К.А. Жуков.
С некоторым, примерно пятилетним, опозданием сумел освоить фильм «Турецкий гамбит», снятый по мотивам одноименного романа Г. Чхартишвили. Фильм поразил чудовищным шквалом исторических неточностей, ляпов, ошибок и просто вранья. На фоне более чем приличной картинки, которой современное российское кино балует редко, исторический базис разочаровал. Это еще мягко сказано. Кино-то, все-таки, про историю, так уж хотелось бы, ну вы пониматете.
Речь кинокартины идет о событиях русско-турецкой войны 1877-1878 гг., что, конечно, всем известно. Не буду касаться многочисленных несуразностей кинематографического плана (их хватает), остановлюсь исключительно на любимом: шмотках и железках. Хотя я не великий эксперт в реалиях той эпохи, но явные косяки явны настолько, что великим экспертом быть не надо — все лежит на поверхности.
Итак, приступим к работе над ошибками с последующим разоблачением. Начнем со всякого наступательного. О сюжете — без подробностей сюжета трогать не буду, т.к. кино все, кроме меня, уже смотрели.
Вооружение.
В начале картины под чудесные напевы вокально-инструментального ансамбля Горана Бреговича среди подсолнухов, жестоко рубаемых пулями и турецкой саблей, является нам главный герой — Эраст П. Фандорин, герой половины домохозяек РФ. И немедля принимается стрелять. Стреляют и по нему, турки, само собой. Эти заявочные кадры заявили отношение всего фильма к матчасти. Оружие показывают быстро, дергано, так что конкретные формы его определить удается не всегда. Но уж когда удается...
Фандорин бежит, бабхнув раза, выкидывает винтовку и тут же подбирает другую, из рук убитого добровольца. Винтовкой оказывается ни что иное, как Винчестер Джона Браунинга 1894 года. (Рис.1, 1а).
Рис. 1. Фандорин с Винчестером.
Рис. 2. Винчестер Мк. 94.
Мало того, что 1894 год несколько позже 1877, так и разрабатывался как охотничья винтовка, в кач-ве каковой выпускался до 2006 года U.S. Repeating Arms. Откуда такая штука у русского добровольца? Этакие маневры сознания будут сопровождать нас всю дорогу.
Тема Винчестера в фильма раскрыта с особым пристрастием, видимо, тренеру съемочной группы Дж. Файзиеву нравится харизма этой выдающейся семьи винтовок. Например, сцена со спасением Варвары Суворовой от башибузуков. Помнится, Фандорин обул турецкого иррегуляра по голове флягой, присвоив его табельное оружие. Им опять оказался Винчестер! Правда, на этот раз, не анахронизм, а натурально знаменитый Yellow boy, Винчестер образца 1866 года. УЗнаваем элементарно — по накладкам желтого металла (латуни). (Рис. 2, 2а.).
Рис 2. Фандорин с «Йелоу боем».
Рис. 2а. Винчестер Мк. 66.
Это уникальная пушка системы Бенджамина Тайлера Генри, основные «фишки» которой (трубчатый подствольный магазин и качающийся рычажная скоба затвора) он благородно позаимствовал у Горацио Смита и Данилы Вессона с их пистолета «Вулканик» (рис. 3).
Рис. 3. Пистолет Volcanic 1854 г.
Мало кто знает, что первые Винчестеры Генри были не слишком удобны, т.к. все 15 патронов приходилось набивать в магазин спереди через отверстие с крыжечкой. Инженер Нельсон Кинг придумал боковое окно с пружинной защелкой, превратив винтовку в того самого «Желтого парня», покорившего дикий Запад и режиссера Файзиева.
Так вот, о Винчестере 1866. Он вполне современник руско-турецкой войны, и даже состоял на вооружении турецкой регулярной кавалерии. Регулярной. Башибузуки никогда не получали амуницию с государственных складов, т.е., шанс получить сию винтовку для них стремился к нулю. Или купить, или украсть. Красть у своих военных себе дороже, а покупать — еще дороже. Винчестер стоил вполне весомых денег, тем более, в Турции. То есть, то, что Фандорину достались сразу два Винчестера за первые четверть часа кино — статистический нонсенс.
И вот, Фандорин попадает в плен… ах нет! Не просто так! Его контузило взрывом динамитной шашки! Это, друзья, полная чушь. Динамит на вооружении пехоты не состоял, точка. Но, в сторону — скрутили нашего героя! И принялись тиранить, пристегнув ногой к ноге другого русского дворянина, который собрался пожаловаться турецкому генералу в карете, а генерал его возьми и шлепни из револьвера. Револьвер выглянул из окна во всей красе, это было табельное оружие офицеров английской армии, принятое на вооружение в 1887 году — Вебли Мк 6. (Рис. 4).
Рис. 4. Webley Mk 6.Рис. 4а. Анвар-Перепелкин с револьвером Веблей.Рис. 4б. Даже надпись видна MARK VI.
Револьверы фирмы Веблей и Скотт нравятся тренеру почти так же сильно, как Винчестер. Они еще не раз нас порадуют. Например, в позорной для русской армии сцене, где генерал Скобелев (Соболев) соревнуется с подчиненными за право вдуть Варваре Суворовой, кандидаты на… руку и сердце яростно палят по мишеням. Там вообще целая выставка и, в частности, лихой гусар граф Зуров выступает с Веблей № 5 Арми Экспресс. (Рис. 5, 5а-б).
Рис. 5. Зуров с Веблей № 5.
Рис. 5. Веблей №5 Арми Экспресс.Рис. 5б. Реклама пятого Веблея.
Все бы хорошо, но: Веблей №5 выпускался с 1878 года, т.е., на год позже описываемых событий (честная компания скучает под Плевной, т.е., точно в 1877-м). Кроме того, ни в 1878 г. ни в каком другом фирме Веблей не светило отхватить такой лакомый кусок, как тендер на вооружение русских офицеров. Тендер выиграли Смит и Вессон. До самого появления на сцене Нагана командиры у нас вооружались Смит Вессонами русской модели. В частности, сохранился Смит Вессон, принадлежавший генералу Скобелеву. Кстати, Смит Вессоны в фильме очень даже засветились (как водится — не к месту), так отчего бы их к месту не применить? Не применили. Ну полно. Сцена отвратительная, и жеребячьи бои с участием генерала описывать не стану. Пока взглянем на русский Смит Вессон образца 1869 года (принят на вооружение в 1871 году). (рис 6).
Рис. 6. Смит Вессон.
Сам «Белый генерал» вооружен револьвером Раст-Гассер, австрийского производства, образца 1898 года. Опять анахронизм! (Рис. 7).
Рис. 7. Револьвер Раст-Гассер 1898 г.Рис. 7а. Генерал Соболев (Скобелев) с Раст-Гассером.
Тема револьверов\пистолетов в кино поистине неисчерпаема! Например, французский воен-кор д`Эвре вооружен чем-то странным, что более всего походит на Раст-Гассер Монтенегрино (Черногорский) с удлинненным стволом. Выглядит настоящей гаубицей, точному опознанию не поддается, зато со всей ясностью показывает краянюю степень раздолбайства француза. Экстрактор у него никогда не работает! Оружие надо чистить! (Рис. 8).
Рис. 8. Раст-гассер в руках Вареньки.Рис. 8. Так не надо.Рис. 8. Надо так.
С экстракторами в «Гамбите» вообще беда. Например, на барабане Смит-Вессона 1871 г. полковника Лукана его просто нет. Кроме того, гнезда перегильзованы под какую-то мелкашку — категорически непонятно зачем… (Рис. 9).
Рис. 9. Загадочный барабан Смит-Вессона.
Завершая рассуждения о личном оружии, взглянем на пистолетик Вареньки Суворовой. Актриса Ольга Красько весьма талантливо сыграла тупую истеричную дуру, которая безостановочно косячит и жжот, как электродуговая сварка на протяжении всего кино. Но у нее оказался пистолетик. Что-то вроде диринджера с длинным стволом, что именно подразумевалось — не знаю. На первый взгляд… 22 калибр. Из этого чуда с роду не стрелявшая дура ухитрилась попасть во всадника с полусотни метров и выбить того из седла. Я аж подпрыгнул. Надо ли говорить, что для подобных игрушек и двадцать-то метров много, не говоря о пятидесяти, да под движущейся мишени. (Рис. 10).
Рис. 10. Стреляющая авторучка Вареньки.
Господь с ними, с револьверами. Там залежи авгиевы — не разгрести! Обратим наш взор, о зритель, еще раз на винтовки. Хитрый шпион Анвар эфенди вооружен хитро. Кстати, эфенди для такого полета птицы — маловато. Эфенди в Османской Империи примерно соответствовало лейтенанту. Матёрой разведовательной волчине, который накоротке чуть не с самим султаном и возраста не юношеского, быть бы беем. Или, даже, пашой. Но речь о хитростях оружейных. Вот, целится Анвар-Перепелкин в Фандорина, который гоняет по пещерке вольноопределяющихся гомосеков. Целится: рис. 11.
Рис. 11. Снайперская винтовка шпиона.
А потом заряжает патрон: рис 12.
Рис. 12. тылье загадочной винтовки.
Спереди — опять Винчестер Мк 66. Сзади — Маузер 98к, т.е., 1898 года. Вот он:
Рис. 13. Маузер 98к.
Подозрительная труба над винтовкой Винчестера-Маузера символизирует оптический прицел, что не вполне фантастика. Подобные приспособления использовались (страшно редко) со времен Крымской войны и Гражданской войны в США. В Эрмитаже лежит английская винтовка того периода с оптической трубой. Это далеко не ПСО-1 от СВД, но работает. А вот прицельная разметка, которая ловит оппонентов — это даже не прикол. Это я не знаю, как назвать. Даже не смеялся — не смешно.
Маузер засветился еще раз — в руках Куценко-бея. Видимо, единственная приличная винтовка, помимо Винчестеров. (Рис. 14).
Рис. 14. Куценко-бей с турецким Маузером.
Турецкая пехота вооружалась более чем прилично, но, все-таки, до Маузера 98-го года им было далеко. Двадцать один год. А к 1877-му на вооружении состояли винтовки: системы Венделя и Верндля, а так же Ремингтон и Пибоди-Мартини (последняя — самая распространенная). (Рис. 15).
Рис. 15. Винтовка Венцеля.Рис. 15а. Винтовка ВерндляРис. 15б. Винтовка Ремингтон.Рис. 15в. Винтовка Пибоди-Мартини.
Рассмотреть в кино подробности турецкого оружия не удалось — оператор и монтажер знают свое дело — все так замазано, что ни черта не разобрать. Зато русская пехота, как водится в кино, вместо Крнка и Берданов ходит с винтовками Мосина, что, впрочем, не бросается в глаза.
Куценко-бей, сыгравший настоящего нинзя (Плевну оборонял, за линию фронта в диверсионные рейды ходил, даже набросился на русского генерала прямо в штабе), при строевой форме ходит с бельгийской кавалерийской саблей. (Рис. 16а-б).
Рис. 16.
Анвара эфенди в виде интенданта Перепелкина подбросили лично генералу Соболеву (Скобелеву). И он, хоть и полный разгвоздяй по фильму, но человек военный — всю жизнь в армии, должен был немедленно брать интенданта за задницу. За полное незнание униформы противника и полный же кретинизм. (Рис. 17).
Рис. 17. Странная форма интенданта.
Обратите внимание на аксельбант, никак не положенный интенданту, ведь он не из гвардии. Воротник должен быть со скошенными краями. а не скругленными. Петлицы должны быть шитыми, а не галунными. Зеленая выпушка по краю ворота отсутствует. Красный просвет на погонах имеется, а темнозеленой выпушки — нет.
Во что одеты вольноопределяющиеся… (Рис. 18).
Рис 18. Вольнопер Петенька.
Пехотный погон должен быть с бело-черно-желтой окантовкой. Все-таки, польноопределяющийся — не простой солдат. Кстати, фельдфебель обращается к ним уж как-то совсем не по уставу: «Вольноопределяющийся Лунц!» Тогда как положено: «Господин вольноопределяющийся». Видимо, фельдфебель не любил гомосексуалистов (ведь лунц из этих, да-да!).
Сцена обыска палатки пропавшего контрразведчика Казанзаки происходит при факелах. При факелах в 1877 году! Не 1377, а 1877! (Рис. 19).
Рис. 19.
Это, видимо, для накала пожарной бдительности.
Сцена побудки вызвала у меня приступ дикого хохота. Выползают из палаток солдаты в исподнем. Выползает одинокий пехотинец в пехотной же форме. В руках у него труба, видимо, уведенная по большой пьянке у полковых музыкантов. И он принимается отчаянно дудеть кавалерийскую атаку! И на все это смотрят офицеры. Наверное, так охренели от борзоты личного состава, что даже не прописали козлу в ухо. А стоило бы и — на гауптвахту. Побудка производилась штатными музыкантами полка, всем оркестром. В специальной униформе. А тут… эхххх...
Граф Зуров является в пресс-клуб. Кстати, напялив солдатский кушак. И что он отмочил? он проходит мимо генерала (!), как мимо мебели! Повернулся жопой и принялся представляться всем подряд, а на Соболева (Скобелева) ноль внимания. После этого генерал хвалит его лихим молодцом и приглашает служить. Это вместо порядочного пистона от земли до неба и губы на всю жизнь. (Рис. 20).
Рис. 20. Генерал Скобелев грустно смотрит в задницу охамевшему Зурову.
Можно сей список длить и длить, но устал — больше не могу.
Отсюда вопрос: какого же черта(!) нельзя сделать все по уму, при том, что лишних денег не потребуется. Вот те же самые денежки и правильная реконструкция! Неужто сложно? Почему так наплевать на историю? А на нее именно наплевать. Неужто формула «пипл схавает» так здорово завладела мозгами?
Фильм ИСТОРИЧЕСКИЙ! И, вроде как, патриотический. Что показали вместо этого? Дикую кашу в форме красивой картинки. Например, взятие Никополя вперед Плевны подают как катастрофу. Тогда как штурм Плевны до падения Никополя в реальной истории был попросту невозможен. Насчет материальной культуры — смотрите выше.
Ради чего это все?
В заключение хочу сказать несколько вещей. Во-первых, нож кукри не метают — это очень неудобно. Во-вторых, кукри, воткнутое в лобную кость на сантиметр, не сможет убить даже пассивного гомосека! (Рис 21).
Рис. 21. Ликвидация вольноопределяющегося гомосека.
Про шрапнели отметил, но руки писать не добрались, потому что там полный завал — книгу можно написать. Вообще сцена растрела из пушек — аллес полный. Моя в шоке. Хрен с ним, с первым штурмом Плевны, но чисто же по логике — чего парни не разбежались по кюветам? (как оно было на самом деле)
Наверное это что-то идеологическое. Ну не может Pz.IV с такой короткой 75-мм пушкой побеждать советских солдат.
Или фильм «Они сражались за Родину», где несравненный Шукшин лупит из своего ПТРД: танки, самолёты… даже выхватить ППШ у второго номера, успевает порешить пару-тройку пехотинцев)))
Это я тому, что «Турецкий гамбит» один из лучших, если не лучший, Российский фильм в стиле «Блохбакстерофф» и на надо его так уж сильно… критиковать))) Впрочем, это фильм снят 7 лет назад, и сейчас подобные ему так и не сняли.
Бывают такие фильмы, наподобие сериала «Рим», когда художественная нагрузка не дает разглядывать огрехи мат.культуры и т.д. Отвратительная поделка всегда отличается тем, что никаких занятий ово время просмотра, помимо ковыряния в фоне, нету.
ТГ — типичный пример.
Это армия 1870-х гг, а не 1370-х.
То, что он граф — никого не колыхало. Он поручик кажется? А Скобелев — генерал — вопиющее нарушение субординации и банальное хамство.
В то время даже наследные принцы, служившие в армии, таких фокусов не могли себе позволить, а уж какой-то там сраный граф (каковых в РИ было как собак) в момент заехал бы на губу.
Просто ее источник и конкретные формы были разные.
К Фрундсбергу поворачиваться жопой было не гутт из-за его авторитета — это был Вождь.
К Скобелеву поворачиваться жопой было не просто «не гутт», а запрещено, т.к. он — высший офицер.
Т.е., за ним не личный авторитет, а авторитет устава.
Источники легитимации власти разные — чуешь?
Наследники были ессно выше по соцстатусу и ниже по рангу. Соотв., если это поручк… фон дер Такой-то, принц Хуеляндии, то и общались с ним, как с поручиком.
Мне интересно когда появился первый воинский устав?
Феодальные армии строились на принципе личного авторитета.
Авторитет слагался из знатности, заслуг, харизмы, богатства (я плачу — меня слушаются, или, я дал землю — меня слушаются). Короче говоря, на личностях. Т.е., понятия и феномена «офицер» не было — это все вожди.
Регулярная армия — это уже совсем иная история. Офицера надо слушать не потому, что он офигенный, а потому, что он — офицер, этого достаточно.
Кавалерийская сабля длиннее, и ее носят кавалеристы)))))))))
В каком строю? Конный строй — это тоже строй.
Про устав и дисциплину ясно. Поэтому ландскнехты могли запросто повернуться задними местами к Императору, который не заплатим им жалования и, послав его куда-нибудь, пойти служить кому-нибудь другому, кто платит — ори — не ори, а «ты мне — не указ»
Он с ней ходить не умеет, а еще, за каким то бесом, саблю подвесили как шашку)
А то, что те самые голландцы всё-таки учились создать свою на примере того же алчущего крови на завтрак герцога Альба Ферна́ндо А́льварес де Толе́до. Что лет эдак за 50 герцога появились так называевамая «Испанская дорога», которая была обустроена по всем законам инженерного искусства, с отличной административной системой и чётким расположением переволочных пунктов. Кстати тот же Альба, возможно не первым в Европе, но одним из первых начал развадавать командные должности на титулам и родовитости предков, а за военные умения и опыт, благодаря этому испанские терции стали сильнейшими в… Мире наверное.
Я просто это к тому говорю, что если в армии на записан устав, то значит и армии и современном понимаии слова нет. По-моему это не так и римские легионы и испанские терционы были именно армией: со строгой дисплиной, чёткой иерархией, своей системой обучения, тактикой и стратегией. Ну а устав… ну тащились за терциями целые таборы жён, детей маркитанттов. Да так вроде все армии до середины 19 века выглядели.
П.С. А насчёт «Турецкого Гамбита» я с тобой не согласен. Да он сильно около историчен, но всё-таик не мерзостен. Герои нормальные, живые. Извращённый патриотизм неоткуда не прёт. Если бы сегодня сняли подобную вещь, я бы только порадовался.
П.П.С. давно хотел спросить. У тебя на аватарке, если не ошибаюсь шлем и горжета не из испанского доспеха, века эдак 13-14?))))
Не знаю, мне трудно назвать этот фильм патриотичным. На мой взгляд, суть этой ленты — исторический детектив. Патриотизм, как мне думается, это когда на амбразуры, самопожертвование и т.д., а в этом кино этот как-то особо не выпячивалось. Как детектив в лучших традициях Конан Дойля, фильм занимателен, сюжет весьма завернут, держит в напряжении — «ну кто же он».
Устав — это книга в которой прописана вся сткруктура армии, кто и что должен делать от рядового до генерала. Хотя создание и написание самой книги става — это безусловно шаг вперёд.
Хотя по поводу первого устава… по-моему у Чингизхана было что-то подобное в армии. Доманин об этом писал oldevrasia.ru/library/Aleksandr-Domanin_Mongolskaya-imperiya-CHingizidov--CHingiskhan-i-ego-preemniki/10 Клим я не прав?
П.С. фильм «Царство Небесное» лжиный, мразотно-толерастический, прогандиский бред. Наряду с такими шедеврами как «Король Артур» (с Кирой Найтли) и «Робин Гудом». А «Гладиатор» уверен и там косяков полно. К примеру коннице через не атакует. Но зато, как снят)))!!!
Нууу, это кому как, мне, например, нравится идея, положенная в основу «Царства».
И как гооврил Клим свод правил в испанской и древнеримской армии был. Просто он не был записан.
Нууу, это кому как, мне, например, нравится идея, положенная в основу «Царства».
Это какая? Попы и мерзкие мусульмане портили жизнь прогрессивно настроенной либерально молодёжи. Формулировка вам не знакома)))
Блин начала фильма Убило. Красивая в белых одеждах, мёртвая… а рядом мерзкий монашек. в коричневой одежёнке (наверняка вонючей) который говорит:
— Не забудьте оттрубить голову самоубийце (женщине то есть)
Основая идея этой, как понимаю: пропаганда некрофилии и эвтаназии. Впрочем может женщину довели до суициды поганые монахи свершившие над ней групповое глумление.
И сразу Орладно Блум с мстительно-волевым выражением лица (прямо юный Легалас идёт в атаку на орков) куёт меч.
А одна из финальных сцен убила.
Потный жирный трусливый патриарх Иерусалимский падает на колени и говорит Орландо Блуму:
— Надо сдать город мусульманам, у нас нет рыцарей.
— Нет, мы посвятим в рыцари простых горожан.
— И они от того, что станут рыцарями станут сражаться лучше?
— Да
Слащаво-волевой взгляд Легаласа ( о
Россиио Иерусалиме думаешь) на паренька, который захотел стать рыцарем и уже встал на колени (нет только для того, чтобы его посвятили))))Хочется (как писал классик) взять Легаласа за одну ногу, режиссера за другую и бить головами о мостовую, пока бы мне это не надоело.
Как это бунт? А присяга на верность?
Нет, ну почему именно такая идея. Мн нравится идея доблести и честности.
На вкус и цвет, как грится.
Ньюпор — это просто некий символ, понятно, что само по себе поражение испанцев в стратегическом смысле ничего не изменило. И, кстати, в стратегическом смысле голландцы вообще ничего не добились, т.к. испанцы Остенде осадили и, в результате, взяли.
Устав — это принцип.
Поезда шлюх в + к армии тут не причем.
Отсутствие устава — тоже принцип.
И то и другое — армия — об этом я писал.
Просто разные армии.
Просто набор чуши
От которой вянут уши.
Your text to link...
мы с тобой завтра на мобильник лучше снимем.
Что касается Вари Суворовой, то не суди ее уж так строго:) Женщины, как ты прекрасно знаешь, бывают разных типов. Вот кому-то нужна Жанна дАрк, кому-то — Роза Люксембург, а кому-то — мать Тереза. А Варенька — это женщина — ребенок, глядя на которую все мужчины умиляются:) Да, из-за женского неразумного упрямства она зачастую портит все дело и создает массу проблем окружающим мужчинам, которые потом их решают, но она искренне пытается помочь:) Думаю, что к этому персонажу нужно относиться снисходительно:) Бези Вариных проблем не было бы кина:)
Я спецом группу создал для разбора кинополетов. Здесь уже две статьи: про великолепный фильм «Хороший, плохой, злой», и дурацкий ТГ.
При публикации ЛЮБОГО материала в заголовке новостного превью указывается место размещения оного — блог\группа, называй как хочешь.
Ну на виднейшем же месте написано: где что публикуется!
Прямо под превьюшкой статьи!
mreen.org/film-and-history/tureckiy-gambit-kak-eto-bylo-i-kak-pokazali.html#comments
Название блога: film-and-history тебя не насторожило?))))))
ну судя, по твоему коменты, ты сейчас сказал сам о себе!
Автор статьи, пусть и в стебном ключе, но привел ряд грубейших, коверкающих действительность ошибок.
п.с. так, что юный «школьник» псдуй-ка ты учить мат.часть, а не лезть в исторический диспут умных людей!