Щит из Красногорского могильника - миф или реальность?

Всем любителям хазарской материальной культуры в отечественном реконструкционном сообществе должен быть известен этот артефакт — бронзовый диск из Красногорского могильника, интерпретируемый как оковка кожаного щита. В разное время были сделаны несколько попыток реконструировать такой щит. Я сам задумался об изготовлении подобного, всвязи с чем решил дополнительно почитать литературу. И вот что из этого вышло.

1. История вопроса

В 1984 г. около села Красная Горка (Червона Гірка, Украина, Харьковская область, Балаклейский район) был открыт биритуальный могильник, который в 1984-1992, 1994 годах исследовался Средневековой экспедицией ХГУ под руководством В.К. Михеева. За это время на могильнике было раскопано 310 захоронений, из которых 121 было совершено по обряду трупосожжения и 189 по обряду трупоположения [1, стр. 7]. Еще 2 погребения были раскопаны в 2000 г в ходе совместной экспедиции Харьковского исторического музея и Музея археологии и этнографии Слободской Украины при Харьковском национальном университете под руководством В.С.Аксенова [11, стр. 387]. На данный момент по особенностям керамики и поясной гарнитуры датируется последней четв. VII — 1-й пол. IX вв [2].

В своей кандидатской диссертации в 1987 году А.В. Крыганов упомянул уникальный предмет из инвентаря 108 захоронения:

«Интересная и на сегодняшний день, по-видимому, уникальная находка была сделана при раскопках Красногорского /Балаклейский р-н Харьковской обл./ могильника IX-X вв. Урновое трупосожжение, содержащее довольно богатый набор воинского снаряжения /стремена, удила, сбруйные пряжки, наконечник копья, боевой топорик, наконечники стрел, железные детали колчана/ было перекрыто тонкой /около 2 мм/ бронзовой оковкой щита, имевшего круглую форму. Диаметр оковки составлял 34 — 36 см. По её периметру, в 1,5 — 3 см от края и на расстоянии 1,5 — 4 см друг от друга идут бронзовые и железные заклёпки, закреплявшие оковку на относительно тонкой /3 — 5 мм/, вероятно, кожаной основе. Такой щит был очень лёгким и практически не сковывающим подвижности воина. Аналогии ему неизвестны.»[3, стр. 123]

Крыганов также приводит прорисовку оковки [3, стр. 255]:

Именно благодаря этим словам из диссертации Крыганова и появилось в реконструкторском движении представление о «хазарских» щитах такого рода.

Чуть позже эту версию транслировал В.К. Михеев:

«Урна 108 была покрыта умышленно деформированной бронзовой оковкой круглого щита» [4, стр. 50]

В статье за 1996 год [9, стр. 122] читаем следующее:

«Урна из погребения 108 накрыта перевёрнутой вверх дном глиняной миской. Рядом с ней обнаружен смятый железный котёл, на который нагромоздили предметы вооружения, стремена, удила. Все вещи вместе с урной были накрыты бронзовой дисковидной обкладкой щита, умышленно деформированной во время совершения погребального обряда

Что интересно, в той же статье [9, 127-128] приведена таблица с характеристикой погребений, но для 108 погребения не указан индекс «1е», соответсвующий обкладке щита.

2. Расследование

Но вот что интересно. В других работах, посвящённых Красногорскому могильнику и военному делу Хазарского каганата (например, [5], [6], [7]), этот уникальный артефакт не упоминается.

Объяснение этому мы находим в диссертации В.С. Аксёнова от 1999 года:

«Урна з похов. №108 Червона Гірка була накрита бронзовим дном клепаного казана.» [8]

Статья Аксёнова от 2008 [10] года расширяет описание из статьи 1996 года [9], а также предлагает новую интерпретацию бронзового предмета:

«Урна погребения №108 — салтовский двуручный столовый горшок, располагалась рядом с урной погребения №106, но ниже его, на глубине 0,9 м. Сверху урна была накрыта перевернутой вверх дном глиняной миской на невысоком поддоне. Рядом с урной лежал железный преднамеренно смятый в древности котел, на котором кучкой были сложены пара стремян, удила, топорик-чекан, наконечник копья, железная сбруйная пряжка, два черешковых ножа, металлические оковки колчана, несколько трехлопастных наконечников стрел. Все эти вещи, вместе с урной, были накрыты круглым бронзовым дном от котла, также преднамеренно деформированным в древности.» [10, стр. 139]

Т.е. в какой-то момент атрибутирование этого бронзового диска как оковки щита было пересмотрено украинскими археологами (в том числе, судя по всему, и самим Крыгановым).

Однако, хотелось бы увидеть какие-то аргументы в пользу новой интерпретации. Да, находка уникальна, но стоит ли только на этом основании превращать её из детали щита в деталь котла?

Я думаю, что подобным аргументом, в частности, выступает  аналогичная находка из синхронного и находящегося по соседству Сухогомольшанского могильника с многочисленными погребениями по обряду трупосожжения:

"Погребение 286...

К западу от урны на глубине 0,5 м был обнаружен комплекс XVI. Он располагался в овальной в плане яме размером 0,35 х  0,15 м и глубиной 0,7 м, где были сложены кучкой пара железных стремян, два железных наконечника копья, двое кресал-щипчиков, железное тесло-мотыжка, железный топор, железный складной серп, 10 железных ножей. Все предметы носили следы воздействия огня. Сверху вещи были прикрыты преднамеренно деформированным бронзовым днищем от котла, вместе с которым находились железные пластины от стенок котла и деформированная железная ручка от него."[1, стр. 63]

К сожалению, изображение этого днища котла в публикации отсутствует, но, думаю, в данном случае принадлежность бронзовой детали к котлу сомнений не вызывает.

Детали котла (ручка, части стенок) котла из комплекса 286/XVI Сухогомольшанского могильника [1, 275]

 

И в том же Красногорском могильнике, в женском погребении с трупоположением № 141:

«В одном мужском (№150/к-13) и одном женс­ком (№141) погребениях были обнаружены мета­ллические сосуды. По технике изготовления и по материалу они различны. Сосуд из погр.№150/к-13 (Рис.6, 20, 21) изготовлен из тонкого медного листа и по форме напоминает тазик. Он имеет плоское дно и расширяющиеся кверху стенки. Высота сосуда достигала 13, 5 см. На внешней поверхности сосуда имеются следы сажи. В погр. №141 находился преднамеренно смятый котёл сложной конструкции. Он имел слегка выпуклое дно, изготовленное из тонкого медного листа, и невысокие (до 10 см) стенки, выполненные из железной полосы. Стенки с дном были соединены заклёпками (Рис.6,14-19).» [12, стр. 187]

Котёл из погребения №141 Красногорского могильника [12, стр. 190]

 

Таким образом, я думаю, как это ни печально, нам придётся отказаться от интерпретации красногоской находки нак детали щита.

Совсем забыл, в 2012 на украинском аукционе Виолити всплывал предмет, названный хозяином находки «хазарским щитом».

Лично у меня нет сомнений, что данный предмет является раздавленным котлом. Даже характерные ушки для ручки в наличии (абсолютно идентичны, например, тем, что мы видим выше в инвентаре сухогомольшанского погребения)

Остаётся только вопрос, каким боком топикстартер привязал к этому котлу «кольца для крепежа»?

 

Литература:

1.  Аксёнов В.С., Михеев В.К. «Население хазарского каганата в памятниках истории и культуры „Сухогомольшанский могильник VIII- X вв“»// Хазарский альманах, том 5. 2006

2.  Белик А.А., Брехач М.Г. «Относительная хронология Красногорского могильника салтовской культуры» // Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: V Минаевские чтения по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа. Тезисы докладов межрегиональной научной конференции (12-15 апреля 2001 г.). 2001

3. Крыганов А.В. «Вооружение и конское снаряжение кочевников юга Восточной Европы VII-X вв.» // Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук, Харьков, 1987.

4. Михеев В.К. «Погребальный обряд Красногорского могильника салтово-маяцкой культуры.» // Ранние болгары и финно-угры в Восточной Европе. Казань, 1990.

5. Аксенов В.С. "К вопросу об уровне вооруженности населения салтовской культуры (по материалам погребений с сожжением Сухогомольшанского и Красногорского могильников) // Вісник Харківського державного університету. № 413. Історія. Випуск 30. Харків, 1998.

6. Крыганов А.В. «Вооружение и войско населения салтово-маяцкой культуры (по материалам могильников с обрядом трупосожжения)» // Проблемы археологии Поднепровья. Днепропетровск, 1989.

7. Комар А.В., Сухобоков О.В. "Вооружение и военное дело Хазарского каганата" // Восточноевропейский археологический журнал. № 2 (3), март-апрель 2000.

8. Аксьонов В.С. Погребіння з конем другої половини VIII-IX ст. верхньої течії р.Сіверський Донець (за матеріалами салтівських грунтових могильників) // Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата історичних наук за спеціальністю 07.00.04 — археологія. — Інститут археології НАН України, Київ, 2000.

9. Аксьонов Віктор Степанович, Криганов Андрій Васильович, Міхеєв Володимир Кузьмич. Обряд погребения с конем у населения салтовской культуры (по материалам Красногорского могильника) // Материалы I тысячелетия н.э. по археологии и истории Украины и Венгрии. — Киев: Наукова думка, 1996. — С. 116-129.

10. Аксьонов Віктор Степанович. Об одном из вариантов погребального обряда праболгарского населения салтовской культуры верхнего Подонцовья (по материалам биритуального могильника Красная Горка) // Дриновський збірник. Харків-Софія: Академічне видавництво ім. проф. Марина Дринова, 2008. — Т. II. — С. 131-144.

11. Аксьонов Віктор Степанович, Міхеєв Володимир Кузьмич. Погребения со сложносоставными луками биритуального могильника Красная Горка салтовской культуры // Степи Европы в эпоху средневековья. Хазарское время. — Донецк: ДонНУ, 2009. — Т. 7. — С. 387-406.

12. Аксьонов Віктор Степанович, Міхеєв Володимир Кузьмич. Погребения с крымской посудой могильника салтовской культуры Красная Горка // Vita antiqua. — 2003. — №5-6. — С. 179-191.

+1
x
Наплюсовали на 1
Реклама
TruggviRosti
Но возникает ряд вопросов-мыслей
Насколько в принципе были распространены подобные «двусоставные» котлы. С железными стенками и латунным дном?
Интересно, почему в первом случае нет иных деталей котла.

И что делать с уже имеющимися и вполне работоспособными версиями этого «щита» ))
Сергей
TruggviRosti: про распространённость таких котлов мне пока сложно сказать. Котлы в памятниках этого круга попадаются не редко. В основном, конечно, железные. Но есть, например, и полностью бронзовый котелок в Сухогомольшанском могильнике. А по поводу Красногорского 108, нельзя точно сказать, что там нет иных деталей котла. В статьях они не упоминаются, а сам памятник, в отличие от того же Сухогомольшанского могильника подробно не опубликован до сих пор. Может и было там что-то ещё, на что вначале не обратили внимания.

А что делать с уже имеющимися? Ну не выбрасывать же)) Я свой тоже, пожалуй, доделаю. А так теперь попробуем пристальнее посмотреть на другие детали щитов, хоть их и не много. В могильнике Дюрсо, например, есть некоторые железные детали щитов. Нифига не опубликовано, к сожалению, но можно копать в том направлении. Некая деревянная конструкция из досок, размером 90 х 42 см, была обнаружена в кочевническом погребении 7-8 века могильника Бугор Степана Разина.
Гусынин Владимир
TruggviRosti: Еще один важный вопрос. Что делать с научными выводами, сделанными по аналогии с этим «умбоном». Например сковородками записанными в умбоны ;)
TruggviRosti
Гусынин Владимир: тоже верно )
Сергей
Гусынин Владимир: а чего делать? Отслеживать и исправлять.
Сергей
Изрядно дополнил статью цитатами и примерами биметаллических котлов.
Nemo
Что вы дамаете по поводу серебряного блюда среднеазиатской работы с изображением осады крепости? И изображенных на нем воинов со щитами?

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.