Пособие по реконструкции древнегреческого костюма. Чаcть II, цвета.

Вторая часть небольшого утилитарного экскурса в греческий костюм.

 

Если говорить о цветах древнегреческого костюма, то нельзя не отметить, что наши представления о них (также, как представления и о многих других сферах жизни людей античности) подвержены глубоко укоренившимся мифологемам. Первая и самая распространенная – все греки ходили в белом. Она довольно прочно осела в массовом сознании еще со времен первого знакомства человека средневекового и нововременного с забытой древней культурой. Дело в том, что глядя на белые мраморные статуи и руины городов, люди формировали свои взгляды об искусстве древних. Было написано бесчисленное множество текстов об античной простоте, о классической гармонии белого, появилось нн-е количество произведений искусства, где это так или иначе отражалось (№1 здесь — белоснежные статуи, конечно же, тысячи их), и которое монохромность античной цивилизации вбило в головы наглухо и окончательно.

Между тем, еще в конце XVIII — начале XIX века появились первые находки следов красок на древних скульптурах и зданиях. С тех пор по этому поводу появилось достаточное количество литературы, но, увы, «по старинке, по привычке, зажигаюсь я от спички»© — черно-белую античность в сознании человечества побороть крайне непросто. А выглядело все еще лучше, чем тут.

NAMABG-Athena_Aphaia-W_Pediment_colored

Как известно, цвет всегда был для человека чем-то значимым, — это определенный набор представлений, связанных и с религией, суевериями, и с социальным статусом, и с племенной принадлежностью, и с различными социокультурными или эстетическими представлениями (красный — бык забодает, черный — траур, белый халат — доктор, сумка от «Hermes» — все понятно, синие веки/красная помада — сквернословие штоли?).

Также нам, людям живущим в мире, избалованном практически бесконечным разнообразием ярких красок, дешевых в производстве и стойких на одежде, нужно понять что так было далеко не всегда. Какие-то красители буквально валялись под ногами, например, охра для живописи или луковая шелуха для покраски одежды. А какие-то приходилось везти с самого края Ойкумены, через всевозможные препоны и опасности, как лазурит, который добывали только в Бадахшане (Афганистан), и стоил он на вес золота (Он и сейчас, кстати, далеко не дешев: до кризиса автор видел крохотную баночку за 1500 р.). Поэтому яркое, качественное крашение ткани, а также некоторые труднополучаемые цвета много говорили о достатке носителя таких одежд.

Ну и, наконец, есть целый ряд довольно сложных работ о том, что древние банально по-другому воспринимали цвета. Грубо говоря, есть даже мнение, что у них не было на вооружении привычного нам спектра радуги. Но в любом случае, цвета могли представляться ими несколько в ином ключе, чем мы представляем «по умолчанию». Поэтому, при встреченном описании какого-либо цвета, нужно иметь в виду, что он мог немного отличаться от того, к чему мы привыкли.

Об этом нельзя забывать при создании исторического костюма, но здесь мы на смысловой нагрузке и прочем таком остановимся по-минимуму. Во-первых, автор в данной теме, честно признаться, хорошенько плавает (да и, судя по встречаемым противоречиям в тематической итературе-  не он один). Во-вторых, статья у нас краткая, популярно-легкая, крайне общеобразовательная и по-возможности, прикладная.

Итак:


Белый. Несмотря на то, что мы говорили о мифе белых одеяний, стоит отметить белый цвет одежд, как один из самых распространенных и известных. У многих народов белый цвет имел определенное особое сакральное значение. В наших современных представлениях также часто по-умолчанию работает определенная ассоциация белого цвета с одеяниями некоторых древних жрецов и подобной публики: друидов, волхвов, Саруманов и Гендальфов.

Что касается Древней Греции, то автор не может сказать, насколько белый цвет соответствовал нашим о нем представлениям, как о цвете жречества. (Нужно также помнить, что, как такового, профессионального жречества в Греции практически не было — должность жреца, за исключением заповедников типа Дельф, где они таки были, мог исполнять любой подходящий по определенным парамерам гражданин) В общем, белый цвет вполне подходит для реконструкции Древней Греции, и как вариант окраса повседневной одежды, и как вариант окраса чего-либо дорогого и парадно-выходного.

Выбирая белый цвет, нужно отметить также одну немаловажную деталь. А именно то, что людям античности, увы, были недоступны современные хлорные отбеливатели. Строго говоря, такую штуку, как гипохлорит натрия (коим и производится сегодня промышленное отбеливание ткани) открыл швед Шееле в конце XVIII века, а его отбеливающие свойства — француз Бертолле еще чуть попозже. До этого ткань отбеливалась, в основном посредством воздействия Солнышка, а также при помощи некоторых других процедур, не предполагавших использование хлора, перекиси или нашатыря. Поэтому, нужно помнить, что ядреный, сияющий белый был недостижим в древности, и, соответственно, нам не подходит. Обычно дилемма выбора стоит при выборе льна. Совет тут простой — берите небеленый. Со временем, на Солнышке, он станет значительно светлее.

 Для сравнения.

хлорный отбеливатель (лен)

 

вариант неокрашенного льна

 

Черный О значении этого цвета можно сказать достаточно определенно. Его понимание было у древних греков весьма схоже с нашим. Это однозначно — цвет траура, смерти и прочего горя (вспомним, например, паруса Тезея). Поэтому его использование в костюме весьма нежелательно. Говоря о черном нужно также отметить, что в чистом виде черный цвет в одежде натуральными красителями достижим едва-ли — кора дуба, орешки и прочее дадут черный с определенными отличными оттенками (максимально черной будет, наверное, только шерсть овцы черной масти=) ). Так что, вероятно, что, говоря об одежде «черный», древний грек имел в виду несколько другой цвет, нежели мы сейчас.

И да, применительно к тому, что у нас есть некоторые товарищи «не-греки». Мы помним, что то, что относится непосредственно к греческой культуре, совершенно необязательно относится к ее соседям. Между тем, есть упоминания ношения черной одежды фракийскими племенами. Также черный цвет одежд, если верить Геродоту, был отличительным знаком племени меланхленов.



Красный и пурпурный.

Говоря об этих цветах, очень сложно расставить все по полочкам. Вызвано это тем, что цветовосприятие античного человека было, как уже говорилось выше, несколько другим. Тем не менее, будем ориентироваться, ввиду задач статьи, насколько это возможнона современное восприятие цветов


Красный. Весьма распространенный цвет. Получить красный цвет можно было с помощью дубового червеца, или с помощью марены.

Корень марены красильной являлся и является довольно дешевым и распространенным красителем. При этом яркий насыщенный красный цвет с помощью него довольно труднодостижим. Для его достижения требуется большое количество красителя. В случае с мареной автор видел результаты, которые достигались тремя окрасами с различными закрепителями и десятью шаманствами. В остальных случаях это красный с сильно выраженными оттенками: красно-оранжевый, красно-коричневый.

 

На фото справа — один из вариантов крашения шерсти мареной

Другим источником красного цвета был дубовый червец, (это такое насекомое, практически статично паразитирующее на растениях, для получения красителя его подвергали периодическому геноциду — собирали и давили) который в сочетании с определенными протравами давал яркий и стойкий насыщенный красный цвет. Получаемый из него краситель называется кермес.

 

На фото ниже — различные оттенки цвета, полученные из кармина — красителя из кошенили (родственное дубовому червецу насекомое из Южной Америки, собственно, вытеснившее червеца с рынков за счет своей многочисленности и чуть более яркой но менее стойкой краске).

 

Церемониальный плащ Рожера II, XII век, Палермо. Данный цвет был получен с помощью кермеса (краситель из дубового червеца)

 

Небольшое уточнение по комментариям, чтобы было понятно. Есть два распространенных красителя «из жуков». Первый — это кермес, он из червеца, который жил в Европе. Второй — это кармин — он из кошенили, которая в Южной Америке кушает опунции. Кармин будет чуть поярче и сильно дешевле в производстве, почему к настоящему времени и вытеснил с рынка кермес, но так они не особо отличаются.

 

достаточно иллюстративные варианты окраски, понадерганные когда-то из сети

Также для получения красного цвета использовался лакмусовый краситель (орсейль, орсеин), получаемый из лишайников Roccella tinctoria и tecanora tartarea (как они по-русски зовутся — бес его знает).

Теоретически (то есть по неподтвержденным данным), красный мог давать и гранат, но автор не пробовал)

 

Ценность красного цвета сильно зависела от его оттенка. Насыщенный, яркий цвет достаточно сложен и дорог в получении, кирпичный или оранжеватый — достаточно дешев.

Вероятно, это цвет, нетипичный для женского костюма. Также это цвет, характерный для военной одежды.

Встречается такое мнение, что красный в силу этих особенностей не сильно характерен для женского костюма. А в Риме так вообще — цвет проституции. Автор довольно долго брал это на веру, но чем дальше, тем меньше.

В женском костюме красный мог использоваться.  Вот, например, муза на горе Геликон совсем его не гнушается

А вот и куда более поздние портреты из Фаюмского оазиса

Хотя подчас для него характерны более спокойные, светлые, розоватые цвета, как на этой статуэтке из Танагры.

 

Пурпур

Этот цвет и его значение в античности достойны отдельной большой статьи. Но наш формат позволяет лишь вкратце пройтись по основным моментам.

Первое, о чем нужно сказать, это то, что современный человек не сильно представляет, что это такое, и ассоциирует пурпур либо с красным, либо с фиолетовым, либо с багряным (даже споры идут). Ни то, ни другое утверждение в целом нельзя считать верным. А возникла такая путаница, вероятно, из-за того, что под пурпуром в древности понимали множество различных оттенков, которые получались, в случае с тканью, при использовании различного окрашиваемого материала, различных красителей и технологий крашения.

Наиболее известным, можно даже сказать, легендарным является тирский пурпур, краситель, который получали из моллюска мурекса в финикийском городе Тире. Тирский пурпур — это баснословно дорогой цвет (что обуславливалось сложностью крашения, огромным расходом красителя (тысячи, или даже десятки тысяч ракушек) и получаемым результатом). Причем, нужно заметить, что по ходу истребления мурекса в Средиземноморье, его цена чем дальше, тем становилась больше. Помните, что решив купить себе ткань подобной расцветки, Вы автоматически становитесь ОЧЕНЬ богатым человеком. Поэтому, использование такого цвета в комплекте неминуемо ведет за собой соответствие всех остальных деталей получишемуся статусу: золотые украшения, богатое вооружение, дорогая посуда, вычурные одежи, десяток рабов, ага=)

Тирский пурпур на обложке книги Джона Эдмундса)

Выглядел тирский пурпур примерно так (картинка есть в статье в Википедии)

Этрусская гробница. IV век до Р.Х.

Кусочек одеяния Карла Великого.

Также тирский пурпур мог быть багряным.

 

Но тирским своим вариантом понятие «пурпур» отнюдь не исчерпывается. Кроме него были и другие «аналоги» данного цвета, который, как мы уже сказали, очень варьировался в понимании древних людей.

Как представляеся вероятным, пурпуром называли и некоторые оттенки красного, получаемые из других красителей. Например, известно, что военная одежда спартанцев была пурпурной, однако это был совершенно точно не тирский пурпур! Под этим подразумевались различные местные красители, дававшие результат вплоть до кроваво-красного цвета или цвета запекшейся крови.

Это могли быть тот же лакмус, марена или червец, дававшие яркие, иногда близкие к багряному, малиновому или рубиновому цвета.  В общем, отсюда и путаница с понятием «пурпурный». Получается же, что наиболее дорогим цветом был тирский «вариант» пурпура, но были и другие более дешевые цвета близкие к красному, получаемые иными красителями, также подпадавшие под слово «пурпурный».

Кстати, стоит отметить, что пурпурный цвет, по каким-то причинам (возможно, от подражания спартанцам, возможно, от неких религ-мистических представлений о цвете) был крайне популярен среди наемных войск. Можно, наверное, с уверенностью утверждать, что любой уважающий себя обрыган, добывающий хлеб копьем, рядился в пурпур. И здесь, по тому, какого вида пурпур носил вояка, можно было понять, насколько пацан пришел к успеху.

Также нужно помнить, что всякие черничные, лиловые, слегка фиолётовые и розоватые цикломены — это не пурпур

Это НЕ пурпур!!!

 

Завершая краткий экскурс в пурпура, стоит отметить еще один краситель, известный, как вортан-кармин, или араратская/армянская кошениль. Это особый жук — червец-эндемик, живущий на специальном камыше, растущем в долине Арарата. Весьма сложно предположить, что этот краситель, всегда производившийся в небольших количествах и только в этой долине (в других местах жук не живет) имел распространение или даже хождение в Древней Греции. Впервые она упоминается, как подарок персидского царя Аврелиану. Ткань послужила, вероятно, ценнейшим подарком, что является возможным свидетельством того, что она, по представлениям тогдашнего мира, была чем-то близка к «настоящему» пурпуру.

Вот он, вортан кармин на кардинальских перчатках одного француза

вот более светлй вариант

 

Желтый

Что можно сказать о желтом. Часто и повсеместно использовался как в мужском, так и в женском костюме. Это, наверное, самый распространенный краситель ткани, добываемый из всеразличной травы. Перечислять все травки, дающие желтый цвет — это крайне долго. Гамма желтых цветов также весьма обширна, от теплых оранжевых или золотистых цветов, до лимонных.

 

Зеленый

Также распространенный, повсеместно использующийся цвет. Почему-то часто встречается утверждение, что это, мол, некий крестьянский цвет. Абсолютно непонятно, на чем это основано. Наоборот, зеленый часто изображается на вполне себе некрестьянских личностях, а, например, у Аристофана одежда зеленого цвета совершенно определенно значится, как праздничная и нарядная.

На фреске из Помпей явно не крестьянин со щитом.

и вот эти египетские туреофоры тоже далеки в данный момент от сельхозработ

Как ни странно, но, в отличие от желтого, этот цвет не так уж часто встречается и подчас довольно сложен в получении. Часто, чтобы его получить, необходимо смешивать природный краситель со всякой дрянью навроде медного купороса.

Получаются, как правило, либо светлые, салатные, либо оливковые и «не чистые» оттенки зеленого.

Вот — полынь с медным купоросом (красил Ваня Тимощук)

Выше (в начале раздела о красном) можно увидеть нитки, крашеные крапивой. Тоже, однако с медным купоросом)

А вот «танцующий варвар» из Северного Причерноморья

Вообще, что касается зеленого. Многие современные синтетические оттенки были, скорее всего, недостижимы в античности. Избегайте излишне ярких, насыщенных, темных цветов.

Вот, например, у мужчины ткань навряд-ли достижимого при помощи натуральных красителей зеленого цвета

 

Синий

 Также довольно распространенный цвет. Поклонникам индиго сразу нужно сказать, чтобы не торопились «аутентично красить». При выборе синего для костюма нужно учитывать, что индиго, произраставший в Индии, в Древней Греции если и встречался, то крайне редко. Начиная с походов Александра его можно уже изредка встретить в качестве крайне дорогой диковинки. Безусловным же красителем №1 была вайда красильная. Особенность крашения вайдой состоит в том, что для того, чтобы покрасить ей в интенсивный синий, ее нужно раз в 50 больше, чем индиго. Полученный цвет, тем не менее, все равно будет не такой насыщенный, более блеклый, пыльноватый, пепельный, что-ли.

Вайда

А вот это -индиго. Вайдой такой насыщенный цвет не получить.

Поэтому при выборе синего цвета рекомендуется использовать более светлые цвета — светло синий, голубой. Насыщенный синий будет очень дорогим, а подчас недостижимым цветом.

Римские ткани из под пепла Везувия

Также стоит отметить что некоторые оттенки синего (с фиолетовыми нотками) можно вроде бы получить черникой. И, конечно же, опять упомянем злосчастного мурекса. Дело в том, что этот молюск также является индигоносным, что и обуславливает цвет тирского пурпура. А при определенных условиях из него получали и ярко-голубой цвет. Этот цвет наиболее известен под названием «тхелет». Это цвет, в который евреи издавна красят специальные висюльки к одежде — «цицит». Технология и вид его описаны подробно, в настоящее время секрет его производства полностью и достоверно восстановлен.

Вот такой вот он.

 

Коричневый

Про него говорят, может быть, с большим основанием, то же, что и про зеленый. Что это, мол, цвет для рабоче-крестьянского товарищества. Вполне вероятно, тем более, что коричневый достаточно легко досижим, носок, на нем незаметны загрязнения и он… коричневый. Также это зачастую натуральный цвет шерсти. т.е. и красить не надо.

Но, безусловно, какой-либо красивый оттенок мог использоваться и в более дорогой одежде.

Есть и занятные исключения. Например, в Афинах у Афины (да простит читатель тафтологию) были юные девушки-служительницы, аркты, что значит — медведицы. Они носили короткие коричневые хитоны, по всей видимости символизировавшие медвежью шкуру.

Хотя, опять же, есть мнение, что хитоны эти были оранжевые.

 

В целом, наверное, все. Если есть что поправить-дополнить, обязательно пишите в комментариях.

Ну и удачи в выборе ткани))))

+4
x
Наплюсовали на 4
Реклама
Алексей
Андрей ты что-то пропустил. " До этого ткань отбеливалась, в основном посредством воздействия солнышка, а также при помощи некоторых [видимо тут должно быть ещё что-то] Поэтому, нужно"
Андрей
Алексей: спасибо Леш.
Потерялся фрагментик, поправил.
ElenaBalashova
Привет всем! Хочу немного дополнить и уточнить по вопросу кармина/кошенили. Да, красящее вещество одно — карминовая кислота. Однако, Кошениль — это вид жучков, живущих только в Южной Америке. Червец же — это только кермес. Кермес менее стоек чем кармин, стоит гораздо дороже, червячки эти живут и в Южной Европе на специальном виде южного Дуба. Сейчас традиционные корашенные червецом ткани идут на традиционные турецкие фески. Хотя, в общем, пара кармин/кермес — это как пара вайда /индиго — я считаю, достаточно доспустимо замнять одно другим.
Андрей
А с чем споришь то?
вот из статьи текст, где про кошениль —
«На фото — различные оттенки цвета, полученные из кошенили (родственное дубовому червецу насекомое из Южной Америки, собственно, вытеснившее червеца с рынков за счет своей многочисленности и чуть более яркой но менее стойкой краске)»
вроде четко все?)

Если ты про араратскую кошениль, то, увы, она так и называется, при этом я отмечал, что это особый эндемик для данной местности и точка.
Кроме этого можно отметить еще и польскую кошениль (я ее не упоминал в статье, т.к. не нашел никаких данных по ее использованию в рассматриваемую эпоху).
Мне встречались и «червец», и «кошениль», полагаю, оба названия к этим двум насекомым — допустимы.

«Кермес менее стоек чем кармин, стоит гораздо дороже, червячки эти живут и в Южной Европе на специальном виде южного Дуба.»
дуб так и называется — хермесовый (или шариконосный).
Я не знаю, не красил ни тем, ни тем, но БрокгаузЪ и ЕфронЪ утверждают, к примеру обратное: что краска, даваемая червецом, более стойка, чем кошенильная, при меньшей яркости и большей стоимости.
" Цвета, получаемые при помощи К., не так блестящи, как кошенильные, но имеют перед последними то преимущество, что не изменяются от действия мыла, разведенных щелочей или пота."©

Про допустимость крашения скажу больше, если кто-то покрасит что-то кармином, это будет очень и очень круто. Куда лучше, чем анилином ИМХО))))
Андрей
а, нашел опечатку про кармин — исправил
ElenaBalashova
Не могу согласиться в данном случае. Конечно, это уже ускоспецифичные тонкости. дело в том, что кармин и кошениль получают из серебристых клопиков, живущих на кактусах. А Кермес получают из червячков — гусениц бабочек. Это совсем-совсем другие животные. Их название «армянская кошениль» — название позднее и не совсем верное в отношении червеца. Но, как я уже писала, краситель и там и там — карминовая кислота. Так что, кошениль не может быть родственным дубовому червецу.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.