"ДОБРЫЙ РЫЦАРЬ" ЖАК ДЕ ЛАЛЕН и тройное ристание в Стерлинге, 1449 г. (Бургундцы против шотландцев - кто сильнее?)


                                                                        Герб Джеймса Дугласа.
 

В 1448 г. ко двору молодого шотландского монарха Якова IIСтюарта прибыл герольд Шароле, который от имени Жака де Лалена вызвал шотландское рыцарство на благородное ристание. Вызов принял Джеймс Дуглас, младший брат Вильяма, восьмого графа Дугласа, регента Шотландского. Герольд Шароле вернулся ко двору Филиппа Доброгои в торжественной обстановке огласил ответ шотландской партии.Обрадованный Лален получил благословение герцога на поединок и стал собираться в дорогу.

Вместе с Лаленом честь бургундского рыцарства вызвались поддержать мессир Симон де Лален, его дядя, и бретонский оруженосец Эрвэ де Мерядек. В декабре уходящего 1448 г., сопровождаемые многочисленными слугами и охраной, бургундцы погрузились в Дюнкерке на корабли и отплыли в Шотландию.

Поединок состоялся 25 февраля 1449 г. в Стерлинге, в присутствии короля Якова II, регента Вильяма Дугласа, шотландских придворных, многочисленных гостей и пятитысячной толпы жителей города и его окрестностей. Сражаться решили пешим порядком и трое на трое: Жак де Лален против Джеймса Дугласа, Симон де Лален против Джона Росса и Эрвэ де Мерядек против Джеймса Дугласа Лохлевенского, двоюродного племянника шотландского регента.

Перед поединком бургундские гости торжественно проследовали в свой павильон. На обоих Лаленах были надеты длиннополые робы из черного бархата, подбитые куньим мехом, Мерядек был облачен в короткий черный жакет. Следом за поединщиками слуги несли два сундука с их доспехами. Сундуки были покрыты завесями с вышитым гербом Лалена. Пройдя в павильон, бургундцы с помощью слуг облачились в крепкие стальные доспехи и вооружились предусмотренным турнирным оружием.

Каждый поединщик взял в правую руку копье для метания, в левую – топор на длинном древке, на пояс повесил меч и кинжал. Несмотря на смертельную опасность, Жак вновь оставил лицо открытым. После церемонии приветствия шотландского короля и регента, а также многочисленной знати, все шесть бойцов вошли в огороженное барьерами ристалище и встали напротив друг друга — три бургундца против трех шотландцев.

По правилам боя тот из поединщиков, кто раньше других успевал одолеть своего противника, мог придти на помощь товарищу. Однако перед схваткой Жак де Лален попросил своих компаньонов не помогать ему. Бургундцы также договорились не использовать копий, а сражаться топорами.

 

                                                              ***

Прозвучал сигнал к началу боя и бургундцы, разом отбросив копья, подняли над головой топоры и под рев зрителей сошлись посреди ристалища с цветом шотландского рыцарства. Молниеносным выпадом Жак де Лален выбил у своего противника, Джеймса Дугласа, копье, и шотландец, гневно вскрикнув, перехватил двумя руками топор, готовясь в свою очередь атаковать бургундца.

Тем временем Симон де Лален, сражавшийся по правую руку от своего племянника, парировал удар копья, который нанес Джон Росс, и тоже выбил оружие из рук шотландца. Росс пустил в ход топор и стал теснить противника, полагаясь на свою физическую силу. При этом бургундец и шотландец с такой яростью осыпали друг друга ударами, что искры летели от доспехов, а забрала шлемов-басинэ и сами шлемы покрылись вмятинами.

 Между тем, в секторе Эрвэ де Мерядека бой протекал при полном превосходстве бретонского оруженосца. Сначала его противник Джеймс Дуглас Лохлевенский опасно атаковал бретонца копьем в лицо, но промахнулся. Наконечник оружия пронзил левый рукав гербового плаща Мерядека и со звоном отскочил от стальной кирасы. В тот же момент Эрвэ взмахнул топором и обрушил на шлем соперника сильнейший удар, от которого шотландец свалился на землю. Обрадованный падением Джеймса Лохлевенского, Мерядек развернулся, намереваясь прийти на помощь Симону де Лалену, которого теснил Джон Росс. Но тут Лохлевен, пришедший в себя, стал подниматься на ноги, и Мерядек вновь обрушил на него удар.

Тем временем атака Росса выдохлась, и Симон де Лален перехватил инициативу. Нанося быстрые и меткие удары топором, обухом и острым наконечником своего оружия, бургундский воин постепенно оттеснил шотландца к барьеру.

Однако судьба сражения решилась в секторе главного бургундского бойца. Жак де Лален вторично разоружил противника, выбив у него топор из рук. Взревев от ярости, Дуглас выхватил кинжал и стал наносить им короткие колющие удары, целя Лалену в открытое лицо. С удивительным хладнокровием Лален отбил атаку противника. Ухватившись пальцами левой руки за прорезь в забрале шлема Дугласа, мессир Жак выхватил свой меч. Взявшись за клинок, Лален стал использовать меч в качестве кинжала. Однако в завязавшейся борьбе бургундский рыцарь выронил оружие. Не растерявшись, Лален схватился обеими руками за забрало шлема шотландского бойца с намерением швырнуть противника на землю борцовским приемом. В этот миг король Яков бросил в ристалище судейский жезл, спасая своих воинов от неминуемого поражения. Бой закончился с явным преимуществом бургундской партии.

 

                                                            ***

Распрощавшись с хлебосольным двором шотландского короля, бургундцы направились в Лондон. Однако английский король Генрих VIоказал именитым искателям приключений весьма прохладный прием и запретил проводить турнирные состязания на территории королевства.

«Таким образом, три компаньона оставили королевский двор, так и не проведя поединка, как того желал мессир Жак, — писал в своих мемуарах Оливье де Ла Марш. — Они прибыли в Сэндвич, чтобы морем вернуться в земли герцога Бургундского. Но в этот момент английский оруженосец по имени Томас Ке (он был родом из Уэльса и отсутствовал при дворе, когда там находился мессир Жак), узнав о том, что поединок был запрещен в английском королевстве, испросил у короля разрешение и, будучи человеком благородным и отважным, последовал за мессиром Жаком и нашел его на корабле, готовом к отплытию; он поднялся по трапу на борт судна и сказал мессиру Жаку, что видит Бог, как он сожалеет о том, что такой благородный и знаменитый рыцарь, прибыв в английское королевство, не смог осуществить свое желание сразиться на поединке. Поэтому он /т.е. Томас Ке/ готов через шесть недель пересечь море и в присутствии и  под судейством герцога Бургундского, а также с Божьим благословением вручить мессиру Жаку свой вызов. В конечном итоге этот Томас сумел договориться о поединке. Мессир Жак приказал поднимать якоря и выйти в море; путники приплыли в Эклюз и нашли герцога в Брюгге в хорошем настроении и добром здравии». 
+5
x
Наплюсовали на 2
Реклама
Арсений Зеленцов
Джеймс Дуглас Лохлевен выжил после того как его вырубили второй раз уже в лежачем состоянии? :))
Клим
Хорошие латы и мозг залитый виски делают человека неуязвимым!
Та выжил. Мерядек его так и колошматил до конца боя.
Сергей
Поэтому он /т.е. Томас Ке/ готов через шесть недель пересечь море и в присутствии и под судейством герцога Бургундского, а также с Божьим благословением вручить мессиру Жаку свой вызов.
Меня особенно порадовал аргумент этого Тамаса Ке, когда ему попытались завернуть полекс, который он на оговоренный поединок притащил. Мол, я ж его из самой Англии специально пёр, зря что ли? Очень современные реалии напоминает))
Томас Ке вообще вел себя не спортивно: сперва тупо выпрашивал, чтобы ему оставили его оружие, а после поединка спорил с судьями, доказывая, что хоть он и рухнул на четвереньки и воткнулся забралом в песок так, что слугам пришлось выдирать его из земли, но само тело его земли не коснулось, поэтому он не проиграл…
Напоминает мне некоторых реконструкторов сегодняшних.

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.