Ромео и Джульетта времен Великой Отечественной

Прочитав эту статью, подготовленную РИА Новости, невольно подумалось, что драма Шекспира поистине вечна и не относится к какому-то конкретному народу — свои Ромео и Джульетты были не только в Италии. 

 
 
«Реальная история нереальной любви…

Это история о том, как любили друг друга, воевали и погибли в один день партизанка Маша Васильева и немецкий офицер Отто Адам. Ее поведал ветеран Великой Отечественной войны Владимир Фомич Голованов. Он утверждает, что знал людей, которые вполне могли быть прототипами немецкого офицера Кана и русской девушки Маши – киногероев вышедшего недавно на экраны художественного фильма «Сталинград». 

В 1941 году Голованов семнадцатилетним пацаном из Абанского района попал в эвакуированное в Красноярск Первое Киевское артиллерийское училище. Оттуда после шестимесячной подготовки — под Сталинград (в составе 881-го истребительно-противотанкового полка). В июле 1942 года началось наступление вермахта. 

Тридцать два бойца, в том числе Голованов, прикрывали эвакуацию генералов Чуйкова и Колпакчи. Владимир был ранен в ногу, пытался перебраться через Дон и на берегу реки Чир попал в плен. Но бойцу удалось сбежать по дороге в лагеря. 

— Вместе с одним «лагерным дружком» стали ходить по селам. Жители пускали нас на ночлег, кормили, дали гражданскую одежду, — вспоминает Владимир Фомич.

Зашли однажды в Артюшково, осторожно прокрались до крайней хаты, чтобы узнать, есть ли в селе немцы или полицаи.

— Подошли к ограде, видим, мужик в сарае лошадь кормит. Зовем: «Эй, дяденька, подойди сюда»… Дяденька повернулся, а на нем немецкая форма. Он подходит к нам. «Halt»,- говорит. Мы чуть не плачем, но у него автомат. Немец подзывает. «Komm, komm». Вот так я встретился с Отто. Завел нас в хату, а там девушка красивая — Маша, — рассказывает Голованов.

Немецкий обер-лейтенант Отто Адам был начальником оружейного склада в городе Рыльске. Тридцатилетний офицер, среднего роста, с пепельными волосами и большими серыми глазами, начал воевать еще в 1939 году. В Рыльске он встретил восемнадцатилетнюю Марию Васильеву. Красавица-блондинка с длинными косами работала переводчицей в немецкой комендатуре. 

Между ними возникло чувство. Горожане осуждали девушку, работающую на немцев и принимающую ухаживания вражеского офицера. Вот только в отличие от фильма «Сталинград», это была не обычная любовная история. 

Васильева работала в немецкой комендатуре по заданию партизанского штаба, она добывала информацию, помогала с боеприпасами. От Отто это не укрылось, вскоре он начал подбрасывать Маше документы, как бы невзначай разбалтывать секретные сведения. Неизвестно, когда и как они раскрыли карты друг перед другом, но вскоре Отто стал и сам снабжать партизан боеприпасами.

Однако совместная подпольная деятельность немца и русской продлилась недолго. Под угрозой разоблачения они вынуждены были бежать к партизанам Синегубова. Рассказывали даже, что Адам убил немца, поймавшего Васильеву за копированием секретных документов. 
Немецкое командование объявило за Адама награду в 15 тысяч рейхсмарок. Партизанское командование, узнав, что в отряде Синегубова появился немец, на всякий случай рекомендовало его расстрелять. Синегубов не подчинился приказу.

Переодетые в немецкую форму Отто и Маша вели разведку. Заезжали в села, общались с полицаями и солдатами вермахта, собирали информацию. В одном из таких рейдов они и наткнулись на бежавшего из плена Голованова и его приятеля. Владимир стал в их группе третьим.

— Характер у Маши был ровный и мягкий, скромный. Да и Отто тоже был обыкновенный человек. Только тем он и выделялся, что совсем не говорил по-русски. Носил шапку-ушанку, курил самокрутки с ядреной махоркой, — вспоминает Голованов.

В марте 1943 года немцы бросили на ликвидацию партизанского отряда крупные силы. Шли тяжелые бои, партизаны пытались оторваться от наседающего противника. 

— Отряд загнали в лес. Отступать пришлось через болота, покрытые коркой льда из-за ударивших небольших морозов. Проваливаясь сквозь лед, по пояс брели в холодной воде, — вспоминает Владимир Фомич. 

В бою Голованова ранили, Отто Адам вынес его из-огня и тащил потом по ледяному болоту. Это была их последняя встреча. Дальнейшие события Владимир Фомич знает со слов местных жителей. 

Сельчане рассказали, что через несколько дней после боя Адам и Васильева, возвращаясь из села Званное, попали в засаду карательного отряда. Как-то получилось, что на двоих у них остался один пистолет с несколькими патронами. Отто отстреливался до конца, а когда остался один патрон, прижал голову боевой подруги к своей и выстрелил себе в висок… 

В 1957 г. Владимир Фомич приехал в Курскую область в качестве свидетеля по делу бывшего полицая, которого разоблачили только через десять лет после войны. Там он и рассказал историю о Маше и Отто. К 20-летию победы их останки похоронили в братской могиле.

В те годы об их истории заговорили. Писали в советских и немецких газетах, нашли родственников немецкого партизана. Местный прокурор даже пьесу написал на эту тему. 
Говорят, что родители Отто Адама несколько раз приезжали в Советский Союз, на могилу сына и его девушки, встречались с матерью Маши. Вроде бы в семейном склепе Адамов в Германии они поставили мраморный памятник влюбленным…»


По материалам «РИА Новости» http://ria.ru/
+2
x
Наплюсовали на 2
  • 3
  • 2293
  • 12 ноября 2013,
Реклама
Клим
Даже если это правда (а отдает водевилем), то никакой вообще схожести с «Волгоградом» Бондарчукчи.
Alena
Клим: соглашусь с тобой — быть может, журналисты добавили романтики — уж как-то совсем идеально получается. Хотя, чего только в жизни не бывает.

Да, конечно, абсолютной схожести нет — Канн-то воевал против, а Отто за. Просто сам факт любви между немецким солдатом и русской девушкой в такое время и в такой стране, где иностранцев можно было по пальцам пересчитать.
ZlenaDanko
Вот ещё раз порекомендую, теперь уже настоятельно, к просмотру фильм ,, Франц и Полина,,

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Регистрация тут.