Бирка

текст составлен Ворониным П.С. на основе работ П. Сойера, и Х. Арбманна. Перевод с немецкого работы ведущего исследователя и систематизатора знаний по археологии Бирки Хольгера Арбмана выполнен Т.Траксель по заказу КИР «Северный ветер».

Локализация

Город Бирка находился на северо-западе острова Бьёркё на озере Меларен, примерно в 30 км к западу от Стокгольма. Бьёрке – один из островов озера Меларен, который расположен в Средней Швеции на границе между Уппландом и Сёдерманландом, между двумя фолькландами – Фьедрундаландом и Аттундаландом, а также между четырьмя херадами – Ферентуной, Трьогдом, Селебу и Свартльоса. В настоящее время остров имеет в длину – 3,7 км и ширину 1,5 км и фактически разделён на две части (южную и северную), который во времена викингов представляли собой два отдельных острова – Бьйорко (Bjorko) и Гронсо (Gronso). Грунт острова преимущественно чернозем, иногда попадаются глина и песок. Северо – западная часть Бьёркё наиболее приподнята и увеличена, поскольку является местом выхода скальных пород.

Источники

Есть два довольно полных ее описания сочинение Римберта «Житие св. Ансгария» (около 875) и труд Адама Бременского (1070 год), который, впрочем, не был в Скандинавии и полагался на сообщения Римберта. В книге Римберта о житии Ансгария содержится подробное описание этого города, который посещали многие миссионеры и оставались в нем на более или менее продолжительное время. Сам Ансгарий приехал сюда снова в 852 году.

История изучения

Археологические исследования острова были начаты уже в конце ХVІІ века в связи с публикацией Ю. Хадорфом древнейшего в Швеции городского кодекса законов «Права Бирки» («Bjarkoratten»). Дело в том, что ещё 1530-х годах О. Петри отметил, что именно благодаря Бирке другие города получили свои законы, которые называли «Законами Бирки» [Arbman, 1939, s.42]. В 1579 г. Д. Веллеюс утверждал, что Бирка располагалась на территории Дании, а это в свою очередь сопровождалось долгой дискуссией касательно её локализации и стало основной темой диссертаций, которые защищались на протяжении ХVІІІ — начало ХХ в. (Ю. Мемер, Е. Йотлин, У. Вальквист и Е. Вессен) [Holmquist Olausson 1993, p.13]. Ограниченность источников этих дискуссий начала проявляться очень скоро, т.к. все исследователи использовали только сведения Римберта и Адама Бременского.
Первые большие раскопки могильника Бирки происходили на протяжении 1825 1827 гг., когда О. Сетон раскопал 13 захоронений в Хемландене. Начиная с 1880-х годов, город стали тщательно изучать, одним из первых археологов, работавших здесь, стал шведский ученый Яльмар Стольпе. Затем были исследованы крепостные сооружения и причалы, За исключением небольших сообщений, [Stolpe, 1872; 1873; Halstrum, 1913], практически до 1940-х гг. огромный материал о Бирке был не опубликован. В 1940-1943 гг. Х.Арбман подготовил капитальную публикацию материалов раскопок могильника (около 1200 курганов) [Arbman, 1940; 1943]. В 1930-х гг. Арбман провел небольшие археологические исследования в могильнике Хемланден и вблизи Борга, которые лишь частично опубликовал [Arbman, 1939]. Исследования «Черной земли» возобновились лишь в 1969 г. и на протяжении 1990-1995 гг. были проведены под руководством Б. Амброзиани [Ambrosiani, 1973; 1992]. При этом были найдены дома, а также множество предметов, в том числе, заморского происхождения. Были обнаружены и следы деятельности мастеров-ремесленников. С 1989 г. укрепления Бирки начала исследовать Л. Хольмквист Олауссон [Holmquist Olausson, 1993].
Сейчас археологический комплекс Бирки состоит из поселения, городища (Борг), т.н. «гарнизона» и семи курганных могильников.

История возникновения

Точную дату возникновения города определить сложно. Считается, что Бирка появилась в районе 780-830 годов. Когда около 830 года о ней впервые было упомянуто в связи с миссией Ансгария это был уже процветающий город. Б. Амброзиани предполагает возможным допустить перенесение основных функций от Хельгё к Бирке, от Бирки к Сигтуне, от Сигтуны к Стокгольму.
До основания Бирки на соседнем острове Хельгё, расположенном примерно в 11 км от Бирки, существовал другой торговый центр Лилле, обнаруженный впервые в 50-х годах XX в. Эта фактория датируется VII-VIII вв., хотя поселение на острове восходит к еще более раннему времени. Возможно он был связан с какой-то большой усадьбой. В этих местах было обнаружено множество богатых захоронений, что свидетельствует о том, что люди здесь издавна жили в большом достатке. В таких погребениях, как Вендель и Валсгарде, было захоронено несколько поколений хёвдингов. Они захоронены с большой пышностью в кораблях и ладьях. Богатство здешних обитателей, по всей вероятности, базировалось на торговле железом, пушниной и шкурами, поступавшими сюда с севера. Так же было и в Бирке.
На месте, где находился Лилле, наряду с арабскими монетами найдены осколки стеклянных изделий, привезенных из Франкского государства, епископский посох ирландского производства, золотые бляшки скандинавского происхождения с изображением целующейся пары и даже маленькая бронзовая статуэтка Будды. Также на Хельгё было развито и свое ремесло. Здесь производили плавку железа, обрабатывали металл (найдены орудия труда, множество железных и бронзовых замков с ключами), изготовлялись стеклянные бусы.
По-видимому, в конце VIII или начале IX в. основной центр торговли был перенесен из этого пункта в Бирку, в которой сконцентрировались связи с арабским Востоком, шедшие по волжскому пути. В то же время, Бирка была связанной удобными речными путями и со многими пунктами в Средней Швеции, а морем с северными ее районами, а также с Хедебю, островом Готланд и южным побережьем Балтики.
Примерно в 975 году жители покинули Бирку, и с этого времени исчезают всякие признаки существования здесь города. Но зато появляются сведения о Сигтуне. Этот город находился несколько севернее Бирки, на пути в Упсалу, и был тесно связан с королем. Около 1000-го года здесь чеканились монеты, и на них даже было выгравировано место чеканки.

Бирка и конунги. Социальная структура Бирки.

Европейские священники воспринимали Бирку как главный порт шведского королевства, portus regni, vicus. В жизнеописании Ансгария, говорится, что население ее состоит из купцов. Город находился в зависимости от шведского конунга, имевшего в нем своего представителя. По свидетельству Римберта город имел свой тинг.
Как считают исследователи, на протяжении 830 850 гг. в Бирке было четыре короля: первый Бьёрн, второй кроль, имя которого неизвестно, но который отсутствовал во время осады Бирки по описанию Римберта, третий Анунд и последний Олав. В связи с упоминанием королей стал вопрос про их резиденцию. Начиная с трудов Б. Нермана, место королевского двора размещалось на острове Адельсё, расположенного недалеко от Бирки. Б. Аррениус допустила, что памятники Адельсё и Бирки представляют собой единое целое  [Arrhenius, 1993]. По ее мнению, особенно отчетливой была общность торговой территории зимой, когда открывался сезон торговли шкурами, а пролив, разъединяющий два острова, замерзал. Не случайно Бирка была избрана и центром новых идеологических функций, здесь началась первая проповедь христианства в Швеции.
Что же представляют собой археологические памятники Хо(у)вгодена (Hovgеrden) места расположения королевской резиденции? В месте расположения королевского двора на Адельсё строят гавань, в направлении которой вытянуто плато с террасами, на одной из которых в XIII в. был сооружен королевский дворец [Rydh, 1936]. На запад цепью расположены большие курганы, один из которых называется Скопинтулль (Skopinntull). Под курганом найдены остатки захоронения по способу кремации. Большое количество заклепок позволяет допустить, что сожжение было произведено в лодке. В захоронении найдено ожерелье, пряжка с поясными накладками, фрагменты фибулы, наконечника копья, скрамасакса, гребня и накладки от конской узды. Курган датируется концом  IX началом X в. Большой могильник в Хо(у)вгодене существовал на протяжении долгого периода. Рядом с захоронениями железного века найдены комплексы захоронений, датированные временем переселения народов, Вендельским периодом и эпохой викингов. Собственно говоря, большой курган Скопинтулль до недавнего времени был единственным предлогом для локализации королевского двора на Адельсё. Дело в том, что согласно «Саге об Инглингах» королевская резиденция располагалась в Упсале и старой Сигтуне (Fornsigtuna). Каменный дворец был сооружен в Хо(у)вгодене лишь в 1200-х годах сыновьями ярла Биргера Вальдемаром и Магнусом. Попытка обосновать существование королевского двора на Адельсё во времена викингов была сделана не так давно А. Карлссоном. В 1991-1994 гг. на территории Хо(у)вгодена были проведены археологические исследования, которые выявили культурный слой с древностями, характерными Бирке. А. Карлссон обратил внимание, что топография памяток Хувгордена очень точно копирует топографию королевских дворов в Упсале и старой Сигтуне. Кроме того, обращает внимание, что королевская династия в Сигтуне имеет те же самые имена, что и в Бирке Эрик, Олав, Анунд и Емунд (и Бьйорн в форме Стирбьйорн). Это привело исследователя к выводу это одна и та же династия, которая правила в Бирке и Сигтуне. Предположительно около 970 г. Эрик Сегерсель перенес королевский двор в Сигтуну. Королевский двор на Адельсё возобновляется в 1060-х годах. Именно в этот период какой-то Хокон приказывает поставить тут памятный камень с рунической надписью для конунга (U 11). Имя Хокона в тексте рунической надписи отождествляют с королем Хоконом Реде или норвежским ярлом Хоконом Иварссоном.
Для восстановления структуры вика на оз. Мелар, как политико-административного и культового центра, надежных данных пока нет. Неясен характер укрепленного Борга (хотя здесь открыты ранние погребения по обряду сожжения, с богатым инвентарем). Обособленный, возможно дружинный, квартал известен с X в.
Городом, по свидетельству Римберта, управлял praefectus vici, опиравшийся на неких «могущественных», «знатных», «первых», «верных» (конунгу) potentes, principes, primores, fidelibus. Они составляли совет при короле, congregatio, consilium. Особо важные вопросы или конфликтные ситуации совет выносил на placitum, народное собрание. Наряду с primores,  народное собрание составляли populi, среди которых Римберт особо выделил multi negotiatores. Principes, negotiators, populi «знать», «купцы», «народ»; попытки выявить отражение этой общественной структуры в археологическом материале предпринимались неоднократно.

Город

Район на месте Бирки называется Черной Землей (Svarta Jorden) или Поселением (Bystan). Он получил это название от темной окраски из-за фрагментов древесного угля и органического материала, который придал почве черный цвет, отличающий ее от почв других частей острова. «Пятно» черной земли расположено вытянуто вдоль береговой линии протяженностью 600 м и расположено в пределах городского вала. Площадь этого «пятна» составляет около 7 га. Вал охватывает несколько большую территорию, около 12 га. Судя по данным фосфатного анализа, площадь поселения IX в. была несколько больше территории огороженной в X в. валом, и достигала 16 га.
Посреди поселения  расположена небольшая бухта, куда могли заходить суда с неглубокой осадкой. Найденные здесь остатки свай из тяжелого дуба, возможно, являются сохранившимися элементами пристани и волнорезов. Предположительно здесь располагались крепкие землекаменные опоры для деревянных причалов, расположенных в воде.
Над бухтой, высится обрывистая скала. На ней находилось городище Borg, окруженное валом с тремя воротами. Рядом с грунтовым могильником к северу от Борга в поздний период существования Бирки на искусственной укрепленной террасе были выстроены жилища, вероятно, для военного гарнизона города: расположенные над гаванью, они позволяли контролировать одно из самых уязвимых мест в системе обороны вика.
На северной оконечности поселения имеется другая бухта, которая называется Куггхамн (Kugghamn, от фризского kugg «корабль»), и традиционно считается, что она была предназначена для судов с более глубокой осадкой. Если название относится к периоду существования Бирки, то это означает, что Куггхамн, в частности, использовался для прохода судов фризского типа, которые назывались «когги». Другая гавань Корсхамн (Korshamn «крестовая гавань» возможно, название связано с христианской миссией Ансгария в 830 и 852 гг) соединяла город с находившимся в восточной части острова искусственным водоемом, Салвиксгруппен. В настоящее время его дно возвышается примерно на 1,5 м над уровнем озера, а, значит, в эпоху викингов он был заполнен водой на глубину, по крайней мере, в 3 м, причем без всякой опасности засорения. Водоём, в свою очередь, выходил к длинной лагуне, примерно 250 м в длину и 60 см в ширину. Ее естественное устье шириной примерно в 30 м перекрыто каменной стеной, в которой оставлен узкий проток.
Большое количество пепла, найденного в отверстиях в насыпи, выходящей к морю, как раз на запад от форта, объясняется тем, что в данном месте была установлена обращенная к проливу Седертелье сигнальная башня.
Обширные могильники окружают город, и по количеству могил была сделана попытка подсчитать среднюю численность населения Бирки. Результаты колеблются от 500-600 и до 700-1000 человек, однако при всех обстоятельствах это немало. Могилы свидетельствуют также о большом социальном расслоении жителей поселения.

Дома

К сожалению, в отличие от влажной почвы датского Хедебю или нашей Старой Ладоги, в которой прекрасно сохранилась органика, почва Бирки сухая и культурный слой здесь относительно тонок (около 2 м). Из-за сухости грунта дерево, ткань, кожа и другие органические материалы подверглись здесь разрушительному гниению. Потому данные о домостроительстве в Бирке крайне скудны.
В 1871-1874 гг. и 1878 г. Я. Стольпе раскопал площадь размером около 3200 м2. Во время раскопок были найдены каменные кладки, очаги, которые наверняка являются остатками фундаментов, и глиняная обмазка стен. Можно сделать вывод из публикаций новых раскопок, что поселение было застроено небольшими углубленными квадратными или прямоугольными сооружениями, которые сопровождались очагами и хозяйственными ямами.
На территории поселения археологи обнаружили два типа домов. Стены одного из них были сделаны из плетня, обмазанного глиной. Видимо, ее предварительно выравнивали и укладывали частями на стены дома, так что прутья все-таки оставались различимыми. Другой тип дома представлял собой сруб. При его строительстве использовали огромные вертикальные деревянные балки, которые тщательно подгоняли друг к другу. Промежутки между балками закрывали смесью глины и мха. Вероятно, большие, треугольные в разрезе глиняные куски, которые исследователи находят на территории древней Бирки, представляют остатки построек данного типа.
Строительство в Хедебю велось иными способами и, насколько мы можем предполагать, отражало разные национальные традиции. С этой точки зрения исследователи различают два подхода к строительству, которые были характерен для Бирки германский и скандинавский. Западногерманский способ заключался в укреплении стены дома с внутренней стороны с помощью досок, в то время как его внешняя сторона представляла собой плетение из прутьев. Скандинавский тип постройки отличает стена, составленная из вертикальных балок. Мы не встречаем аналогичного смешения народов (или традиций) где-либо ещё за пределами Бирки, однако это не позволяет нам прийти к какому-нибудь определённому выводу в отношении данных типов строения.

Укрепления

Изначально Бирка не имела укреплений: городская насыпь и вал были здесь возведены только в X веке, довольно неспокойном периоде на Балтике. Действительно, около 900 года место, где находилась сигнальная башня, было выровнено и укреплено, возможно, чтобы усилить оборонительные сооружения города. Здесь в большом количестве найдены оружие, части кольчуг, умбоны, ножи, наконечники копий и стрел, т.е. в основном предметы военного назначения, но совершенно отсутствуют вещи, которые могли бы принадлежать женщинам. Представляется вероятным, что здесь находился гарнизон города. На вершине скалы над гаванью в это же время был построен форт, контролировавший доступ к гавани. На западной стороне форта не требовалось возводить оборонительных сооружений, но на оставшихся трех были установлены мощные крепостные укрепления из земли и камней 6 футов высоту и от 25 до 50 футов толщиной с тремя воротами. Город располагался в 50 ярдах к северо-востоку от форта, так что между ними оставалось некоторое пространство, видимо, намеренно созданное строителями поселения. Из укреплений сохранилась только вал полусферической формы протяженностью 450 м сооруженный из песка, камня и гравия. Эта стена, возможно, расширялась в противоположном направлении к форту. Оборонительное укрепление достигало 1,5-2  м в высоту и 7-12 м в ширину, проходя вдоль вершины невысокого хребта, на довольно большом расстоянии от города. Оно, по-видимому, предназначалось, чтобы на раннем этапе определить угрозу возможного нападения, с этой целью и было оставлено пространство между городом и стеной для отражения атаки. Его могли также использовать и как контрольный пункт над любыми другими оборонительными сооружениями, отстоящими от горного хребта на некоторое расстояние. В сохранившейся части укрепления найдено не менее шести проходов. Скорее всего, здесь высились деревянные сторожевые башни, не сохранившиеся до настоящего времени.
В 1987 г. в северной части вала (сегмент 4) Л. Хольмквист Олауссон провела прорез, что позволило сделать вывод о нескольких этапах его сооружения. Наиболее старый вал (1а) был высотой около 0,75 м, шириной 3 м. Вал состоял из больших камней, среди которых зафиксированы остатки деревянных конструкций. Радиокарбонный анализ позволил датировать гибель этих конструкций от пожара в период между 770 910 гг. Через некоторое время начальный вал был укреплен (1b). Его датирование 774 902 гг. позволяет допустить, что досыпка была сделана вскоре после сооружения начального вала. Новый вал (2) высотой 1 м и шириной 4 м был сооружен из камня. Остатков древних конструкций не было выявлено, это усложнило датирование этого сооружения. Последний вал (3) состоял из песка смешанного с углем и перекрывал две предыдущих насыпи. На вершине насыпи был выявлен слой угля, что интерпретируется как остатки деревянного палисада. Выявлены фрагменты стекла, железные заклепки, остатки керамики, шлак. Верхняя граница сооружения вала датируется не позднее 886 890 гг.

Укрепление Борга длиной 350 м состоит из вала, в основе которого земля и камни. Высота вала 2-3 м, ширина 7-8 м. Как показали исследования, сверху вала располагались деревянные конструкции типа бруствера. Вал имеет три проезда, один из которых называется «Королевскими воротами». В сооружении конструкций выделяются как местные традиции, так и внешнее влияние. Деревянные конструкции вала горели дважды, причем после последнего пожара (конец X начало XI вв.) укрепления Борга не восстанавливались.

Гарнизон

На северо-запад от Борга на террасе, которая выступает в направлении Меларен, расположена местность, за которой с легкой руки Х. Арбмана закрепилось название «Гарнизон». Место ограничено с юга крутым обрывом, с севера холмом, с востока горой. Террасы окружены по периметру каменными «цоколями». Уже после разведывательных раскопок Я. Стольпе в 1877 г и Х. Арбмана в 1934 г здесь найдено большое количество разных элементов вооружения:  наконечники стрел, копий, секиры, детали щитов, пластины от ламеляра, фрагменты кольчуг, а также обломки гребней и монеты. Сразу же обратили внимание на отсутствие женских украшений, что вынудило Арбмана допустить, что на этом месте располагался военный гарнизон Бирки. В ходе новых исследований удалось выделить несколько этапов освоения этой местности.
Примечательно, что начальный период представлен только круглым каменным очагом. На протяжении второго периода тут располагалась каменное сооружение ремесленного назначения. Найдены также инструменты для ковки и полуфабрикаты. Несколько позднее на этом месте произошел пожар. В горелом слое найдено немало элементов оружия, инструментов и обгорелых костей. На протяжении последнего периода сооружается терраса II, на уровне этой поверхности найдены обломки замков, щитов, восточные дирхемы, самый молодой из которых датируется 938-939 или 940 гг.
Еще в 1925 г Г. Хальстрём [Hallström] допускал, что остатки сооружений и палисада, который размещался тут, вероятно входили в систему укреплений Бирки, и обозначил также их возможный ритуальный характер. Такое предположение, как выяснилось, имеет смысл. В 1998 г в пределах другой террасы, окруженной каменным цоколем, была найдена яма, заполненная камнем, под которым найдены фрагменты арабских дирхемов, около 100 обломков футляров от гребней, железное копье, бронзовый наконечник ножен меча и миниатюрный молоточек тора, выполненный из рога. Скорее всего, перед нами место жертвоприношений. Жертвенная яма располагалась в пределах какого-то помещения, очевидно большого здания, деревянные стены которого, соединенные между собой железными заклепками, покоились на каменном цоколе. Вблизи северо-западного цоколя, расположенного впритык к каменной скале, найдены умбон и детали щита, положение и обстоятельства находки которого позволяют допустить, что он висел на стене. Как показали археологические исследования верхней террасы, жертвенная яма находилась в пределах здания, размеры которого 8х15 м. Стены дома плетеные, обмазаны глиной, с внешней стороны размещались небольшие дренажные канавки. Расположение столбовых ям свидетельствует в пользу того, что сооружение представляло собой столбовой длинный дом с тремя проходами в середине. В южной части дома обнаружено большое количество костей животных и несколько ножей.
В связи с этими находками интересным становится одно место в «Жизни святого Ансгария (VA)», где речь идет о нападении на Бирку датского войска: «один шведский конунг по имени Анунд был выгнан из своего королевства и находился в Дании. Он хотел вернуть свое королевство и потому начал искать помощь у датчан, обещая им, что они получат большую награду, если пойдут за ним. Он пообещал им именно город Бирка, т.к. там было много богатых купцов и большое множество разных товаров, много денег и драгоценностей. Датчане были рады обещанному и поэтому снарядили на помощь ему 21 корабль с воинами и последовали за ним. Кроме того, он имел 11 собственных кораблей. После того как они покинули Данию, внезапно захватили они Бирку. Шведский конунг находился в этот момент далеко и не смог собрать воевод и войско. Только Хергейр, управляющий городом, находился в городе вместе с купцами и народом, который там оставался. В этой критической ситуации они спрятались в укреплении, которое располагалось неподалеку. Они стали давать обещания и приносить жертвы в большом количестве своим богам или скорее дьяволам, для того чтобы с их помощью можно было бы спастись в этой ситуации. Но поскольку укрепление не было особо прочным и их было очень мало, чтобы защищаться, отправили они посла к захватчикам с просьбой дружбы и мира. Конунг Анунд ответил, что они должны заплатить 100 фунтов серебра, как выкуп за город. На этих условиях они получат мир. Они выслали сумму, которая требовалась, и конунг ее получил». Было бы очень привлекательно допустить исследованные в «Гарнизоне» объекты с событиями, описанными в «Жизни…». Однако окончательно это можно будет установить лишь после атрибуции монет и полной публикации памятника.

Торговые связи

Материалы могильника Бирки и ее расположение позволяют характеризовать поселение на Мелар как торговый центр. Расположение Бирки позволяло ей служить отправной точкой торгового маршрута на Восток, в частности, в те его районы, которые в IX-X веках были наиболее богаты серебром. Путешествие из Бирки в Булгар было короче и легче, чем в Византию, к тому же путь лежал преимущественно по водам, удобным для судоходства. Величайшим достоянием Бирки было ее местоположение у перекрестка двух маршрутов, один из которых шел на юг к острову Готланд, южной Балтике, Хедебю и дальше, а другой вел через Финский залив к Волге. Через озеро и реки Бирка имела удобное сообщение со многими частями Средней Швеции и, что, возможно, еще важнее, с севером Швеции, куда можно было добраться морем или через цепь озер, рек и ледниковых морен. Летом этот внутренний маршрут, наверное, был не особенно удобным, но зимой, когда реки и озера замерзали, они могли служить магистралями через леса, и тогда почти никакие препятствия не отделяли Бирку от севера.
Бирка лежала в относительно густонаселенной области Швеции Уппланде, неподалеку от древнего религиозно-политического центра Старой Уппсалы. Здесь собирались ярмарки, на которые привозили товары жители Уппланда. Бирка сохраняла свое значение большого торгового центра не только в летний, но и в зимний периоды времени. Во многих могилах на кладбище поселения найдены ледоходные шипы  и большое количество коньков, свидетельствующих о том, что торговля не прекращалась и тогда, когда замерзало озеро, соединявшее город с Балтийским морем. Кроме того, зима была лучшим временем года для торговли мехами, которые обменивались на серебро и шелк с Востока, а также соль, одежду и предметы роскоши из Западной Европы. В ходе раскопок в Бирке нашли остатки хорошего шелка с золотым узором, привезенного, вероятно, из Китая. Больше в Бирке нет ничего, что происходило бы из столь отдаленных мест, однако найдены разнообразные украшения, стеклянные предметы и кольца, включая изделие, украшенное аметистом с арабской надписью, которое было доставлено с мусульманской территории к юго-востоку от Каспийского моря. Многие из этих привозных вещей, похоже, берут свое начало из восточных частей Халифата и подтверждают созданное благодаря изучению монет впечатление, что Бирка, как и вся восточная Прибалтика, поддерживала связи скорее с Волгой, нежели с Днепром (едва ли были контакты с Византией). Для западных связей большое значение имели отношения с Хедебю и другими североморскими центрами.
В 92 могилах были найдены монеты, выпущенные в мусульманских странах. Западноевропейские деньги удалось обнаружить лишь в 13 могилах. Есть мнение, что через Бирку шла продажа рабов на Восток.
С востока в Бирку поступали мёд, воск, меха, шёлк, стекло, драгоценные камни, пряности. С юго-запада, то есть из фризского Дорестада, датского Хедебю, приходили франкские мечи, фризское сукно и кувшины, составные гребни, стекло, вино, украшения франкского и фризского происхождения. Моржовая кость и китовая шкура для корабельных канатов поступали морским путём из Северной Норвегии и Бъёрмаланда
Обработка железа, поступавшего из металлургических центров в горных округах на северо-западе Средней Швеции, так же как и массовое производство на рынок других видов ремесленных изделий, свидетельствуют о тесных взаимосвязях Бирки с округой. Решающую роль здесь играли рудоносные зоны западнее и севернее оз. Меларен, особенно обширные в области Даларна. Эксплуатация месторождений горных и болотных руд и контроль над транспортировкой железного сырья по водным путям к оз. Меларен, а затем через Хельгё и позднее — Бирку на восток создавали экономическую основу для невиданной ранее на Севере концентрации политической власти шведских конунгов. Уже давно обсуждается значение рудников Даннемура в связи с усилением экономической основы власти шведских конунгов и вытекающих отсюда организационно-политических возможностей.

Ремесло

Обильный материал, полностью еще не опубликованный свидетельствует об оживленной ремесленной деятельности. Известно, что в Бирке чеканили свою монету, это означает, что в городе была развита металлообработка. Сотни фрагментов гребней, полуфабрикаты и отходы документируют косторезное ремесло. Изготовление бус стеклянных, сердоликовых, из горного хрусталя и янтаря связано с производством, основанным как на местном, так и на привозном сырье. Развита была обработка камня (сосуды из жировика, точильные бруски), литье бронзы, обработка благородных металлов, ткачество, кожевенное дело. Технический уровень характеризуют приемы филиграни по золоту и серебру или простейшие способы дамасцировки в кузнечном ремесле.

Упадок

Конец Бирки можно датировать довольно точно. Полное отсутствие там столь обычных для Швеции германских и английских монет конца X века говорит о том, что она обезлюдела самое позднее к 1000-му, а может быть, и до 980 г. Самые новые из найденных там монет были отчеканены либо в 963 г., либо в 967 г., и гибель ее вполне могла последовать очень скоро после этого. Причины ее исчезновения обсуждались многими учеными. Отсутствие отчетливого слоя древесного угля делает маловероятным ее уничтожение в результате какого-либо насильственного акта. Высказывалась версия об изменении уровня воды в озере, но сделать этот остров непригодным для жизни в конце X века оно не могло. Согласно другому предположению, понижение уровня воды привело к закрытию южного выхода из озера через Седерталье. Значительно убедительнее другое объяснение упадка Бирки. Между 965 и примерно 970 гг. оказалось нарушенным прямое сообщение между Балтикой и Волгой. Об этом говорят свидетельства нумизматики. Для Бирки последствия такого нарушения должны были обернуться катастрофой. Связи с Волгой имели для нее первостепенное значение, и как только этот маршрут был закрыт, Бирка оказалась отрезанной от главного, если не единственного источника своего благосостояния.
Предполагают, что Бирка прекратила свое существование в последней четверти X в. История ее исчезновения не выяснена. Одни ученые выдвигают догадку, что Бирку разорили датские викинги. Однако раскопки не обнаружили следов насильственного уничтожения и сожжения этого города. Другие связывают исчезновение Бирки с утратой ею значения промежуточного центра торговли с Волгой, последовавшей после разгрома Булгара Святославом в 965 г., и указывают на изобилие в могилах Бирки арабских монет, относящихся ко времени до 950 г., и почти полное отсутствие таких монет от второй половины X в. Высказывалась также мысль, что понижение уровня воды в Меларене сделало невозможным подход к Бирке судов. Так или иначе, около 975 г. Бирка сходит со сцены, и главным торговым центром на Балтике с конца X в. становится остров Готланд.

Церкви и проповедь Ансгария

Столь же неясна структура церковной организации. Правда, в северной части Хемландена зафиксирован каменный фундамент постройки, размером 30X15 м; подобная же кладка, 30X12 м есть в южной части Хемландена (обе на территории, защищенной валом X в.). Первую из них еще в XX в. народная молва называла «Kyrkan» «Церковь». Именно вокруг этих неисследованных построек располагаются два грунтовых могильника с массовыми ингумациями: возможно, это христианские кладбища возле церквей, основанных Анскарием.
Подробности миссии Анскария (Ансгара) в Бирке известны благодаря его жизнеописанию, составленному Римбертом около 875-888 гг. Бенедиктинские монахи Ансгар и Витмар были посланы на Север императором Людовиком Благочестивым и архиепископом реймсским Эбо, который был назначен папским легатом в северных странах после крещения датского конунга Харальда Ворона (в Майнце, в 826 г.). Миссионеры (по дороге ограбленные викингами) прибыли в Бирку в 829 или 830 г. Они были приветливо встречены конунгом Бьёрном, и «префектом вика» Хертейгром, построившим сразу после прибытия бенедиктинцев первую в Швеции, церковь.
Проповедь христианства, разрешенная королевским советом, на первых порах шла успешно. Примерно десять лет в Бирке действовали епископ Гаутберт и священник Нитхард, подчинявшиеся архиепископу реймсскому. Ансгар стал архиепископом гамбургским.
«Языческая реакция» наступила в середине IX в., и связана, видимо, с возросшем размахом экспансии викингов на ее втором этапе (834-863 гг.). В 845 г. викинги разграбили Гамбург. Одновременно вспыхнуло языческое восстание в Бирке. Нитхард был убит, Гаутберт изгнан. Лишь в 852 г. Ансгар снова посетил Бирку и смог добиться поддержки нового конунга, Олава, а также тинга Бирки, которые разрешили построить церкви и содержать при них священников. «Языческая партия», однако, сохранила сильные позиции. Епископы Эримберт, Ансфрид и Римберт (тезка биографа) не смогли добиться больших успехов. Последние известия об активности христианской церкви в Бирке относятся к 936 г., когда здесь умер прибывший с новой миссией архиепископ гамбургско-бременский Унно. Судя по динамике развития языческих погребальных обрядов, по появлению богатых камерных могил с захоронениями знатных воинов в сопровождении наложницы и верхового коня, под курганом, «языческая реакция» в Бирке X в. одержала верх.
+5
x
Наплюсовали на 7
Наминусовали на 1
Реклама

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.