Математическая модель исторического развития общества

В предыдущей работе

http://mreen.org/NikolayBurlankov/istoriya-rusi-i-shvecii-do-ryurika-i-vikingov.html

я уже писал, что «структурной единицей человеческого общества» может считаться коллектив. Коллективу для своего существования необходимо решать много задач, которые, однако, можно разделить на три большие группы:

1)      Задачи сиюминутного выживания (что есть, что пить, как спасаться от холода)

2)      Задачи противостояния агрессивной среде (соседям, хищникам, пожарам, изменениям климата и т.д.)


3)      Задачи долгосрочного выживания (как не съесть все, чтобы было, что есть детям; как воспитывать детей, чтобы они не умерли с голоду; и т.д.)

По-другому, это можно определить с точки зрения системного анализа как задачи взаимодействия с «подсистемами» (более мелкими частями большой системы), взаимодействия с «равными системами», и взаимодействия с «надсистемой», с той системой, в которую включается и данное общество (и которая не должна погибнуть, ибо это приведет и к гибели самой системы).

Любое общество В ЦЕЛОМ должно решать эти задачи, чтобы обеспечивать себе долгосрочное выживание  — и как можно видеть, часто эти задачи входят в противоречие (с одной стороны, надо есть – с другой, не съесть все, чтобы «осталось на будущее»).

Общество, зажатое на отдельном острове, заброшенное в тайге, отделенное горами или океанами, или космическим пространством – то общество, в котором коллективы поддерживают и дополняют друг друга в данных вопросах, может считаться единым и так или иначе должно эти вопросы решать.

Дальше, каждый «коллектив» может решать все вопросы самостоятельно – а может «за других». То есть, разделяя задачи между разными коллективами. В первом случае имеем много самодостаточных одинаковых сообществ – племен, — во втором — некое сложное общество.

Как считается (и, видимо, это так и есть) – первыми выделяются именно коллективы, заботящиеся о «долгосрочном выживании». Именно они объявляют «заповедные рощи» (неприкосновенный запас), вводят «посты» (дабы уменьшить потребление), и многое другое, необходимое именно для долгосрочного выживания. Это коллективы жрецов. Возможно, когда-то давно их не было, и это привело к исчезновению мамонтов (съеденных охотниками без остатка), и других видов существ, после чего оставшимся пришлось как-то задуматься о сохранении будущего.

Вокруг жрецов – создающих некий  «общий запас», некие общие правила – образуется уже более сложная структура, способная концентрировать некоторые усилия не просто на сиюминутное выживание, но и на освоение чего-то нового. Видимо, именно жрецы занимались (как это зафиксировано и поздними свидетельствами) – получением новых сортов злаков, выведением новых пород скота, наблюдениями за звездами, сохранением и накоплением знаний о травах, о болезнях, о  лечении и т.д. (и сейчас у шаманов Сибири есть  «общий съезд» — где их «коллектив» собирается и делится опытом).

Такое общество можно назвать народом – у него общие традиции, передаваемые из поколения в поколение и поддерживаемое общим коллективом – жреческим; общая мифология (передаваемая тем же коллективом), общие способы выживания и навыки технологические. И, естественно, у него вырабатывается общий язык, теперь выходящий за рамки одного племени.

Сообщество растет (в силу концентрации усилий и отсутствия противостояния между отдельными частями, связанными на «первом уровне», высшем), и может вступить во взаимодействие с другими такими же сообществами, организованными вокруг других жрецов, принявшими другой способ взаимодействия с «надсистемой» и как следствие являющимися «конкурентами» с данным.

В таком случае противостояние как правило приводит к военному столкновению (каждое сообщество самодостаточно,  и другое аналогичное сообщество скорее мешает). Противостояние продолжается, пока структура общества не поменяется и каким-либо образом противостоящие общества не объединятся – или одно не будет уничтожено (а отдельные члены его коллективов войдут в состав победителей уже как члены семей или даже «домашние рабы»).

 

Как может измениться структура?

Ну, прежде всего, если усиливается противостояние – возникает выделенный военный коллектив. Сперва просто как «дозорные», постоянно несущие стражу – постепенно они становятся и участниками набегов на соседей, а потом и закрепляют свое положение, возможно, и по наследству. Но именно необходимость постоянного противостояния с соседями и может привести к выделению и закреплению постоянного «военного коллектива». Который это общество будет содержать (и который будет гораздо меньше вовлечен в повседневную деятельность).

Правда, если свой военный коллектив не справится со своей задачей и будет разбит и уничтожен («местная клановая знать»), то оставшиеся «общинники» вполне могут признать и «власть» (уже можно говорить о власти) нового военного коллектива, победителей.

 

Если два жреческих коллектива смогут объединиться – такое общество будет сравнительно устойчиво. Видимо, именно так формировались классические языческие пантеоны богов: одно племя или народ, разбив другой, включал его богов на  «более низких ступенях», а вместе с ними – и его служителей, но при этом, получался некоторый «общий культ», общие боги, и происходило объединение общества. Иногда такого не случалось – проигравшие пытались отделиться, иногда успешно, иногда они истреблялись почти полностью…

 

Объединенный военный коллектив, контролирующий уже значительное количество «общинников», может концентрировать у себя и «излишки», получаемые и как «плату за охрану» (дань), и как добычу в набегах. С этими излишками надо что-то делать (особенно если их нельзя копить)  – и вот теперь могут появиться и выделенные торговцы, ибо есть, чем торговать. До того торговля – меновая, и только случайными товарами. Нет людей, которые могли бы себе позволить заниматься только этим (если не хватает еды, племя не будет ждать торговца, который бы им ее привез, а займется охотой, собирательством, вплоть до людоедства). До того может иметь место обмен — но либо временный, либо чисто на уровне: «Я тебе помог — теперь ты мне помоги». Внутри одного племени торговля почти невозможна, там или «берут попользоваться», или просто дарят — то, что делают не для себя.

 

С точки зрения всего общества, торговля – это «дополнительный источник ресурсов», который использует в качестве «природы» не лес, землю или воду, а соседнее племя/народ/государство. То есть, создает некоторую «устойчивость» своему народу/государству на случай голода и т.д.

С выделением торговли может появиться и выделенное ремесло (ремесло не может отделиться, пока ремесленника некому кормить), тоже концентрирующееся поначалу вокруг «военного коллектива», а затем – вокруг самих торговцев.

Если военный коллектив, расширяя свое влияние, достигает «пределов управляемости» лично (т.е., сам уже не может контролировать все подчиненные ему «общины») – наступает предел расширения, дальнейшие завоевания «отваливаются». Опять необходима структурная переделка общества, чтобы оно могло концентрировать силы и средства с новых членов. Нужен выделенный коллектив, который занимается исключительно внутренним взаимодействием между отдельными коллективами в сообществе. Такой коллектив иногда появляется – госаппарат – иногда нет, и тогда сообщество «разваливается» на отдельные «города-государства», где есть свой князь, свои жрецы, свои торговцы и ремесленники, свои контролируемые «общинники» — но нет координирующего аппарата.

Как правило, любой выделенный коллектив вырастает из отдельных людей, занимающихся этой функцией в рамках старого коллектива. Так, у военных могут появиться «управляющие» их хозяйством в их отсутствие; при росте хозяйства растет и число управляющих. Если они выделяются в некий «общий коллектив», который не просто управляет хозяйством князя – но занимается именно взаимодействием разных частей общества между собой. В том числе, следит за общими для всех правилами игры (устанавливаемыми в данном случае «правящим коллективом». Какой коллектив будет «правящим», зависит от миллиона условий).

После этого усложнения может появиться и еще один тип коллективов. Тоже не отвечающий ни за какое внешнее взаимодействие общества, а только выполняющий то, что ему скажут. Это рабы, рабские коллективы. Это и каторжане, и пленники, и отдельные «холопы» (но отдельные холопы не составляют коллектива), и целые «поселения рабов».

Дальнейшего усложнения структур общества в истории пока не наблюдалось. Наблюдалось только упрощение (например, исчезновение выделенных военных или торговых коллективов, или рабов). Менялись взаимоотношения между коллективами. Ясно, что чем больше других коллективов завязано на деятельность данного – тем больше его влияние в обществе. Если, скажем, «все враги разбиты», или нет в обозримом окружении врагов – влияние военного коллектива падает, зато за счет интенсивной внутренней торговли растет влияние коллектива торгового. Торговый может свергнуть военный, отстранив его от власти (такое видим в Афинах – «изгнание тиранов», в Новгороде – «изгнание варягов», — в Англии – Буржуазная революция, -во Франции – она же). Госаппарат может свергнуть военный коллектив, отстранив его от власти – это большинство «смут», в итоге которых устанавливался Абсолютизм – это и Гугенотские войны во Франции, и война Алых и Белых роз в Англии, и Смута в России, и гражданская война в Китае в 7-м веке, и гражданская война в Персии после смерти Камбиза, и много еще когда и где). Однако все эти изменения внутри общества (какие именно коллективы у власти) – не сильно меняют структуру общества, если члены проигравшего коллектива не уничтожаются полностью (как это было в России, где «выделенный военный коллектив» был практически уничтожен в ходе революции и Гражданской войны, и пришлось создавать его заново).

 

Таким образом, с подобными допущениями можно попытаться построить «математическую модель общества».

 

  1. Объектом моделирования будет «самодостаточная структура коллективов». То есть, такая структура, состоящая из отдельных коллективов, которая может существовать дольше одного поколения (т.е., ее человеческий состав полностью поменяется) без изменения собственной структуры (без появления новых коллективов или исчезновения старых). Причем в структуру включены только те коллективы, взаимодействие между которыми «существенно» (т.е., все «необходимые и достаточные коллективы). Каждый коллектив какие-то задачи решает сам, какие-то – либо получает «решения» от других, либо сам решает за других.

Соответственно, параметры коллектива: численность, чем занимается для себя, с какими коллективами (другими) связан и что дает им и что получает от них  - в терминах, описанных выше: защиту, «предметы необходимости», «информацию для долгосрочного выживания». Т.е., коллективы могут обмениваться «людьми» (членами), товарами, услугами и информацией – для планирования и выживания.

  1.  Минимальным коллективом, способным к самовоспроизведению, является племя. Ограничение на численность племени «снизу» -  16 родов. При меньшем числе будет наблюдаться вырождение через несколько поколений. Ограничение на один коллектив «сверху» — одна-две сотни семей (родов), при большем составе единый коллектив неизбежно будет разбиваться на какие-то меньшие, практически самодостаточные, коллективы. Взаимодействие членов семей «в обход глав» не учитываем, как более слабые (к слову, когда жены стали работать, семьи стали чаще разваливаться, ибо супруги становились членами РАЗНЫХ коллективов)
  2.  Каждый коллектив характеризуется гораздо более тесным общением людей внутри него, чем с другими людьми, не входящими в коллектив. Внутри коллектива вырабатывается своя специфическая культура, свой язык, свои традиции, некоторая «среда», помогающая выполнять социальную функцию данного коллектива. Все это обеспечивает сохранение коллектива даже при смене его состава (постепенной). То есть, коллектив можно представить в нашем моделировании «точкой», опирающейся на некоторое «пространство» (или на другие коллективы, в которых, в итоге, какие-то опираются на «землю» непосредственно, на людские ресурсы)
  3.  Количество коллективов, которые могут общаться друг с другом непосредственно, расстояние, на котором они могут друг от друга находиться, и численность самих коллективов, определяется развитием транспорта и средств связи. Но сами функции, выполняемые коллективом, от технического уровня практически не зависят. То есть, можно выделить «производящие (общинные) коллективы», от которых зависит транспорт в данном сообществе (и связь), но в целом для общества «развитие транспорта и связи» можно оценить некоторыми общими параметрами (дальность, скорость? От этого будет зависеть скорость обмена информацией, товарами и людьми)
  4.  Число коллективов, выполняющих сходные функции (или одни и те же)  — это горизонтальное усложнение структуры. Под сложностью общества мы будем понимать «вертикальную структуру», то есть, разные типы коллективов, описанные выше. Кроме того, можно ввести иерархию  уровней – какой коллектив сейчас имеет «наибольшее влияние».  Деление примерно совпадает с делением по сословиям, но в каждый коллектив могут входить представители разных сословий (так, охрана Папы Римского входит в коллектив жрецов, по происхождению относясь к сословию дворянскому). Коллектив  — это некоторое реальное объединение людей (группа «соратников», военный отряд, команда корабля и т.д.), выполняющий реальную функцию, тогда как сословие – понятие юридическое.
  5. Но поскольку именно коллектив является «функциональной единицей общества», мы можем не рассматривать каждого человека в отдельности, а рассматривать просто коллектив переменной численности. «Свобода воли» человека проявляется в том, что он может менять коллективы, к которым относится, и даже создавать свои собственные, совершенно новые. При этом история самих коллективов оказывается куда более детерминированной и поддающейся моделированию.

Компьютерной модели пока не создал, но есть некоторые наброски для «выделения новых типов» (ибо надо еще ввести правило, как происходит «усложнение структуры»).

 

Появление первого, «духовного» коллектива достаточно самопроизвольно. Это «старейшины», старцы, просто состарившиеся люди, которые несут опыт предков, но уже не участвуют активно в жизни племени. Они могут постепенно выделяться в особый коллектив, причем этот коллектив может стать общим для нескольких племен (связанных родственно или просто местом обитания).  Или же племя, увеличиваясь в размерах, отделяет от себя «производные племена», но само становится «жреческим коллективом».

Формула: Племена-> Жрецы+Племена (народ).

Получается простейшее усложнение структуры общества — два уровня.

 

Военный коллектив тоже может расти, чисто военным образом подчиняя себе другие аналогичные коллективы или уничтожая их. Связи между военными коллективами — исключительно на основе «присяги», «честного слова». Это способствует выработке определенного поведения (не держащие своего слова вряд ли могут стать чьими-то вассалами, таких скорее  уничтожат, чем подчинят).

 

Т.е., чтобы выделился специализированный коллектив защитников, необходимы следующие условия: желание «подраться», готовность рисковать своей жизнью — и некоторая духовность, которая направит это желание из простого грабежа или драки в защиту собственного общества. Можно записать формулу: Жрецы+Разбойники — > Воины (+Жрецы). Т.е., разбойники (живущие грабежом – пусть и чужих земель) под влиянием жрецов могут трансформироваться в Воинов — князей, бояр, богатырей и т.д. Может и пришлая банда, если жрецы с ней договорятся, взяться охранять территорию данного народа. Возможно  и обратное: «лишенные своего общества», военные коллективы превращаются в разбойников.

 

Торговля возникает между разными коллективами, причем коллективами обособленными, живущими в разных условиях и потому имеющие разные «избытки» (никто не будет торговать яблоками, если у всех сейчас урожай яблок). Потребность в торговле испытывают воины (грабящие других и обменивающие добычу у своих на что-то, нужное им), ремесленники, да и сами жрецы. Но до появления выделенных воинов, поддерживающих порядок на какой-то территории,  торговцы как обособленный коллектив («гильдия») так же не могут появиться, скорее всего, их функции будут нести в себе или сами воины (кто рискнет отправиться к чужакам с товаром?), или их слуги под их охраной. Когда появляется военная власть, следящая за применением военной силы на подвластной ей территории, уже нет необходимости каждому вооружаться и владеть оружием, и тогда торговцы могут процветать.

Т.о. торговцы появляются при условии наличия тех, кто сосредотачивает в своих руках избытки, не нужные в повседневной жизни:

Торговцы = разбойники + жрецы + воины ( + крестьяне  как необходимое условие).

 

Ремесленники, могут  появляться при храмах, как рабы, которых жрецы учат каким-то своим премудростям (найденным ими), своим технологиям. Именно так ремесленники выделяются от крестьян. Сами жрецы могут стать ремесленниками (ср. ирландские саги — бог Луг предстает как знаток всех ремесел). Крестьяне — вряд ли непосредственно сами забросят свой труд по добыванию еды и займутся исключительно ремеслом, тут должна быть уже налажена некоторая структура до того — во-первых, дело должно быть известно, во-вторых, востребовано другими.

 

Рабы появляются с появлением разбойников (угоняющих селян), военной силы (воинов), обеспечивающих подавление сопротивления рабов, и селян, готовых кормить.

Т.о., рабы = селяне (+разбойники + воины) (вместо селян могут быть и жрецы, и ремесленники, и сами воины и разбойники). До определенного уровня концентрации (по крайней мере, до появления выделенного военного коллектива — пленники будут уничтожаться)

 Чиновники, административный аппарат, тоже появляется из соединения рабов и жрецов. Жрецы, как хранители знаний, развивают и поддерживают письменность. Эта письменность может быть применена и в хозяйстве князей (воинов). Обучить ей могут слуг/рабов. Позднее на этой базе вырастают отдельные коллективы, занимающиеся ведением общего хозяйства (государства)

 Есть еще один вид занятий, существовавший с древности —  это слуги, батраки, подмастерья  —  работники по найму, которые имеют право менять хозяина, в отличие от раба — но тоже должны делать то, что скажет наниматель. Т.е., это не самостоятельные ни хозяйственные, ни военные единицы (они могут чем-то владеть, но сами ничего не производят, и даже сами себя прокормить не могут).  Сравните их положение с положением большинства населения сегодня. Однако они никогда не образовывали отдельных коллективов, входя в какие-то из уже существующих: производящих (крестьяне и ремесленники), торговых, военных, жреческих или управляющих

Кто сегодня жрецы — ответ зависит от общества, к которому человек относится. В Мусульманском обществе роль жрецов сохранили мусульманские священники. В Западном обществе роль жрецов выполняют «финансисты». В Советском союзе это была Партия — служитель Коммунизма. 

-1
x
Наминусовали на 1
Реклама
NikolayBurlankov
В одной из веток мне подали идею «соединить математику и историю».
Разумеется, наброски предварительные, так что критика приветствуется.
Alena
  • Alena
  • 08 февраля 2013, 23:20
  • 0
Николай, а как Ваша модель общества может быть применена к обществам современности? Очевидно, что современные общества существенно отличаются от обществ, в которых были князья, жрецы и рабы, хотя бы своей растущей атомизацией человека — «кирпичика» этого общества.
NikolayBurlankov
Alena: Как ни странно, тоже может. И все комбинации «уровней типов коллективов» присутствуют и сейчас.
Любопытно, что «социализм» — это общество, где есть жрецы, разумеется, «производители» — и «госаппарат», аппарат управления (рабы — по выбору). Такими обществами получаются Египет на некоторых этапах, Китай опять же иногда, Парагвай с «государством иезуитов» и СССР.
Я выделяю семь основных «комбинаций», возможны и промежуточные. Это племя (один коллектив), жрецы (выделенные жрецы и племена вокруг них), дружина (жрецы, дружины и племена вокруг них), город-государство (жрецы, дружина, торговцы вокруг них и племена еще вокруг них), феодальное государство (жрецы, много дружин, много торговцев и «племен», вернее, общин), империя (плюс госаппарат), торговая империя (минус выделенный военный уровень — армия «наемная», переходит в разряд «торговых коллективов»), торговая республика (минус еще и госаппарат, его функции тоже переходит в разряд «торговых коллективов», продавая свои услуги).
Современные сообщества явно относятся: Европа — набор торговых республик (со слабо выраженной «торговой империей» в лице Германии), Турция и Россия — торговые империи (достаточно явно выраженные), США — империя (там очень интересная комбинация: там жреческий уровень завязан на «религию денег» — вернее, на одну из разновидностей протестантизма, так что кажется, что там у власти торговли, но на самом деле это религия такая :), с очень мощным влиянием государства и «жреческого уровня» в лице, соответственно, финансистов), есть много феодальных государств, особенно в Африке и Азии (что неудивительно — колонии возвращаются после освобождения в тот период, с которого утратили независимость, попав в «более сложное сообщество»), есть «города-государства» типа Катара, ну, и есть отдельные племена в виде обитателей островов Тихого океана, Сибири или отдельных религиозных общин нашего севера или американского Запада.
Так что как раз потому, что все они наблюдаемы сейчас, я их и выделил в историческом разрезе.
NikolayBurlankov
Alena: С современностью есть некоторая еще проблема, как выделить «самодостаточное сообщество». То есть, мы должны разделить «коллективы» так, чтобы между ними связи были случайные и несущественные. При СССР там было два больших самодостаточных Сообщества — страны СЭВ и НАТО. У них была разная «религия» (у нас — коммунизм, у них — «религия денег», изученная Марксом в «Капитале», а описанная еще Христом: «Не можете служить Богу и маммоне» — то есть, капитал подразумевался тоже как некое божество, которому можно служить), разные военные системы, да и на торговом уровне связи были достаточно случайны (из ГДР или из Чехословакии у нас товары еще можно было найти, а вот дальше — уже с трудом). Ну, и был ряд образований помельче, которые лавировали между двумя главными и были сравнительно самодостаточны.
Сейчас Россия на религиозном уровне представляет из себя довольно жуткий конгломерат из «коллективов», опирающихся на православие, на мусульманство — и вошедших в «западное общество», то есть, принявших «религию денег».
Довольно странные отношения Китая с Европой. Если Китай и Европа разорвут торговые отношения — Китай останется самодостаточным, особо не пострадав (придется только слегка «перенаправить товарные потоки» своей продукции внутрь страны, создав — каким угодно способом — потребителей для нее; для Китая, не приверженного «религии денег», тут проблем нет, могут хоть просто ее раздавать за «службу императору», простите, КПК. А вот Европа резко рухнет по всем параметрам. Впрочем, как всякая торговая республика (которая может существовать между несколькими «производителями», благодаря чему поддерживает свою «самодостаточность», но если производитель один — самодостаточность теряется.
Американцы уже начали возвращать к себе производства из Китая, в их самодостаточности у меня сомнений не возникает.
NikolayBurlankov
Alena: Кажущаяся сложность современного общества есть следствие «длинных производственных» (а на самом деле, торговых) цепочек, в начале которой всегда стоит «коллектив нижнего уровня» (взаимодействия с природой — с ресурсами, добыча ресурсов — непосредственная команда буровой платформы, вышки и т. д., которые потом распределяются между другими опять «торговым коллективом» — фирмой по добыче нефти), а в конце, после долгих «перепродаж» — торговый коллектив, продающий конечный продукт потребителю, причем сам продукт — одного из перечисленных выше пяти видов: связь (обмен информацией — книги, газеты, телефон, радио, телевидение, интернет, сотовые), транспорт (обмен людьми и другими товарами), защита (все виды оружия, т.е, потребитель — «военные коллективы»), статусные вещи («амулеты» — все украшения, «дорогие вещи» и т.д.) и «предметы необходимые» (еда, одежда, жилье, тепло). Всякая торговая организация стремится в своих руках объединить все промежуточные звенья, чтобы у них были и добыча ресурсов, и продажа конечного продукта (возможно, разных продуктов), то есть, по сути, стать «классическим торговым коллективом», типа арабских купцов :))

Точно так же если дворянин/патриций/боярин, вместо службы в армии, занимается хозяйством и «снабжает общество» какой-то продукцией — то из коллектива военного он уходит и вместе со своими крепостными/рабами/холопами образует коллектив торговый.
NikolayBurlankov
Наибольшую проблему в модели для меня представляют «численные константы». Ну, скажем, одному человеку сколько-то надо всего «перво необходимого». То есть, потребность коллектива в этом пропорциональна числу людей в нем.
А вот скажем «потребность в защите» пропорциональна не числу людей -а числу угроз (силе противника, наличию шаек в округе, и т.д.), почему один военный коллектив и может контролировать сразу несколько общин — правда, тут вопрос в скорости его реагирования.
Интересно, что, видимо, именно поэтому «кочевые империи» застревали на дружинной стадии, не переходя к собственно империи (не развивая управляющего аппарата) — конная дружина в степи могла контролировать довольно значительную территорию самостоятельно, без посредников, то есть, потребности в «инфраструктуре» не возникало.
Еще более загадочны константы «жреческого уровня». Ну, все «культурные коллективы» тоже к нему относятся (даже скоморохи, запрещаемые церковью — были, на самом деле, «служителями языческих культов»). Наиболее четко это видно на примере Голливуда (где «качество фильма» как правило оценивается его кассовостью — т.е., «мерило религии денег»). То есть, один «культурный коллектив» может приходиться на несколько «производящих» — но на сколько? Чем это определяется? Пока не понятно.
Теоретически, жреческий уровень (коллектив) может быть вообще на весь мир один — видимо, эта возможность и привела к теории Мирового правительства. Интересно, что мировые религии появляются где-то раз в пятьсот лет (примерно, конечно). Где-то за 1,5 тыс. лет до н.э. появилась Книга Бытия; где-то за 1000 лет до н.э. — зороастризм (религия первой «мировой империи» — Персии), примерно за 500 лет до н.э. появляется Буддизм, на рубеже эр — соответственно, христианство; через пятьсот лет (чуть позже, но не сильно) — мусульманство; около 1000 года н.э. происходит отделение Католичества от православия (православие — наследие «древнего христианства», Католичество же самим своим названием претендует на Мировую религию: Католикос — Вселенская), а около 1500 — появление протестантизма, сейчас занимающего чуть ли не больше, чем Католичество («религия денег» — это одна из его разновидностей).
По логике, где-то сейчас должно появиться что-то новое (если не считать таковым коммунизм)
Подозреваю, что и все «древние языческие религии» — тоже, на самом деле, остатки более древних «мировых религий», чьи поклонники просто разошлись по миру отдельными племенами — а потом, встретившись, уже и не узнали старые свои верования, называя богов новыми именами…
Alena
NikolayBurlankov: в чем заключается математичность Вашей модели и в чем ее принципиальная новизна по сравнению с другими известными моделями? На основании чего (источников) Вам удалось построить свою теорию?
NikolayBurlankov
Alena: Честно говоря, других математических моделей общества я не встречал :))
Математичность заключается в том, что ее можно четко переложить на язык математики и дальше — загнать в программу, куда, подставляя внешние и граничные условия, проследить за развитием общества в конкретных параметрах (какие уровни есть в обществе, какую территорию оно занимает). Как я уже сказал, у меня проблемы в численных константах, но их, видимо, надо получать эмпирически…
Alena
NikolayBurlankov: что легло в основу Вашего открытия? На какие исследования Вы опирались? Какую литературу использовали?
NikolayBurlankov
Alena: Это вопрос сложный. В основе — ну, все, что я по истории знаю. «Всемирная история» в 12 томах 1969-72 гг. издания. Гумилев. Тойнби. Маркс с Энгельсом.
К слову, при некоторых приближениях данная теория легко переходит в теории вышеперечисленные (т.е., они являются «частными случаями» :)).
Ближе всего к данной теории — теория Мир-Системного анализа. Но я когда придумывал свою, с той был не знаком. И потом, у меня все равно «более общая» вещь: они рассматривают только экономический уровень.
Alena
NikolayBurlankov: что это за теория мирсистемного анализа?

Основа любой научный работы — это источники, на которые опирается исследователь.
NikolayBurlankov
Alena: Ну, все источники просто будет долго перечислять. Практически все русские летописи (ПСРЛ), сколько нашел — византийские и франкские хроники, археологические данные (опять же, сколько нашел), и т.д.
Теория мир-системного анализа — достаточно недавняя разработка, в противовес Марксу. Из классиков — Иммануил Валлерстайн, например. Вообще довольно интересно. Идея примерно та же, что у меня — рассматривают общество как «систему», но у них нет промежуточного звена, единицы общества — коллектива. Т.е., для моделирования она применима хуже.
Alena
NikolayBurlankov: думаю, что общество как систему, например, классов (слоев) и отношений между ними, рассматривают уже давно.
NikolayBurlankov
Alena: Классы — это несколько другое. Это юридическое понятие.
А я рассматриваю «реальную систему». Т.е., скажем, завод — это «производящий коллектив». Туда входит их «хозяин» (возможно, дворянин?), крепостные крестьяне (заводы эпохи Петра), мастера (возможно, иностранцы?) и т.д. Но завод как целое выполняет определенную функцию в обществе. Куда поставляет свою продукцию.
То же и, скажем, экипаж древнегреческого корабля: есть торговец-хозяин, есть свободный — капитан, есть рабы-гребцы…
Но опять же, целиком это — либо «торговый коллектив» (если перевозит товары), либо «военный коллектив» (военный корабль)
NikolayBurlankov: Николай, Вы изучали работы Льюиса Моргана «Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» и Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства»?
Касаемо Вашей схемы появления «воинов». Мне думается, что самое главное условие появления ВОИНОВ — это не желание подраться, помноженное на «некую духовность», как Вы пишете, а развитие экономики и появление ПРИБАВОЧНОГО ПРОДУКТА, который позволяет освободить часть молодых и храбрых общинников от хоз-работ, чтобы они сосредоточились на оттачивании своих боевых навыков. Собственно, согласно марксистской теории, появление прибавочного продукта и приводит к разделению общества на классы. И я пока не вижу оснований брать под сомнение эту тезу.
В первобытном же обществе — все мужчины есть воины с той или иной специализацией (совмещение военный и жреческих обязанностей).
NikolayBurlankov
AndreyKurkin: Читал.
Понимаете, само появление «прибавочного продукта» не есть некоторый стихийный процесс (тут Маркс был явно неправ). Натуральное хозяйство может существовать сколь угодно долго, если у него нет «внешнего потребителя». Крестьянин не будет вылавливать рыбы больше, чем сможет съесть, или засаживать поле больше, чем сможет съесть. Да и вообще переход к посевному земледелию мог произойти только при уже серьезной концентрации.
Но если есть внешняя угроза, то производитель может пожертвовать частью (данью князю, воину), чтобы сохранить целое (что просто ограбят, а самого убьют).
После чего уже может появиться «прибавочный продукт», но скапливаться он будет не у производителей — а у военных.
А «духовность» необходима — иначе те же военные вместо того чтобы удовольствоваться частью, заберут все.
Мужчины есть воины и жрецы только в ОЧЕНЬ первобытном обществе (племени). Уже сейчас в сохранившихся племенах шаманы — выделены. Что в Сибири, что в Амазонии.
Хотя воины — да, «общенародное ополчение» существует долго — весь жреческий период.
Но если угроза постоянная — появляется необходимость постоянного «дежурного», если хотите. Постоянного организатора. Да просто человека, который крикнет: «Стройся!» — и его послушают. Иначе племя ждет разорение и гибель. Кто не сумел так сорганизоваться — погиб.
Кто сумел — те перешли «на следующую ступень организации».
Alena
  • Alena
  • 09 февраля 2013, 14:04
  • 0
Николай, жрецов и священников нельзя соотносить как одно и то же — у них совершенно разные социальные функции. Жрецы в современном обществе присутствуют разве что у каких-нибудь племен в Африке.
NikolayBurlankov
Alena: Жрецы и священники как раз выполняют одни и те же социальные функции — в тех обществах, где они входят в «жреческий уровень». В нашем обществе просто церковь несколько утратила функцию «хранителя ценности», из-за того что мы вошли по этому уровню в Американское общество (и для нас теперь «жрецами» являются финансисты). Но до 18 века наша церковь и наше священство выполняло те же функции, что и жречество в Древнем Риме: давало благословения на начало войн или реформ (а тогда жрецы «гадали по птицам», но конкретный обряд не важен), предстояло перед властью за народ, учило народ (Церковно-приходские школы были задолго до Петра), и много чего еще, что и относится к задачам долгосрочного выживания общества.
Alena
  • Alena
  • 12 февраля 2013, 10:14
  • 0
Николай, какая практическая или научная польза от Вашей концепции? Т.е. что она дает научному сообществу? Как применима?
NikolayBurlankov
Alena: В первую очередь, возможность динамического моделирования развития.
Если правильно задать константы (а их можно получить из современного опыта, из социологии и др.), можно промоделировать практически любую ситуацию.
Alena
NikolayBurlankov: :) Николай, история — это совокупность действий человека, которые зачастую нелогичны и не поддаются моделированию. Можно лишь выявить общие закономерности развития общества и государства (и они уже выявлены), но предугадать ситуацию невозможно. Как можно промоделировать переворот или войну, эпидемию, изобретение и прочие важные исторические события? И как на практике это работает, Вы не могли бы привести пример этого моделирования и проверки его достоверности?
NikolayBurlankov
Alena: Нет :)
Действия ОДНОГО человека -нелогичны, непоследовательны и непрогнозируемы.
Действия коллектива — логичны, последовательны и подчиняются закономерностям. Если человек действует вопреки коллективу — он им изгоняется (и может перейти в другой, уйти в отшельники и т.д.). Кроме того, действия коллектива в целом гораздо меньше, это некая «выжимка» из действий его членов.
Например, военный отряд. Кто-то испугался, кто-то побежал — кто-то, наоборот, поднялся в атаку… Сказать, кто конкретно как себя поведет — невозможно.
Но отряд в целом либо выполнил поставленную задачу, либо не смог. Либо был разбит, либо уцелел. Вариантов очень немного, и они описываются количественно.
Alena
NikolayBurlankov: как Вы объясняете, например, дворцовые перевороты, убийства и начало войны — как это можно смоделировать? Как можно смоделировать Гитлера и все последующие события?
NikolayBurlankov
Alena: Вот это как раз очень хорошо реализуется.
Дворцовый переворот — нужно наличие «двух коллективов» в рамках одного «правящего класса». Две группировки. Если у нас система, в которой власть — в руках военного коллектива (вернее, военного сословия) — то есть, в терминах модели, на «военные коллективы» завязано большинство других коллективов — то два таких коллектива легко могут начать конкурировать. Если у них есть общий «управляющий аппарат» — будет дворцовый переворот. Если общего управляющего аппарата нет — будет междоусобица (поделятся и будут воевать).
Начало войны — всегда столкновение двух «самодостаточных систем». У которых свои жреческие, военные и экономические уровни. Либо за ресурсы (на третьем уровне), либо за «жизненное пространство» (первый и второй уровни).
Заканчивается либо истреблением с одной стороны военного коллектива (как было в Германии в 1941 году), либо истреблением жречества и включением в свою систему (как кончилась «холодная война» в 1991 году).
Конкретно Гитлера смоделировать, разумеется, не получится (фамилия Гитлер — не самая распространенная в Австрии или Германии), но вот саму смену идеологии и попытки — вообще говоря, самодостаточного на экономическом и жреческом уровне — общества добиться и военной самодостаточности с последующей экспансией — вполне моделируемы.
Alena
  • Alena
  • 12 февраля 2013, 10:15
  • 0
Николай, а мне кажется, что торговцы появляются просто потому, что человеку нужно во что-то одеваться и что-то есть.
NikolayBurlankov
Alena: Для того чтобы человеку во что-то одеваться и что-то есть — нужны не торговцы, а крестьяне. Крестьяне еще в 19 веке сами шили себе одежду, делали даже ткани сами, а уж пахали, ловили рыбу и охотились — точно сами.
Торговцы нужны только для «сплавления избытков» тем, у кого эти избытки завелись.
То есть, они появляются только после некоторой концентрации.
Alena
NikolayBurlankov: торговцы не всегда были крестьянами, но и ремесленниками, грубо говоря, пролетариями.
NikolayBurlankov
Alena: Торговцы? Ремесленниками?
Не слышал о таком.
Ремесленник не может без торговца, ибо не выживет. Вернее, так — он может, но не будет «отделен от крестьянства». Будет один кузнец в деревне (где кузнец еще будет держать и свой огород, и даже, может, в поле пахать) — но не будет «ремесленного коллектива» (цех в средние века), где возможен обмен опытом, накопление знаний, выработка правил «продажи продукции», контроля за качеством и т.д.
И такой «выделенный коллектив» ремесленников (хотя бы «коллектив ремесленников, обслуживающий конкретного дворянина, князя и т.д.) невозможен уже без „постоянного снабжения“, чем занимаются либо крестьяне напрямую (вернее, князь, делящийся оброком, данью), либо торговцы.
Alena
NikolayBurlankov: кузнецы были только в деревнях? В городах их совсем не было? Правильно ли я поняла, Вы отстаиваете идею принципиальной разделенности деятельности ремесленника и торговца? Т.е. ремесленник вообще никак не мог быть торговцем? Про купцов все понятно.
NikolayBurlankov
Alena: Я как раз пытаюсь смоделировать сам процесс формирования городов.
Они всегда (всегда! Начиная с древних Микен или культуры 15 тыс. лет назад, найденной на территории Турции) формировались на базе некоторого Военного коллектива, обеспечивающего защиту и порядок. И создающего концентрацию запасов (и их охрану). Только вокруг этого появляются ремесленники, торговцы и т.д.
Строго говоря, я принципиально не разделяю ремесленника, торговца или крестьянина — они все обеспечивают свое общество «на нижнем уровне», на уровне ежедневного выживания. Торговцев приходится выделять, ибо они связывают между собой РАЗНЫЕ самодостаточные коллективы, осуществляя некоторую «избыточность»., придавая обществу устойчивость — и как следствие, позволяя сделать некоторое действие, которое в условиях простой самодостаточности сделать не удастся.
NikolayBurlankov
Как я уже говорил, по сути, вопрос власти в обществе — это на какой коллектив больше всего завязано других. Военный коллектив охраняет большое число «производящих коллективов», и потому с появлением выделенных военных коллективов власть как правило переходит к ним.
Но с появлением чиновничьего аппарата, госаппарата, управленческого — все завязывается на них, и власть (иногда после смуты) почти неминуемо переходит к нему. У него есть только одна проблема — завязанный на всех, он совершенно не умеет сам принимать решения. Это, так сказать, его «природное свойство». Он создается часто из бывших рабов и холопов, туда попадают люди, прекрасные исполнители — но желательно начисто лишенные собственного честолюбия. Ежели такие встречаются — они или «ликвидируются», или сами уходят — на окраины и т.д.
Так вот, для того, чтобы управляющий аппарат мог как-то управлять обществом, ему необходим другой коллектив, который будет ему отдавать приказы. Руководящий коллектив.
Проводя аналогии с человеческим организмом, управляющий аппарат как спинной мозг — прекрасно передает сигналы всем органам, но не умеет их сам генерить (по крайней мере, выступать инициатором). И общество «без головы» быстро загнется: аппарат, предоставленный сам себе, будет заботиться только о собственном выживании, а потому будет коррупция, бюрократия и прочие «прелести».
И получается, что все завязаны на него — а он завязан на один-единственный, часто небольшой, коллектив, который им и управляет. Именно после создания такого «управляющего аппарата» в стране устанавливается абсолютизм, в любой — от Египта, Китая и Персии до Франции, Англии и России.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.