Некоторые из них изложены тут , тут , тут Да и
![](../../img/userinfo.gif)
Упомянутый шведский художник Якоб Фелотт не знал русского языка и уж тем более не разбирался в палеографии. Но будучи художником, он скрупулезно старался скопировать важную особенность каждого орудия, зарисовать его орнамент, запечатлеть надписи. Но Фелотт не всегда точно мог скопировать русскую вязь на стволе — в ряде случаев он просто воспроизвёл какие-то непонятные ему криптографические знаки, которые в настоящее время требуют дешифровки. Для этого необходимо знать всех пушечных литейщиков XVI-XVII вв и их учеников, мотивы орнаментики и декора, характерные для определенного периода. Отличия есть даже в изображении двуглавого орла.
Рассмотрим на 2 примерах вводной таблицы в первом томе рисунков. Таблица состоит из 5 граф, в каждой из которых помещен номер рисунка в альбоме (Nr), название орудия (Pjässlag), надпись на стволе (Inscription), изображение герба или орнамента (Anbringade vapen o.d.) и примечание (Ant.).
![атрибуция атрибуция](../../alexuslob/12690006/58828/58828_600.jpg)
Дешифровка надписи здесь затруднена наличием большого количества криптографических знаков. Фелотт пытался в очередной раз скопировать неизвестную ему вязь. При этом возможно, что часть букв, возможно, была отбита. Какие атрибуционные признаки здесь видны отчетливо? Во-первых, это подпись мастера (последняя строка) – «Б_ОГДАН_Ъ». Литовский литейщик с этим именем действительно работал в Москве в 1562-1570-х гг., до наших дней сохранились три пищали его работы. Одна из них в ВИМАИВиВС. Двуглавый орел на ней – точно такой же. Ну и надписи на его пищалях однотипны. Однозначно можно сказать, что вначале идет титул:
«Иоан, Божией милостию
царь и великий князь всея Русии»
В третьей строке, очевидно, был вылит год — «в лето 70....» (о мастере Богдане см: тут )
Второй пример:
![атрибуция3 атрибуция3](../../alexuslob/12690006/59625/59625_600.jpg)
Здесь все понятно — виден атрибуционный признак — украшение в виде «голгофы», очень популярное в царствование Михаила Федоровича. Итак, Фелотт воспроизвел 2 надписи с двух пищалей времен царствования МФ.
Что касается верхней надписи, то тут все просто: «Лил пищаль Еким Гаврилов». Аким (Еким) был учеников пушечного мастера Давыда Кондратьева, тоже 1640-х гг.
Атрибуция второго орудия и вовсе простенькая — на казенной части надпись «Тимофей». Это Тимофей Феоктистов, мастер в 1625-1648 гг, ученик мастера Алексея Якимова (Екимова).
В Артиллерийском музеуме, кстати, подобные орудия есть. ВОт они:
![атрибуция4 атрибуция4](../../alexuslob/12690006/59705/59705_600.jpg)