На заре оперы или умели же люди веселиться: 1589 год, Флорентийские Интермедии, "La Stravaganza di Medici".

В 1589 году великий герцог Тосканы Фердинанд 1 женился на Кристине Лотарингской, любимой внучке Екатерины Медичи.

Надо сказать, союз сей был еще и последней крупной политической интригой Екатерины Медичи, укрепившей связи Тосканы и Франции: отодвинув эрцгерцогиню австрийскую и испанских принцесс и добившись сего брака для своей внучки, Екатерина скончалась 5 января 1589 года. 27 февраля брак был заключен де-юро, 3 же мая состоялась самая пышная свадьба 16 века.

 

Кристина, помимо незаурядной внешности, обладала внушительным состоянием и принесла Фердинанду в качестве приданого сундук с украшениями на 50000 и космическую сумму в 600000 наличными, плюс герцогство Урбино, доставшееся ей в наследство от бабушки. Это, вдобавок, один из тех случаев, когда брак по рассчету быстро прерос в брак по любви.

Медичи были богаты. Чертовски богаты, но это мы с вами и так знаем. На них работали лучшие музыканты, компзиторы, скульпторы и художники того времени. Ну и Фердинанд вполне логично решил закатить торжество века. Ему это удалось.

Руководил подготовкой к празднетствам Эмилио де Кавальери, композитор-любитель (в том смысле, что на жизнь он не этим зарабатывал и относился к музыке как к хобби) и гениальный организатор. Был он обеспеченным человеком из дворянского сословия, крепко дружил с Микеланджело и прочей артистической братией того времени.

Папа его, Томмазо де Кавальери, к слову, был музой того Микеланджело, кой посвящал ему любовные стихи (что-то вроде 30 из 300 сохранившихся написаны для Томмазо) и постоянно рисовал его (к слову, тело у Томмазо было действительно огого!). 

Кавальери сдружился с Фердинандом еще в Риме, где работал организатором и музыкальным директором — Il Corago, — иногда для собственного удовольствия поигрывая на органе на мессах, когда Фердинанд-то и не планировался в герцоги, а был кардиналом-мирянином. После смерти своего старшего брата Франческо, Фердинанд был отозван во Флоренцию принимать герцогский титул и забрал Кавальери с собой.

Теперь кратенько о том, кто такой Corago: это то, что сейчас бы назвали исполнительным директором. Человек, ответственный вообще за всё, на чьих плечах лежит работа музыкального директора, режиссера, администратора, координатора, постановщика, начальника над художниками и декораторами, стилистического инструктора для актеров, музыкантов и певцов, а так же руководство группой континуо и прочими инструменталистами во время шоу. Чаще всего Corago сам играл на каком-нибудь инструменте группы континуо, задавая ритм и темп всему оркестру: Кавальери, например, был органистом, Джакопо Пери — арфистом и лютнистом, Клаудио Монтеверди вроде как играл на клавесине и т.д… Но подробнее о работе Corago, а так же о манускрипте «Il Corago» — руководстве для подобных директоров, — я расскажу в одном из следующих выпусков.

Кавальери был мастером на все руки. Помимо уже означенных талантов музыканта, композитора и организатора, он обожал работать руками и принимал самое активное участие в создании декораций и даже костюмов.

С подачи же двора Медичи в Италии вот уже полвека как вошли в моду интермедии — короткие музыкально-танцевальные номера в антрактах театральных пьес. Их сюжет не обязательно был связан с сюжетом пьесы, которую они разбавляли; они выполняли скорее роль чирлидерской группы на баскетбольном матче: встряхивали публику и участников. В создании интермедий Кавальери был мастер. В последствии интермедии, сочетающие в себе пение, речитатив, танцы, элементы комедии дель арте, трагедии и философии, разрастутся по форме и выкристаллизуются в то, что в начале 17 века назовут azioni armonicci (гармонические действа), rapprezentatione (игра, представление), favola in musica (история в музыке) и прочими эпитетами, и уже ближе к 18 веку начнут называть оперой. В 1600 году сам Кавальери же первую оперу и напишет, и будет она называться «Rapprezentatione di Anima e di Corpo». О ней я расскажу в следующий раз, но пока мы снова в 1589 году. 

Для монаршей свадьбы драмматург Джироламо Баргальи написал большую комедию La Pellegrina — «Паломница», — куда по задумке Кавальери вошли шесть интермедий.


 

В последствии все шесть интермедий были изданы отдельной книгой и приобрели гораздо бОльшую популярность, нежели исходная пьеса.
Считается, что первая интермедия принадлежала перу самого Баргальи на музыку Мальвецци, но авторство остальных бесспорно принадлежит Кавальери. 

Во всей постановке принимало участие более 400 музыкантов, актеров, певцов и танцоров. В те времена, к слову, артист чаще всего поставлялся по принципу 3, а то и 4-в-одном: актер, певец, музыкант, танцор. Инструментальная группа, которую по задумке Кавальери поднимали на специальной подъемной платформе на высоту около 20 метров, составляла более 100 человек. Сохранившиеся эскизы костюмов и декораций декораций работы Джовани Бальдуччи, Бернардо Бонталенти, Андреа Босколи и других поражают воображение. 


К слову о костюмах: культ тела, эротики и античности в то время был в апогее, в очередном малом ледниковом периоде случился перерыв, и многие актеры выступали вполне себе а-ля натюрель. Из трех солисток-сопрано, призванных изображать трех Граций, две, что играли на гитарах, были «с обнаженной грудью и одеты весьма номинально», третья же, что играла на тамбурине, «имела лишь легкий намек на одеяния». Это не считалось порнографией. По канонам искусства того времени порнографией считалось, если на теле не надето вообще ничего, даже нитки бус или ремешков от оружия.

С музыкальной же точки зрения это тоже было удивительное время, когда формировался речитатив как музыкальная форма, лишь чуть позднее приведшая нас к появлению оперы как таковой, реперезентационный стиль и секция бассо континуо. Что такое бассо континуо: группа инструменталистов, разворачивающих гармоническую фактуру произведения из выписанной линии нотного (иногда еще и цифрованного) баса. В секцию бассо континуо обычно входили такие инструменты как клавесин, орган, виола-да-гамба, лютня/теорба/китаррон, ренессансная гитара, лироне и арфа. То есть всё, что в состоянии играть аккорды. Именно эта секция являлась основным аккомпаниментом речитативу. Стандартный сет инструментов на оперу 17 века составляет группу континуо (иногда персонифицированную по инструментам, но чаще по принципу ангажемента всех, кто есть в наличии) + 2-3 солирующих инструмента, вроде скрипок и духовых, редко больше, иногда и вообще без них.

Но вернемся к свадьбе. Репетировалось и готовилось всё это грандиознейшее шоу больше года. И тут, за две (!!!) недели до представления, гениальный организатор Эмилио наш де Кавальери внезапно понимает, что имеющийся прекрасный философский финал не работает. Он — да, философский, глубокий, но не выходит гранде финале, хоть ты тресни, нет ощущения завершенности, не поймет публика. И тогда Кавальери принимает чудовищно рискованное и ответственное решение (вы помните, что он руководит толпой в 400 человек участников шоу и еще черт знает сколькими членами исполнительной команды) изменить финал. Побившись головой об стену, Эмилио цапнул пару бутылок вина, чернила, перья, бумагу, блюдо пирожков и сердечную подругу Лауру Люччезини, и со всем этим заперся на ночь в комнате — творить. Лаура написала немудреный веселый хвалебный текст, чествующий молодых, Кавальери — столь же незамутненную бравурно-веселую музыку… и этот финал — Ballo del Gran Duca — не только отличнейше сработал и спас шоу, но стал главным музыкальным хитом на последующие полтора столетия.

Вот такой был гениальный товарищ Эмилио де Кавальери.

В 1989 году Эндрю Пэррот предпринял грандиозную по стоимости попытку воссоздать то празднетство. Со всеми декорациями и подъемными машинами, описанными в многотомной документации 16 века, собренной к данному шоу, слегка погрешив против костюмов в пользу цензуры, конечно.  Ballo del Gran Duca как таковой начинается на 2:30

Получилось у Пэррота хорошо и это отличный пример постановки, но ряд исследований трактуют прочтение музыкальных темпов относительно временных сигнатур иначе, и с правильным прочтением Балло звучит гораздо, гораздо веселее. Однако, постановка Пэррота — хорошая иллюстрация к тому, КАК тогда умели веселиться, не смотря на то, что ряд историков-музыковедов продолжает считать всё веселое несерьезным и что существовать веселья тогда не могло. По-моему, они крупно ошибаются. А вы как считаете?

+20
x
Наплюсовали на 5
Реклама
  • EvgeniaShelekhova
  • 02 декабря 2012, 19:17
  • 0
Охрененно трудолюбиво! И интересно, большие танки тебе.
Спасибо! 8)
Клим
Мля, и тут пидоры!
Клим
Пидоры работают на олигархов — нихрена новаго!)))))))))
Жукофф, тут пидор ровно один, и тот — не часть истории и столь гениален, что хрен с его предпочтениями, тем более помер давно 8))
Клим
Да они все померли давно, боречьки моисеевы, блллин!
Когда императрица Екатерина, дабы усладить свой слух музыкой, пригласила знаменитого кастрата, который останавливал войска одним своим присутствием(просто проезжал в карете на поле боя), она спросила его о цене вопроса. Он озвучил, на что Ее Величество воскликнула: " Даже моим генералам я плачу меньше!" На это ей был ответ: «Вот пусть ваши генералы вам и поют!»
А Боря Моисеев — жалкая пародия на садо-мазо из «Салона Китти»
Точно такая же байка есть и про Карло Броски (Фаринелли) и не то английского, не то французского короля. 8)
Так про Фаринелли речь и идет! Но моя преподша рассказывала мне эту байку про Екатерину, почему-то. Но это же политический анекдот)))
О как! 8)) Вот да, это прекрасный политический анекдот!
Монарх абстрактен, главно — смысл!
Какая музыка! Какие костюмы!!! Откуда такие дивные иллюстрации?
Гугл по запросу Bernardo Buontalenti или Florentine Intermedi

Музыка — да. Даже в этом варианте прекрасная… хотя это не худший из вариантов, прямо скажем. Но и не лучший.
спасибо автору! Пишите еще, пожалуйста! такой группы тут не хватало.
Спасибо читателям 8). Для вас и стараюсь.

Еще — будет, даже в самом скором времени.
Клим
Лучше сделать отдельный фотосет.
а где и как? Я просто залила архивом…
  • PlatonMamatov
  • 19 декабря 2012, 16:23
  • 0
Кать, на тот случай если ты вдруг не заметила предыдущий комментарий (у тебя такое бывает, ты человек творческий)

Не решить ли нам вопрос стародавний?

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.