Византийские брони досчатые. Умозаключения для любителей аналогий.

Долгое время о византийском доспехе предпочитали не говорить много и уверенно. Во всяком случае, о периоде 9-10 веков было писано лишь теоретически и умозрительно. Ведь копаных артефактов именно византийского происхождения — раз-два и обчёлся. Именно раз-два. Это не преувеличение. Все доспехи, с которыми есть какая-то ясность, принадлежат либо ранним, либо подним эпохам. Красивый ламелляр «из большого дворца в Стамбуле» — XII век. Всякие прочие аварские прелести — V-VII века… Приводить полный список не буду.

А вот на IX-XI века какая-то беда просто. Лишь иконы и всякая костяная резьба. Ну что же — если есть на плечах голова, а в сердце ярко горит желание воссоздать византийскую броню — можно попытаться. И хотя плоды трудов не смогут называться гордым словом......«реконструкция» — многих устроит не такой пафосный ярлык «версия». Ведь, по моему глубокому убеждению, процесс исторической реконструкции — это во-первых процесс осмысления, анализа и практического опыта. И «версия» как этап на пути поиска истины — вполне себе уважаемая категория качества. Что уж кривить душой — общественное мнение уже приняло массу гораздо более сомнительных версий. А исполнить по-новой копанную вещицу, с которой есть полная ясность, вопрос лишь возможностей и времени — нет сомнений, значит нет и работы мысли.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В процессе поиска синхронных материалов в соседних культурах наткнулся я на работу автора Мамука Цурцумия «The Evolution of splint armour in Georgia and Byzantium» на английском языке, который в свою очередь ссылается на буржуазного реконструктора Тимоти Доусона, на практике воплотившего его теоретические выкладки. Выкладки показались мне не лишёнными логики, и я решился более-менее художественно перевести основные положения из его работы на русский язык. Итак, начнём...

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

Мамука Цурцумия
Эволюция пластинчатой брони в Грузии и Византии

В последние годы существенный вклад в исследование византийской чешуйчатой брони был сделан Тимоти Доусоном, чьи теоретические знания подкреплены практическим опытом реконструктора. Обычно пластины ламелляров  накладываются горизонтально. Согласно Доусону, новый тип чешуйчатой брони появился в Византии с конца 10-ого столетия, утверждаясь в 11-ом столетии; в этой броне пластины не накладываются, но закреплены на коже бок обок. На византийских изображениях мы находим чешуйчатую броню, ряды которой отделены узкими полосами. Доусон предполагает, что это — кожаная полоса, размещенная между рядами, отделяя пластины друг от друга и нейтрализуя «эффект ножниц», вызванный их движением, которое может перерезать ремешки. Развивая свои наблюдения, Доусон пришел к выводу, что в византийской чешуйчатой броне это не узкая полоса кожи, которая помещена между пластинами, но широкая полоса, полностью обёртывающая пластины. Такая броня — более гибка горизонтально и легка в производстве. Позже производство было ещё более упрощено — пластины приклёпывались к коже. Доусон полагает, что в Византии клёпанный ламелляр вошёл в употребление в 11-ом веке.

В 11-ом — 12-ом столетиях, помимо клёпанных, также входят в употребление перевёрнутые ламелляры: рукава брони и юбка сделаны из перевернутых пластин, то есть они распределены вверх тормашками. Обычно, чешуйчатые пластины накладываются снизу вверх, таким образом они обеспечивают лучшую защиту тела от колющих ударов, которые, как правило, направлены вверх. Но конечности главным образом получают удары сверху. На конечностях, защищенных перевернутым ламелляром, удар скользит вниз. Предположение Доусона о появлении ленточных ламелляров в 11-ом столетии поддержано грузинскими данными: в изображениях 10-ого столетия видны обычные ламелляры, начиная с 11-ого столетия появляются ленточные. Примечательно, что это явление не было пропущено историками искусства в Грузии (что явно выходило за границы их компетентности). Уже в 1980-ых, T. Шевиакова писала, что появление узких полос между пластинами брони наблюдалось в Грузии с 11-ого века. Тщательное исследование изображений ламеллярных комплектов привело меня к заключению, что мы должны различить так называемые ленточные и ступенчатые (линейные) доспехи. Эти два типа брони не синхронны (ленточный появляется только в 11-ом столетии, в то время как линейных подавляющее большинство в 10-ом столетии). Трудно приписать различия между ними только интерпретации или воображению их производителей. Скорее, мы должны предположить, что между ними было определенное различие в дизайне, и попытаться идентифицировать различия. По моему мнению, художники разделяют ряды ламелляров одной рисованной линией только тогда, когда кожа облекает пластины только с тыльной стороны; в ленточном же ламелляре кожаная подкладка также обтягивает и нижнюю часть пластин.

Не составляло труда покрывать пластины кожей в подобной манере. Фактически, это объединяет сам по себе старый метод оформления ламелляра, распространённый в Азии (когда полоса кожи просто обёртывает край пластины), и другую, сравнительно новую технику (обёртывающий пластины кожей с тыльной стороны). Комбинация этих двух методов приводит к ленточному ламелляру, когда полосы кожи ясно видимы (край кожи выходит на фронт верхней пластины, образует верхнюю линию, а кусок кожи, обтягивающий нижнюю пластину, образует нижнюю линию). В этом случае шнуры абсолютно защищены, а одежда, которую носят под броней, также не повреждается; широкий кусок кожи, который также покрывает пластины спереди, обеспечивает большую прочность и жёсткость. Нужно отметить, что самый низкий ряд пластин, который граничит с kremasmata (юбкой), подчеркнут кожаной полосой в основании, которая обёртывает его нижний край. Нужно сказать сначала, что экспертиза грузинского материала позволяет нам следовать за развитием досчатой брони, определенных стадий развития и многочисленных экспериментов, которые будут обсуждены ниже..

Для лучшей иллюстрации, было бы хорошо представить прототип ламелляра, для которого мы можем обратиться к фреске Timotesubani, изображающей Святого Воина [рис. 4], одетого в традиционный ламеллярный панцирь.

Ряды состоят из зашнурованных пластин, без проклёпа, накладываясь справа налево; ряды связаны многочисленными шнурами наложением снизу вверх. Таков был типичный Лам., в котором изменения имели место почти одновременно в Византийской Империи и грузинских королевствах. В 10-ом столетии несколько экспериментов примечательны в Грузии (изменение горизонтального перекрывания, введение кожаной подкладки и приклёпывания); они были первыми шагами, сделанными в развитии досчатой брони. Нельзя исключать также и более ранние даты подобных экспериментов, но мы можем говорить решительно только о 10-ом столетии, когда их отражение в произведениях искусства было твердо установлено. Введение кожаной подкладки между чешуйчатыми рядами может быть замечено ясно на броне Св. Георгия и Св. Теодора, изображённых на триптихе девственницы 10-ого столетия, сохраненной в церкви Chukuli (рис. 5).

Пластины установлены на кожаной подкладке, пластины не накладываются горизонтально, но установлены близко друг к другу. Ламелляр, сделанный этим методом, более гибок, легко производится, экономит 15-20 процентов материала и соответственно уменьшает вес доспеха. Введение проклёпывания засвидетельствовано в том же самом 10-ом столетии, это очевидно использовалось в обоих типах (ламелляр и чешуя) досчатых броней. На триптихе Chikhareshi Святой девственницы Св. Георгий и Св. Theodor [рис. 6] и два изображения Св. Theodor-а, изображенного на кресте церкви Saqdari, одетые в досчатые брони с двумя (верхняя и нижняя) заклепками. По-видимому это — броня чешуйчатая, поскольку она снабжена длинными рукавами, которые отсутствуют в ламеллярах.

 

В Нэкурэлеши на иконе Св. Георгия [рис. 7] пластины с двумя (верхняя и нижняя) заклепками представлены как ламеллярная броня, где ряды накладываются снизу вверх.

Можно предположить, что поддерживающие шнуры выходят с тыла пластин, и крепятся к нижнему краю верхних пластин; однако, более простое объяснение может быть найдено, если мы предполагаем, что на иконах пластины изображены в немного упрощенной манере, и требуются дополнительные шнуры. Пластины этого типа могут быть замечены на миниатюре MinorSynaxarion[рис. 8], скопированной Euthymius-ом Athonit-ом в Константинополе в 1030.

На пластинах брони Св. Прокопиуса центральные линии уже различимы, они, можно полагать, как раз и являются шнурами, которые отсутствуют на предыдущих иконах. Эти типы проклёпанной брони могли бы быть приписаны воображению художника или к неточным изображениям, если бы не одно обстоятельство: существование этого типа пластин с приклёпыванием доказано материалом рубежа 1-го и 2-го тысячелетий, обнаруженных российскими археологами в Западной Сибири. Выясняется, что крепление пластин брони к коже посредством верхнего и более низкого проклёпа было принятым методом. Этот метод использовался также енисейскими киргизами [рис. 9].

 

Изображения Св. Георгия и Св. Теодора [рис. 10] на иконе из Mravaldzali, датирующейся последней половиной 10-ого столетия

и икона из Parakheti Св. Георгия конца 10-ого century [рис. 11]

показывают нам ламелляры с двойным приковыванием и двойной подвеской на кожаной подкладке; пластины не накладываются, но устроены очень близко друг к другу рядом. Присутствуют фактически все основные компоненты развития ламелляра; единственный компонент, которого не достает, это широкая полоса, из-за которой эти доспехи могут быть отнесены к группе «ступенчатых» ламелляров.

В 11-ом столетии поиск ‘идеальной досчатой брони’ становится более интенсивным и разнообразным: ленточный ламелляр входит в употребление, широко представлен метод перекрывания пластин вниз (так называемое ‘инвертированный ламелляр’), число подвесных шнуров меняется; становятся многочисленными сложные, церемониальные, роскошные доспехи. Икона из Nakipari  Св.Георгия [рис. 12]…

сделанная в начале 11-ого столетия и Св. Георгия, изображенного на алтаре в Samtavisi, датируясь первой половиной того же самого столетия, показывают нам полные, 'инвертированные' ламелляры с двойным проклёпом: klibanion, kremasmata и manikia включают пластины, направленные вниз. Броня отличается от друг друга только в числе поддерживающих шнуров. Также в начале 11-ого столетия появляются первые экземпляры ленточных ламелляров. Примечательно, что икона Св. Георгия из Ipari [фиг. 13], датирующаяся первой четвертью 11-ого столетия, показывает ленточный ламелляр без приковывания.

Эта икона так же, как икона Св.Георгия из Labechina и икона из Shodai, подтверждают, что ламелляр с проклёпом еще не популярен. Интересную попытку смешивания ленточного и проклёпанного ламелляра наблюдаем на иконе всадника из Labechina, [рис. 14], второе десятилетие 11-ого столетия.

Здесь на ленточном klibanion-е (так же как на kremasmat-е) мы видим пластины с (верх-низ) заклепками более раннего типа, которые позже были полностью заменены пластинами с приковыванием в их верхней части.

На 11-ом столетии на иконе всадника Св. George из Supi [рис. 15] изображен ленточный ламелляр из типичных приклёпанных пластин.

Ламелляр полностью (панцирь, юбка, manikia) 'инвертирован', что означает, что эксперимент пластин, направленных вниз, был также продолжен и в ленточной броне. Наконец, большое число фресок и экземпляры разных работ изображают уже установивишийся тип чешуйчатой брони, которая была самой широко распространенной в XI-XII столетиях и в последующие периоды также. Ленточная кираса состоит из приклёпанных пластин, направленных вверх,  а kremasmata и manikia сформированы из перевернутых чешуйчатых пластин. Такова икона из Supi, представляющего Св. Георгия [рис. 16],

Св. Георгий и другие Святые Воины [рис. 17]

изображённые в церкви Св. Георгия (Jgrag) в Adishi, одеты в типичные ленточные ламелляры с проклёпом. Здесь я хотел бы остановиться на определенном типе брони, которая с большей готовностью, чем другие, может быть приписана воображению художника, но из-за личности автора это стоит обсудить.

До нас дошли фрески, сделанные в церквях Svaneti на переломеXI-XII столетий Теодором, судебным художником Дэвида Строителя, Короля Грузии.  Святые, изображаемые Теодором (конные фигуры Св. Георгия и Св. Теодора и фигура Архангела Михаила в Iprari, Св. Теодора из Lagurka [рис. 18] и Св. Георгия и Св. Теодора в Nakipari – одеты в подобные комплекты чешуйчатой брони, которую отличает довольно странный дизайн:  это – ленточные ламелляры с проклёпом между (!) пластинами, которые скрепляют кожу более низкого ряда с верхним.

 

Если такой дизайн действительно существовал, такой доспех, должно быть, был более крепок, хотя менее гибок. Кроме факта, что статус королевского художника требовал, чтобы он придерживался определенных стандартов, проклёпанный ламелляр Св. Пэнтелеймона, изображенного на кресте 12-ого столетия в Pari, может использоваться в качестве дополнительного доказательств в пользу брони, изображённой Теодором [рис. 19].

Здесь, так же, как на фресках Теодора, мы находим заклепки между пластинами ламеллярной кирасы. Судя по экземплярами, представленным выше, развитие чешуйчатой брони было закончено [рис. 20].

Впоследствии мы больше не свидетельствуем такое разнообразие досчатой брони. Однако, отдельные эксперименты действительно все еще имели место. В этой связи интересна фреска 13-ого столетия Св. Теодора из церкви Возвещения в Монастыре Gareja; святой, одетый в чешуйчатую броню с юбкой, сделанной из пластин с тройным проклёпом! Интересна близость и подобие византийской и грузинской брони – вот для сравнения один тип ламелляра. На фреске 12-ого столетия Св. Нестора в церкви Св. Николаса в Кастории святой одет в ламелляр, состоящий из прямоугольных пластин с неокругленными вершинами. Экономия, вызванная такими пластинами, не большая, но она экономит много времени в производстве доспеха. Много грузинских аналогов этого типа византийской брони также могут быть найдены: на иконе Sakao Св.George, датирующейся концом 10-ого столетия, святой одет в такой же самый ленточный ламелляр. Доспехи Св. Георгия и Св. Теодора, изображенного на фасaдe церкви Св. Георгия в Adishi [рис. 21], броня Св. Георгия  на иконе 11-ого столетия в Lanchvali и иконы в Seti, также сформированы из прямоугольных пластин, их вершины оставили неокругленным.

 

Другой очень интересный тип чешуйчатой брони изображен на грузинских иконах и миниатюрах. А именно, ленточный ламелляр, пластины которого изображены художником как тонкие, прямые линии. Можно сказать, что художник не стал изображать пластины придирчиво и выполнил их в упрощенной манере. К счастью, археологические находки из Беларуси не позволяют такое заключение… Археологическая экспедиция, возглавляемая О. Макушниковым, раскопала сожженную в 13-м столетии мастерскую оружейника в Гомеле, где найдены 1500 пластин необычной чешуйчатой брони. Удары меча нисколько не опасны для чешуйчатой брони таких пластин, так как шнуры фактически никогда не выходят на поверхность пластин. Чешуйчатая броня этого типа со скрытыми шнурами не редка в грузинских произведениях искусства. Именно этот тип чешуйчатых Св. Георгий носит на иконе из Jakhunderi  11-ого века [рис. 23];

охрана крепости, изображенная в миниатюре в фолианте 186vJruchi 2-ой Tetraevangelion и архангел на символе Labsqaldi, вероятно датирующемся 13-ым веком, одеты в тот же самый тип чешуйчатой брони.

Один тип церемониального доспеха ясно показывает грузинское влияние на византийскую броню. М. Парани обращается к появлению нового типа пластинчатой брони в Византии в 12-ом столетии, который характеризуется маленькой центральной выпуклостью на конце пластин. Пластины этого типа не наблюдаются ранее ни в Византии, ни в Центральной или Восточной Европе или Западной Азии. Парани предполагает, что подобная броня, возможно, проникла в Византию из Грузии, это предположение основано на трех иконах 11-ого столетия; и, действительно, в Khidistavi, Sujuna и иконе из Bochorma Св. Георгий изображен в броне с подобными выпуклостями. Чтобы далее доказать точку зрения Парани, я намереваюсь привести большее количество примеров, которая прояснит, что пластины с выпуклостями были более популярными в средневековой Грузии и хронологически предшествовали своему появлению в Византии. В то же самое время другая проблема требует внимания: по моему мнению, на касторской фреске, описанной Парани, Св. Деметриус носит ламелляр, а не «чешую» — пластины с выпуклостями установлены близко друг к другу, не накладываясь горизонтально, шнуры, заклепки, ряды пластин с кожаной обкладкой вполне различимы, панцирь без рукавов. Грузинские пластины с выпуклостями подтверждены обоими типами брони.

Иконы Св. Деметриуса, Св. Георгия  11-ого столетия из Bochorma и Св. Георгия из Sujuna носят ламелляр, состоящий из пластин с выпуклостями, направленными вниз. Тщательное изучение пластин брони на изображениях крупных размеров показывает, что изображены ламелляры, а не «чешуи»: шнуры, идущие вдоль всей длины пластин, ясно видимы, что характерно для ламелляров; ни один не показывает наложения пластин горизонтально, и оба панциря без рукавов. Что касается иконы Св. Георгия из Khidistavi [рис. 24], созданной в первой трети 11-ого века

его kremasmata и manikia действительно составлены из пластин с выпуклостями, чего не скажешь с определённостью о кирасе, следовательно она может быть и чешуйчатой броней и ламеллярной. Архангел Михаил, нарисованный Теодором в церкви Iprari в 1096, одет в kremasmata, состоящую из пластин с выпуклостями, направленными вниз.

Броня Святого Воина Pavnisi сформирована из прошнурованных пластин с выпуклостями, направленными вверх [рис. 25].

Пластины, направленные вверх, подтверждают, что был такой тип ламелляров, и что мы не имеем дело с интерпретацией художника. Святой Воин изображённый в Timotesubani в конце 12-ого — 13-ые столетия также носит пластинчатый панцирь, состоящий из шнурованных пластин с выпуклостями, направленными вниз [рис. 26].

Броня с выпуклостями характеризуется вертикальной штриховкой между пластинами, что довольно странно с точки зрения рационального дизайна. (P.Beatson предполагает, что эти продольные линии можно трактовать, как ребристые (профилированные) пластины, обнаруженные во время раскопок Большого дворца в Стамбуле, перекрывают друг друга, к сожалению, это предположение не может объяснить наличие линий между пластинами на грузинских икона)…

Если бы такая структура существовала, и это не был результат воображения художников, то это нужно считать экземпляром чрезмерно сложной, декоративной и роскошной церемониальной брони. Какой вывод может быть сделан из вышеназванных экземпляров брони? Довольно возможно, что большое разнообразие пластинчатой брони, которую я представил, может не соответствовать действительности и, возможно, часто следовало из воображения художника. Однако, нужно также заметить, что такое разнообразие не может быть результатом ошибок, и что значительная часть брони, представленной здесь, всё же существовала.

 

Множество иностранных авторов отмечают тяжелое вооружение грузин в данной временной период.  YovhannesDraskhanakertc’i описывает армию Западной Грузии (Абхазское Королевство) в 10-ом столетии следующим образом:  Многочисленная армия, с конями, гарцующими в воздухе, воины, носящие железную броню, огромные шлемы, панцири из  железных пластин, прибитых гвоздями и крепкими щитами, украшениями, копьями и мечами.

«Железные пластины, прибитые гвоздями» несомненно обозначают ламеллярный панцирь с проклёпом, где «гвоздь» означает заклепку. Византийский автор 11-ого столетия Michael  Attaliatesподчеркивает тяжелое вооружение грузин во время войны даже с Византийцами, говоря, что храбрость грузин не происходила только из-за их большого числа, но и от того факта, что они были защищены самой сильной броней, и не только они сами, но и их бронированные и неуязвимые лошади были также покрыты (с броней) со всех сторон. В том же самом 11-ом столетии AristakesLastivertc’i  особенно отмечает тяжесть грузинского вооружения и даже говорит, что это — причина одного из их неудачных нападений на Византию.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приведу ещё несколько фотографий — ради ажиотажа и для всяческих споров.

         

 

 

+16
x
Наплюсовали на 5
Реклама
Клим
Это спасибо тебе за статью. Надо будет внимательнее прочитать, бо тема мне очень интересная. А так прям искренне — интерес к византийскому вооружению треба пробуждать!

Ты еще забыл книжку Траксиархиса Колиаса «Бизантинише ваффен»))))))))

не имею чести знать сие издание
интересное? дай почитать. 
Клим
Ты на дойче читаешь? там много, страниц 700.
Игорь
Там язык довольно простой, кстати.
Клим
Да, даже я со своим полным отсутствием всякого присутствия освоил.
Игорь
Лови
www.mediafire.com/?3wcg60h5xh7d3
Клим
Кстати, хорошая мысль, надоть бы ее в библиотеку воложить.
В.Йотов переиздал Колиаса на болгарском. 
Клим
А у тебя есть?
Да, Йотов мне прислал.
Кстати, Гена Баранов перевел книгу Колиаса (с нем), даже писал автору письмо с вопросом о возможности переиздания на русском. Пока никакого ответа.
Клим
А Колиас вообще живой еще? Книжка-то 1980.

Так выложил бы в Хранилище, было бы ультра круто.
Клим
Русскому человеку с болгарского читать всяко приятнее, нежели с немецкого.
Нет времени на скан целой книги. Да и авторские/издательские права чту.
Книга в продаже, все  кто действительно хочет с ней ознакомиться, может ее заказать.
Клим
Да мне, в общем, все равно — я уж ее давно освоил)
Alexander
Такое впечатление, что на парне не ламеляр, а кольчуга. Посмотрите, как доспех облегает тело и руки, как уходит под мышки, сужается под поясом. А изображение пластин, как мне кажется, дань канону. 
вот это уже глупости.
Клим
Саш — это ОЧЕНЬ странное изо, но не в смысле семантики — здесь изображено то, что хотели. ламеллярный панцирь без вариантов. Странность в характере изображения. например, изгонутые по локтю рукава шинной конструкции. Можно сказать, что это птериги, но и тогда неясно — птериги так себя не ведут.
Alexander
Да, с кольчугой я может переборщил. Но всё таки очень «неправильное» изображение.
учитывайте что это не изо
это выдавлено в листе металла
как ты тут покадешь что рукав по треть предплечтя или шинный наруч?
добро хоть что из нарисовали — а то шо он гнётся по руке.. 
Клим
Это ИЗО, но не живописное, а в манере металлической пластики))))
Видали мы и куда более классные предметы)
Нооо, круто, круто, что говорить.
Прекрасная статья… спасибо большое… есть много вопросов, но всему свое время… пока буду вникать ;)
Сама статья на английском

www.byzsym.org/index.php/bz/article/viewFile/976/954 
и есчо до кучищи

www.reocities.com/egfroth1/ByzArmour2.html 
Клим
Термин «клепанный ламеллярный доспех» меня просто убил.
Товарищ Доусон пользуется ОЧЕНЬ странной теримонологической базой. И вообще, не вполне понятно, отчего он взял кавказские древности, но никак не включил в рассмотрение болгарские. А ведь после Василия 2 это просто нонсенс.
Клим
А ведь там и археологии полно, причем, весьма показательной.
Клим, а ткни меня носом в болгарские археологии.
Я чото мало знаю или на 6 век :(( или 12-13й… а нужно на 9-11...

Написано riveted lamellar — в англ.языке это моджно трактовать по разному. Но мы-то понимаем, ч то он подразумевает. Я старался по-русски переполмачить как «проклёпанный»... 
Клим
А вот:
Йотов В. Въоржението и снаряжението от българското средновековие 7-11 вв. Варна, 2004

Еще было:
Стоянов В. Что то там Староболгарско вржение — не помню выходных данных.

Регулярно издает Акта музея Варна.

Так вот: толпа материалов.

Я вот не очень понимаю, что он имеет в виду.
В нашей традиции: он или риветед, или ламелляр.
ну вот — считай, значит, новый вид доспеха. ламелярные (ламинарные даже наверное) ряды на шнуровых подвесах, но пластины подклёпаны так или иначе… вот где они приклёпаны с обоих концов — вот это уже да… это какой-то не очень подвижный панцырь. и не рядами, а на цельной основе, скорее всего. не совсем представляю, как он выглядел.
Клим
Если пластины приклепаны к основе — это чешуйчатый доспех.
ламеллярный он тогда, когда связан друг с другом.
Клим
///На пластинах брони Св. Прокопиуса центральные линии уже различимы, они, можно полагать, как раз и являются шнурами, которые отсутствуют на предыдущих иконах. Эти типы проклёпанной брони могли бы быть приписаны воображению художника или к неточным изображениям, если бы не одно обстоятельство: существование этого типа пластин с приклёпыванием доказано материалом рубежа 1-го и 2-го тысячелетий, обнаруженных российскими археологами в Западной Сибири. Выясняется, что крепление пластин брони к коже посредством верхнего и более низкого проклёпа было принятым методом. Этот метод использовался также енисейскими киргизами///

Вот это ерунда.
Нарисован стандартный ламеллярный панцирь, безо всяких загадок. даже шнуры изображены.
ну да, там местами есть фанатзмы непонятно для чего. перемудрено. сенсациии немного автору хотелось, наверное.
Клим
я думаю, просто они не очень в теме. вот и все. англо-саксы же.
gotfri
а есть материалы по византийскому доспеху на период 1250-1456 гг?
gotfri: Трабзонский Роман об Александре, датируется очень широко. Но 14 век попадаетΠροσωπογραφία του Μεγάλου Αλεξάνδρου, όρθιου με στολή και στέμμα βυζαντινού αυτοκράτορα
Fomich27
Fomich27
Пришел палач и отрубил комментарий!
Пришел палач и отрубил комментарий!
Пришел палач и отрубил комментарий!
Пришел палач и отрубил комментарий!
Пришел палач и отрубил комментарий!
Пришел палач и отрубил комментарий!
Пришел палач и отрубил комментарий!
Пришел палач и отрубил комментарий!
Пришел палач и отрубил комментарий!
Пришел палач и отрубил комментарий!
Пришел палач и отрубил комментарий!
Пришел палач и отрубил комментарий!
Пришел палач и отрубил комментарий!
Пришел палач и отрубил комментарий!
Пришел палач и отрубил комментарий!

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.