наполовину оглушенного противника за нашлемный плюмаж и богатырским рывком свалил Бонифаса на землю. Чистая победа!

В июне мессир Жак сразился с бургундским оруженосцем Жeраром де Руссильоном, полным тезкой знаменитого крестоносца, который, «согласно старинному обычаю», был облачен в открытый шлем-шапель и кольчугу. После обмена несколькими ударами, Лален повторил свой прием, уже использованный им в схватке с Бонифасом. Заблокировав оружие Руссильона правой рукой, он ударил острием своей секиры, которую удерживал в левой руке, в открытое лицо противника. Хлынувшая кровь ослепила Жeрара, и судья, опасаясь смертельного исхода, тотчас остановил поединок. 

7 октября сразу семь бойцов, Клод де Петуа, Аме де Рабутен, Жан де Виленов, Гаспар де Дуртен, Жак д’Аваншье, Гийом д’Аманж и Жан де Петуа, ответили на вызов Лалена, причем Аваншье коснулся всех трех щитов.

В первом поединке с Клодом де Петуа Лалену не удалось провести излюбленный прием с захватом вражеского оружия, поэтому «добрый рыцарь» вновь прибегнул к борцовской технике, швырнув соперника спиной на песок. Падая, Петуа зацепил Лалена, и мессир Жак рухнул на него сверху.

Второй поединок с Аме де Рабутеном, который желал обменяться с Лаленом 55 ударами секиры, был остановлен после 30 выпада в виду «умения и отваги обоих рыцарей, которые подвергались большой опасности».

На третий поединок, с Жаном Вилленовом, Лален, бравируя непревзойденным мастерством, вышел без правой поножи. Противники нанесли по 55 ударов, после чего бой был остановлен.

В четвернтом поединке, с Гаспаром де Дуртеном, «добрый рыцарь» так же не использовал правую поножь. В ходе боя древко секиры Лалена переломилось пополам, однако бесстрашный воин довел поединок до конца, сражаясь обломком оружия.

В ходе тройного ристания с савойским оруженосцем Жаком д’Аваншье, который коснулся всех трех эмприз, Лален одержал победу во всех видах состязаний. Поединок на секирах («добрый рыцарь» на сей раз снял правую поножь и правую рукавицу) закончился падением савойца, который уже был обезоружен, на землю. Поединок на мечах (было заявлено 7 ударов) закончился еще быстрей — шлем Аваншье настолько сужал обзор, что савойский дворянин стал легкой добычей Лалена. Конный поединок (было заявлено 25 схваток) пришлось прекратить уже после 6 сшибки, в ходе которой шлем савойца был непоправимо искорежен прямым попаданием, а сам боец едва не лишился чувств.

Шестой поединок «доброго рыцаря» с Гийомом д’Аманжем (было заявлено 25 конных курсов) так же закончился победой мессира Жака, который множество раз поразил противника и разбил вдребезги два копья (Аманж лишь дважды попал в Лалена и не сломал ни одного копья).

Последний поединок, с бургундским оруженосцем  Жаном де Петуа, который выступал в открытом шлеме-шапели с подбородником, оказался долгим и жестоким, и был остановлен судьей во избежание тяжелых увечий. К тому времени Петуа уже был ранен в лицо. В ходе поединка оруженосец, чей топор был блокирован «добрым рыцарем», нанес Лалену удар латной рукавицей в открытое лицо. По окончанию поединка сеньор Жак выразил свое неудовольствие этим фактом:

«Не подобает драться кулаками, подобно женщине».

«Если бы вы не схватили мою секиру, я сражался бы с вами оружием,– возразил Петуа. – А руки для того и даны человеку, чтобы атаковать и защищаться».

Этот бой завершил турнирный марафон «Источник Слез», продлившийся  11 месяцев — с 1 ноября 1449 г. по 1 октября 1450 г. Ни одному из 10 соперников, с которыми сразился Жак де Лален, не удалось победить «доброго рыцаря» или хоть как-то воспользоваться «форой», которую он давал, лишая себя той или иной детали защитного снаряжения. 

 

                                                              ***

Падарм «Источник Слез» завершился великолепным банкетом. Над пиршественным столом развевалось 8 знамен с родовой геральдикой «доброго рыцаря»: 4 баннера с гербом Лаленов и 4 баннера с гербом Креки.

Сначала гостям подали легкие блюда и десерт. Затем наступила пора «раздачи призов». Жирару де Руссильону была вручена позолоченная секира, Жак д’Аваншье получил позолоченный меч, Жана де Бонифаса одарили позолоченным копьем.

 Организатор и главный герой турнира так же не остался без подарка. Да еще какого! Было объявлено о том, что герцог Филипп Добрый, принимая во внимание необыкновенную доблесть мессира Жака де Лалена, постановил на предстоящем торжественном собрании ордена Золотого Руна принять «доброго рыцаря» в ряды наиблагороднейшего бургунского братства.

Волна всеобщего ликования охватила присутствующих: завоевать право носить золотое колье ордена исключительно силой меча и отваги — такое еще не удавалось никому! Затем последовал ужин с обильным угощением, танцами, каролями и выступлениями акробатов. В завершение пиршества слуги внесли пряности и вино. Побежденным участникам состязания выдали копии письма «Дамы Слез», в котором говорилось о том, что оные дворяне являются пленниками и слугами благородных дам и дамуазелей тех стран, из коих они прибыли, и что эти благородные жены и девицы могут освободить сих рыцарей, отперев ключиками золоченые оковы своих пленников.

Финалом праздника стала прочувствованная речь Лалена. «Добрый рыцарь» сердечно поблагодарил всех участников турнира и объявил о своем намерении посетить великую столицу христианского мира, Вечный город Рим. Лишь после такового паломничества мессир Жак считал для себя возможным принять великую честь, которой его удостоил герцог Бургундии. 

 

+14
x
Наплюсовали на 7
Реклама
Арсений Зеленцов
Отличный рассказ! Особенно порадовал эпизод с поколотыми людьми в шапелях, отлично подчеркивающий марсианство современных бугуртов :)
Макс Шишкин
Это вы батенька не про то… На внешний вид боя столько факторов влияет, что ух. То же Лален, кстати, всегда бился с открытым лицом по известной причине, прекрасно понимая что если лицо открытое и тебе туда попали — то ты сам же дурак. таковы были правила. Сейчас правила другие — и хватит об этом. )
Арсений Зеленцов
Отсутствие колющего удара КАРДИНАЛЬНО меняет рисунок боя. Вы и сами должны знать, если участвовали в поединках, что рубящие удары, а тем более секущее на тяжелого латника малоэффективны, если не сказать вообще не эффективны. По этому все сходки и сводятся к тому что: «бац по щиту и тут же вольная борьба с элементами рукопашки».

А хватит или не хватит, уж позвольте мне самому решать — это ведь мое личное мнение :)))
Макс Шишкин
Я участвовал. И с уколами тоже бился. Так что говорю сейчас как практик — ерунду пишите. Да, в массовых боях по ИСБ сейчас чаще всего такая тактика, ибо она быстрей приводит к спортивной победе. Но не все бои такие. А если вы не видели как падают латники от ударов по бугуртному шлему длинным мечом (даже не топором или алебардой) — так это вовсе не значит что такие удары неефективны. Это просто говорит о том, что некоторым бойцам надо бы немного потренироваться и поставить удар.
Арсений Зеленцов
С настоящими полноконтактными уколами можно «биться» только со спортивным оружием, поскольку очень не сильный удар может легко привести к летальному исходу или серьезной травме. Вы участвовали в поединке с разрешенным ударом в лицо и др. не защищенные части тела? Сомневаюсь. Даже если стороны договариваются о таких «уколах» перед каждым висит УК РФ, что самым серьезным образом связывает руки.

На счет меча: Конечно, удар по шлему двуручном клинком может вполне вызвать сотрясение, но это максимум, согласитесь. При этом удар должен быть весьма энергоемкий. А укол в глаз сразу вышибет мозги и от него требуется энергии гораздо меньше.

А теперь вспомните сколько мечей вы видели в бугуртах: 10-20% и то все массивные как фальшионы. А ведь основное оружие рыцаря с 12 века был колющий меч и с 14 в. — кинжал, тоже колющий, кстати. По крайней мере, каждый рыцарь их имели ОБЯЗАТЕЛЬНО.

От сюда всем известный вывод: современный бугурт — спортивное состязание, с упором исключительно на рубящие удары и борьбу. А по источниками (начиная от выше опубликованных описаний и фехтовальных кодексов) мы видим крайне частое употребление «уколов», что в корне меняет рисунок боя.
Макс Шишкин
А как насчет глухого нокаута одноручным клинком? Я лично делал такие штуки.

Бугурт сейчас, спортивный поединок, вы правы. А борьбы в источниках пруд пруди. В поединках латников ее исторически в разы больше, если не на порядок, чем в современных поединках 1 на 1.

Вы не понимаете только одного — каждая модель поединка, это всего лишь модель, со своими условностями. А получить настоящий поединок можно только подравшись так, как дрались раньше (в смысле без условностей с УК). Или вообще бится насмерть, как на войне. НО лично я считаю такой радиколизм бредом. Это попахивает бойцами школы кадочникова с павлиньими перьями в жопе, которые игнорировали все открытые состязаниях, объясняя это тем, что они типа практикую реальный бой, а не спортивный.

Замечу что и в средние века разные были поединки. Были с уколами, без уколов, на количество ударов, на время, до сдачи, до раны, до смерти… Так что любые заявления, что что-то там не исторично… собака лает, а караван идет.
Без уколов — это на дубинках.
На мечах, копьях, поллэксах — с уколами. В этом и разница по сравнению с современными. Я уже давно предлагал вариант доспеха для пешего турнира с юбкой-тонлетом для 100% отработки правильного турнира, с колющими. Только пока желающих вкладываться в это дело нет.
Клим
Макс, все каркалыги одноручных и прочих мечей у нас в «И»Ф сильно тяжелее оригиналов.
Макс Шишкин
Я делал это монгольским палашом из Алтая. Оригинал весил 1700 грам с копейками. Мой 1515. ;) Так что не надо тут. ;)

А бедро просадить сквозь бригандный налядвенник у меня получалось и клинком в 1300 грамм.
Клим
а ты бы не мог поделиться инфой про реальный палаш 1700 гр?
это ж ад какой то

да и 1500 многовато
Макс Шишкин
А то что он длиной лезвинной части клинка в оригинале чуть ли не метровый. И толщиной около 6-7 мм. Вес посчитай сам, если мне не веришь. Хотя ты как ученик Кирпичникова вообще не признаешь палашей ранее 16-века. Я помню наш разговор.

Или возьмем например двуручи. Уменя сейчас на доработке двука общей длиной 1900 и весом всего лишь 3500 грамм. И возми для сравнения таблицу двуручников из Граца — с близкими параметрами — все до одного тяжелее.

Так что сейчас оружие есть разное, есть легче, есть тяжелее.
Клим
Т.е., у тебя нету конкретных данных?
6-7 мм он наверняка в гарде.

Кто тебе сказал, что я палашей ранее 16 века не признаю? ты меня с Юрой спутал.
Арсений Зеленцов
Монгольским палашем не фехтовали судя по тактике монгол. Просто п… рили сверху вниз с седла в лаве куда прилитит. Эта манеру можно проследить и более поздних палашей и даже в разнице офицерской козатской шашки (служившей для пешего фехтования, поскольку офицеры этому обучались) и солдатской (служившей для двух движений, которому обучали конкретно солдат рубить с седла)
Арсений Зеленцов
Вы меня хотите убедить или заткнуть рот? В первом случае у Вас ничего не вышло, во втором — не выйдет вообще никогда, если Вы не собираетесь убить меня, по меньшей мере. Свое мнение я никому не навязываю, не хотите – не принимайте, но в отношении «историчности» бугуртов мне даже неловко писать.

Начнем с того, что «бугурт» (behourt, bohourd, bohordicium) – появился как тренировочное сражение двух конных отрядов. В 12-13 веках оно часто принимало формы театрального сражения на подобии ролевых игр с участием короля Артура и Александра Македонского. Есть мнение, что часто в них принимали участие даже дамы, а оружием могли служить – цветы. Настоящие единоборства собственно «турнир» изначально и вплоть до 15 века были преимущественно конными. Пеший бой, особенно до 15 века, был презираем знатью и само пешее фехтование как искусство до конца 14 века было крайне не развито, это легко прослеживается по образованию фехтовальных школ и кодексов. Допуск простолюдинов на турниры 14-15 веков был вообще запрещен.

Что же мы видим в современном бугуртах? Основная масса бойцов декларируют себя:
1. Европейские пехотинцы-простолюдины с алебардами и фальшионами на середину-конец 14 века (при чем странным образом снаряженные самыми прогрессивными латами своей эпохи с элитных, рыцарских надгробий).
2. Русские войны в спорных доспехах с элементами европейского снаряжения опять с тех же надгробий. Надо ли говорить, что русская тактика войны 14-15 веков практически исключала ведение пешего боя? Надо ли говорить, что само явление европейского турнира были неизвестны на Руси.
3. Татарские войны. Никаких пеших схваток в тяжелом снаряжении в Орде я не встречал.

К сказанному можно добавить:
1. Огромное смешения эпох а так же употребление современных приспособлений типа руковиц-коробок, рукавиц из кольчуги, скрытых защит, огромных ватников, доспехов на несколько размеров больше владельца и тд.
2. Вызывающая небрежность: изрубленные, ржавые латы, изодранные коты – для 15 века это было ничуть не брутальностью, а просто позором.

Никто не умаляет чьих-то побед в единоборствах, но называть реконструкцией современное спортивное мероприятие, даже если оно наполнено исторической составляющей, по-моему просто самообман.

ЗЫ. Против борьбы в пешем поединке я как раз ничего против не имел.
Макс Шишкин
Курите матчасть лучше!

Первое, оно же главное: Никто не называет ИСБ реконструкцией, кроме клики его ненавистников. НИКТО!!! Откуда вы это взяли, не пойму… клим что ли нашептал, или Петрухин?)))

Вы меня хотите убедить или заткнуть рот?

Я хочу вам указать на ваши частичные заблуждения относительно современных реалий. Не более. Переубеждать — захотите, сами переубедитесь. :) А затыкать кому-то рот — вообще не наш метод.

1. Европейские пехотинцы-простолюдины с алебардами и фальшионами на середину-конец 14 века (при чем странным образом снаряженные самыми прогрессивными латами своей эпохи с элитных, рыцарских надгробий).
Если бы вы имели данные из городских арсеналов, то знали бы что вооружение членов скажем швейцарских городских асцугов ничуть не уступало рыцарскому.

2. Русские войны в спорных доспехах с элементами европейского снаряжения опять с тех же надгробий. Надо ли говорить, что русская тактика войны 14-15 веков практически исключала ведение пешего боя? Надо ли говорить, что само явление европейского турнира были неизвестны на Руси.
Что вы понимаите под Русью сейчас? Турниров аналгичных западным может и не было, но есть подтверждения участия славянских воинов с территории Руси в турнирах на западе.

3. Татарские войны. Никаких пеших схваток в тяжелом снаряжении в Орде я не встречал.
Вы утверждаите что татары вообще никогда не спешивались? Это смело!

1. Огромное смешения эпох а так же употребление современных приспособлений типа руковиц-коробок, рукавиц из кольчуги, скрытых защит, огромных ватников, доспехов на несколько размеров больше владельца и тд.
Вас это так раздражает? Успокойтесь. Кулаки кстати почти не используются, только в спортивных поединках 1 на 1 и то с натяжкой как «последнее китайское». Толстые стеганки и доспехи на 2 размера больше — это удел толчков с пластиковых маневров. Не путайте пожалуйста.

2. Вызывающая небрежность: изрубленные, ржавые латы, изодранные коты – для 15 века это было ничуть не брутальностью, а просто позором.
А вы повоюйте по 5-8 выездов полноконтактной войны за сезот, плюс тренировки и если у на вашем налатнике не будет ни одного разрыва а на шлеме вмятины — я признаю вас новым мессией, ибо это будет чудо вопреки всякой логике и здравому смыслу. Когда 1-2 выезда за сезон где тоько пусипих — оно конечно — все чистенькое аккуратненькое, без вмятинок. А за ржавые доспехи сейчас на спортивных мероприятиях обычно предупреждения дают. Причем без обьяснений и аппиляции.

Когда жемы занимаемся экспериментами или показухами, то у нас и комстюмчик чистенький, и ходим мы правильно одетыми с правильным строем. И пиками 5 метровыми колем… А если вы об этом не знаете, так не делайте тогда обобщений а-ля всем известный гражданин Петрухин. ;)

Добра вам. :)
Арсений и Бергер, я хочу слегка подкорректировать некоторые ваши высказывания с точки зрения исторических данных, которые мы имеем.

1. Арсений, буюры могли быть и пешими, особенно, когда приходилось штурмовать потешную крепость.
И рыцарство в 14 веке вполне лояльно относилось к пешим боям и поединкам: турнир-бой «битва Тридцати», сражение при Пуатье и Нахере и т.д.
В 15 в. в крупных городах, в Париже, например (1445 г. «Устав мастеров меча»), существовали фехтовальные школы для простолюдинов.
Несмотря на то, что фехтбух Талхоффера в случае с длинным мечом предполагает не менее 80% от всех ударов как именно уколы, на турнирах мечами, бывало, и рубили. Да и поллексами часто тоже рубили.

2. Макс, данные швейцарских арсеналов как раз говорят о том, что вооружение городской милиции сильно УСТУПАЛО вооружению дворянской жандармерии («рыцарям»). Данные арсеналов городов других стран и блоков говорят о том же.
Арсений Зеленцов
1.Андрей, сражение при Пуатье и Нахере все таки СРАЖЕНИЕ, согласитесь :) а «битва Тридцати» — это тоже отчасти все таки битва. Но даже этот случай всего лишь исключение в океане конных турниров. И чем восточнее Европа — тем более презираемы были пешие войны и необходимость драться пешим.

2.Полексом отчего же не рубить, если рубищие и дробящие детали имеются :)))
Арсений Зеленцов
Кто мне что-то может нашептать? Я в реконструкции с 1990 года. Поверьте было время чтобы составить собственное мнение со времени участия в первых бугуртах :))))

Спорить с вами смысла не вижу когда аргументом является «доспехи у меня мятые, потому что я тренируюсь» :)
Арсений Зеленцов
Главное несоответствие о котором я вам пишу – идеология средневековых турниров и современных. В средневековье турнир был уделом знати, по-этому и упор был на конный бой и доспехи были в идеальном состоянии, а сейчас бугуртсмены позиционируют себя как «пихота», которую раньше даже близко до турниров не допускали. Максимум, где простолюдины могли законно столкнутся в поединке (за исключением пьяных драк в кабаках и войны) это – правосудие, Божий суд. Но это не спортивное соревнование, а судебно-процессуальное мероприятие.
Ohne Name
Чему радуетесь, неумению понимать написанное или слабое знакомство с историей отечественного движа?

1 в оригинальном тексте никакого бугурта не описано, строго поединки 1х1.
2 на алебардном турнире в Кореле 08 года проколотых лиц в открытых шлемах, в том числе и шапелях хватало.
Клим
Да это все фигня.
Главная разница между нами и ими в том, что у нас УК РФ, а у них НИЧЕГО, вот и все.
Ohne Name
Некоторых это не останавливает, эксцессы бывают, как я слышал.
Клим
Это у нас бывают эксцессы, а в 15 веке это были не эксцессы.
Поэтому:
мы друг друга убивать не можем, а они могли.
отсюда серьезные изменения в рисунке военных действий.
Арсений Зеленцов
Разумеется не проколотым лицам реконструкторов! :)))) Тем более, что сам имел рану лица, которую пришлось зашивать. От подлейшего удара алебардой со второго ряда, году в 2001.
Конечно, я не летописец «истории отечественного движа», хотя внимательно наблюдаю у участвую с 1990 года :))))
Лален факт своего открытого лица куртуазно обставил: когда Филипп Добрый перед одним из поединков посвятил Лалена в рыцари и поцеловал его в лоб, глаза и губы, Лален решил не опускать забрало, сказав, что, мол, поцелуи герцога — лучшая защита. А потом в пешие турниры он вообще выходил в легком саладе без забрала и без горжета. Все правильно — хладнокровно сопоставлял доли риска и маневренности.
В себе был абсолютео уверен. Вон, даже частично доспехи снимал.
Снять поножь или рукавицу в ПОЛНОКОНТАКТНОМ (с разрешенными уколами) поединке — это ж нужно понимать!!! На 55 ударов!!!
Клим
Особенно горжет и рукавицу. В ногу то еще поди сунь.

Но тот паренк его ловко отшил:
— А чо ты как девочка кулуками дерешься?
— А чо ты мне топор схватил?
)))))))))))
Паренек молодец, чОтко простоял весь раунд и не сдался, хоть и ранение в лицо заполучил.
Клим
Я думаю, после латного кулака в лицо и Лален был красивый.
Арсений Зеленцов
А я вот сейчас вспомнил, как ты мне втирал, что за оружие хватать нельзя, когда приходил ко мне в отряд на тренировки в 90-х :)))))))
Клим
ОООООЧЕНЬ не люблю людей, который хватаются за мое оружие. И стараюсь наказывать.
Арсений Зеленцов
такова уж жизнь :)))
Макс Шишкин
Моя практика боев 1 на 1 скорее говорит о том, что в ногу сунуть намного проще, чем в кисть или шею. ;)
Арсений Зеленцов
Да потому что выигрышем была мировая слава во всех христианских странах, золото сюзерена а главное — благосклонность самой Девы Марии, а не картонный кубок и визги пипла под пивасик
Gekko
Сколько пафоса и громких слов.
А хватило бы шести:
Тогда правила разрешали такое, сейчас нет
Арсений Зеленцов
Правила никогда не заменят идеологии людей замешанной на религии. Причем идеологии не горстки реконсов, а всего христианского мира :)
Максим
ТО Arseny «Надо ли говорить, что русская тактика войны 14-15 веков практически исключала ведение пешего боя?»
А как же Куликовская битва — там же пехоты около 80% было. А осадная война на Руси не велась разве? Кавлирия — это очень дорогой вид войск. А Русь (Московсвкое княжество)тогда богатой страной не была.
Клим
Не надо повторять глупостей про 80% пехоты на Куликовом поле. Сильно сомневаюсь, что там был хоть 1% пехоты.
Арсений Зеленцов
Насчет пехоты около 80% даже отвечать глупо. Почитайте академических исследователей Керпичникова например. Насчет «бедной Руси» это для меня новый миф! Русь, как любое феодальное государство имело феодальную экономику не страдающую кризисами. Если были крестьяне, особенно крепостные, а они в 14-15 веке были в огромном количестве, то феодалы богатствам не уступали своим импортным соседям. Надо ли напоминать, что основа феодального войска составляли феодалы со своими людьми?
Максим
Клим, откуда данные такие? Для меня очень ново
Максим
«Пешаа русскаа великаа рать, аки древеса сломишися и, аки сено посечено, лежаху, и бе видети страшно зело…» ПСРЛ, т. XI, стр. 60
— большая была пешая рать, не 1%.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.