Русские пушки в шпионском донесении 1673/74 гг.

Что же дальше писал наш шпиЁн? интересовали его в числе прочих военных приспособлений конструкции лафетов


"Фиг.III изображает орудие вместе с размещением пушкарей во время похода. К приезду послов в Москву царь приказал вызолотить 12 таких пищалей вместе с их лафетами, что придавало им очень красивый вид. Лафеты описанной конструкции самые употребительные и преимущество их, по мнению русских, заключается: 1) в удобстве перевозки, так как между станинами помещаются снаряды, пыжи и прочие второстепенные принадлежности стрельбы; 2) в удобоподвижности в пределах обороняемого сектора, и наконец 3) в подвижности, дающей возможность при неожиданном нападении без большого труда отступать, переменять фронт и т.п. Кованая артиллерия изготовляется в 18 милях от Москвы на  Тульских железоделательных заводах, составляющих собственность датчанина Петра Марселиса".

Трудозатратную кованную артиллерию на заводе Марселиса вроде бы перестали делать в 1668 г. — тогда «памятью» из Пушкарского приказа П.Марселису велено делать "по 20-ти пушек кованых по обрасцу". Но тот докладывал в приказ, что "кованых де пушек сделать не мочно, что мастеровых людей у них таких нет, да и не прочны де кованые пушки пушки, а вместо кованых мочно сделать литых".


"Фиг. IV изображает размещение пушкарей и орудий во время въезда послов в стены Кремля; груди пушкарей были украшены вызолоченными щитами с изображением царского герба; такие же щиты были поставлены перед каждым орудием между пушкарей, что изображено на фиг.V."
Про щиты с двуглавыми орлами — аламы, я ранее писал тут

Осадные орудия и боеприпасы особо Пальмквиста не заинтересовали (они такие же, как и в Швеции), за исключением специфических гигантских ядрен-батонов мортир. Об их плюсах и минусах он описал под чертежами VI-IX.

"Фиг.VI изображает чертеж больших металлических мортир, калибром в 2 локтя, длиною 4 калибра, с камерой в два калибра. По значительной величине и тяжести этих орудий их употребляют без лафетов, врывая в землю, как показано на фиг. VII. Из этих мортир стреляют или огромными снарядами, или же окованными железом бочонками, которые наполняют то брандскугелями, то крупною картечью от 20-30 штук. Форму этой последней можно видеть на Фиг. VI. О разрушительном действии мортир можно судить по тому, что они, между прочим, выбрасывают около 4-х мер камней: величина обстрела простирается на несколько сот шагов, а пожар, производимый брандскугелями, почти невозможно потушить".

Действительно, в приказных документах говорится о неких 13-пудовых «верховых пушках» в 1668/69 гг. Однако непонятно, где их стрельбу мог видеть Пальмквист? — на полигоне в Ваганькове испытывали 2-3-пудовые мортиры и полковые пищали, данных об испытаниях гигантских гаубиц нет. Очевидно, шведский шпион имел возможность изучить ствол, а остальное узнал от какого-то информатора.

"Фиг. VIII и IX изображают в профиль степень углубления мортир, стреляющих всегда под углом в 45 градусов, причем величину заряда соображают с величиной дистанции. Несмотря на поражающий эффект, производимый выстрелом, эти мортиры неудобны при заряжании, неповоротливы и совершенно лишены подвижности, так что их доставляют на театр военных действий только водным путем, на особых плотах и в таком, конечно, случае, если этим путем можно воспользоваться".
В строении этих гигантских мортир нет ничего особенного — стрельба тучей ядер по площадям была распространена — когда на бошку падает «горох» размером с кулак и более (а в нашем случае — горящие брандскугели) — приятного мало. Для иллюстрации рисунок из итальянской рукописи XVII в. из Библиотеки Конгресса:

Но в нашем случае ставка сделана на большой калибр. Конечно, как Пальмквист и указывал, были проблемы с доставкой — но разве диких московитов это когда-нибудь пугало? Вспомним, что в 1563 г. для осады Полоцка подвезли такие бомбарды, которые сравняли стены и укрепления крепости с землёй, «пот экономит кровь».

0
Реклама

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.